Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунального сферы, поиск новых форм и методов государственного управления им.
Цель курсовой работы состоит в том, чтоб при исследование ЖКХ в г. Нижний Новгород, дать полный анализ ситуации в городе, выявить структуру, проблемы ЖКХ и меры совершенствования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты организации содержания жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования………….5
Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством……………..…8
Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород …………13
2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород…………………………....13
2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры………..18
Глава 3. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы…………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

     Каждый  уровень имеет конкретную организационную  структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.

     Разработанная структура уровней управления позволяет  организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.

     Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи – необходимый элемент успешного реформирования отрасли.

     Второй  уровень управления отображает различные  формы управления жилищным фондом и  их особенности, определенные в ЖК РФ. На практике в настоящее время  различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК – организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ – объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, – наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы, и мы не рекомендуем его повсеместное использование.

     Каждая  форма управления ЖФ имеет ряд  особенностей, оказывающих влияние  на эффективность этого управления в тех или иных условиях.

     Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

     Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нижний Новгород

2.1 Анализ ситуации ЖКХ в г. Нижний Новгород

    По состоянию на 01.01.2010 года общее количество многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, составляет 9972 единиц, из них в 1084 домах созданы товарищества собственников жилья, в 169 домах жилищно-строительные кооперативы. 
   В управлении управляющих организаций находится 7931 многоквартирный дом. В 225  многоквартирных домах собственники помещений не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.   
   В 219 многоквартирных домах все помещения находятся в собственности муниципального образования.  
 
   В последний год прослеживается тенденция роста количества вновь зарегистрированных и реорганизованных из жилищных и жилищно-строительных кооперативов товариществ собственников жилья. Со стороны департамента жилья и инженерной инфраструктуры, в целях выполнении условий получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с собственниками помещений в многоквартирных домах посредством СМИ проводится информационно-разъяснительная работа о преимуществах различных способов управления домом. 
 
    По инициативе администрации города создана нижегородская Ассоциация собственников жилья, которая, являясь деловым партнером администрации, оказывает квалифицированную практическую помощь собственникам помещений многоквартирных домов. 
 
   Администрация города участвует  в финансировании работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в доле муниципалитета, оказывают бюджетную помощь на проведение капитального ремонта. 
 
    В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предоставление бюджетных средств на капитальный ремонт жилых домов возможно при следующих условиях: 
- принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об участии в адресной муниципальной программе по проведению капитального ремонта, утверждение сметы расходов на капитальный ремонт; 
- принятие собственниками помещений решения о долевом софинансировании капитального ремонта - не менее 5% от предоставляемых средств. 
 
   В 2008г. на основные направления капитального ремонта многоквартирных домов было направлено 2,55 млрд. руб. в т.ч.: 
- средств городского бюджета - 1328 млн. руб. 
- средств областного бюджета - 209,0 млн. руб.  
- средства Фонда - 863,0 млн. руб.  
- средства собственников помещений 150 млн. руб. 

Всего в 2008 году капитальный ремонт проводился на 4159 домах (550 домов ТСЖ и ЖСК). 
 
    В 2009г. в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Нижнем Новгороде за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода были проведены работы по капитальному ремонту на 400 домах. Общая стоимость работ составила 546,1 млн. руб., в том числе: 
- 462,83 млн. руб. - средства Фонда, 
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской области, 
- 20,56 млн. руб. - средства бюджета города Нижнего Новгорода, 
- 42,15 млн. руб. - средства собственников помещений в многоквартирных домах.

Виды работ Ед. измерения  Объем работ  Количество  домов 
Ремонт  внутридомовых инженерных систем х х 327
Ремонт  или замена лифтового оборудования ед. 45 15
Ремонт  крыш тыс.кв.м. 87,795 87
Ремонт  подвальных помещений тыс.кв.м. 24,534 29
Утепление и ремонт фасадов тыс.кв.м. 175,887 71
Установка приборов учета ед. 357 239

 

    Кроме того, финансовую помощь в размере 18,5 млн. руб. из бюджета города на проведение аварийно-восстановительных работ получили 88 ТСЖ. 
Всего в 2009 году за счет всех источников финансирования работы по капитальному ремонту были выполнены более чем на 2 тыс. домов.   
 
    В 2010г. в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Нижнем Новгороде за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода запланирован капитальный ремонт 262 домов. Общая стоимость работ составит 310,38 млн. руб., в т.ч.: 
- 242,39 млн. руб. - средства Фонда, 
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета Нижегородской области, 
- 10,76 млн. руб. - средства бюджета города Нижнего Новгорода, 
- 46,44 млн. руб. - средства ТСЖ, собственников помещений в МКД. 
 
    В текущем году будет сформирована программа по установке общедомовых приборов учета на системах холодного водоснабжения, реализована муниципальная адресная программа "Освещение придомовых территорий города Нижнего Новгорода".

   Теплоэнергетический комплекс города Нижнего Новгорода включает в себя 272 котельные (в том числе 167 котельных, находящихся в муниципальной собственности города), отапливающие жилищный фонд и объекты социальной сферы; центральных тепловых пунктов и тепловых насосных станций - 251 ед., 2752 км. тепловых сетей в однотрубном исчислении (в том числе находящихся в муниципальной собственности - 2535 км.). 
 
    В систему водоснабжения города входят 5 водозаборных станций, 234 повысительных насосных станций, 1854 км. водопроводных сетей. 
 
    Система канализации включает в себя Нижегородскую станцию аэрации, 109 ед. насосных канализационных станций, 1392 км. сетей канализации. 
 
   Система электроснабжения включает в себя 4274 км линий электроснабжения (в том числе 1316 км, находящихся в муниципальной собственности города). подстанций 110 кВ - 24 ед.; распределительных пунктов - 137 ед.; трансформаторных подстанций - 1645 ед. 
 
    В 2009 году ресурсоснабжающими организациями выполнен капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности: 
- сетей отопления и ГВС - 76,3 км; 
- сетей холодного водоснабжения - 24,1 км. 
- сетей канализации - 3,4 км. 
- сетей электроснабжения - 29,9 км. 
 
    Всего в рамках подготовки к отопительному сезону 2009-2010гг. реализовано мероприятий по ремонту инженерной инфраструктуры общей стоимостью 990 млн. руб. (ОАО "Нижегородский водоканал", ОАО "Теплоэнерго", ООО "Энергосети"). 
 
    В период подготовки к зиме 2009-2010гг. наиболее острыми моментами были вопросы обеспечения теплоснабжением домов и объектов социальной сферы от ведомственных котельных: ОАО "Вермани", ОАО "Снабспецпром" (бывший ОАО "Хлебзавод №5"), Нижегородская сельхозакадемия. Решения по всем котельным найдены. 
    Котельная сельхозакадемии принята в муниципальную собственность. Её подготовка к зиме произведена силами ОАО "Теплоэнерго". Надо отметить, что котельная передана в крайне неудовлетворительным состоянии и требовалось выполнение большого объема работ в кратчайшие сроки. 
 
   В настоящее время ОАО "Теплоэнерго" завершаются работы по обеспечению горячими водоснабжением домов, подключенных к котельным ОАО "Вермани" (ж.д. №1б по переулку Светлогорский, ж.д. №4 по проезду Светлогорский) в Советском районе и ООО "Снабспецпром" (ж.д. №15 по ул. Профинтерна) в Ленинском районе.
 
 

2.2. Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры

 

 Управлением ЖКХ г. Нижний Новгород занимается Департамент жилья и инженерной инфраструктуры, который  организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, обеспечивает коммунальное обслуживание населения, организует работы по благоустройству города. 

Структура департамента жилья и инженерной инфраструктуры 
 

Основные  функции Департамента: 
1. Участие в разработке и корректировке генерального плана развития города Нижнего Новгорода.  
 
2. Составление концепции развития жилищно-коммунального хозяйства города.  

3. Анализ состояния  жилищно-коммунального хозяйства в городе и формирование приоритетного ряда проблем развития жилищно-коммунального хозяйства.  
 
4. Подготовка для принятия главой администрации города правовых актов по жилищно-коммунальному хозяйству.  
 
5. Определение потребности в капитальных вложениях на развитие жилищно-коммунального хозяйства города, осуществление контроля за их использованием.  
 
6. Планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.  
 
7. Организация аукционов и конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.  
 
8. Разработка перечня приоритетных объектов инженерной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых должно осуществляться за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.  
 
9. Разработка целевых программ по подготовке объектов теплоэнергетического комплекса, социально-бытового и жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях, осуществление контроля за их реализацией.  
 
10. Координация деятельности жилищно-эксплуатационных служб и муниципальных унитарных предприятий по проведению проектных, строительно-монтажных работ на объектах инженерной инфраструктуры, по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, лифтового оборудования, систем дымоудаления.  
 
11. Осуществление контроля за санитарным содержанием городских территорий, состоянием уличного освещения, озеленения площадей, парков, скверов, производством земляных и инженерно-коммуникационных работ.  
 
12. Осуществление контроля за сохранностью и соблюдением правил пользования жилищным фондом и его придомовыми территориями.  
 
13. Организация работы с кадрами подведомственных организаций, принятие мер по повышению их квалификации.  
 
14. Организация приема граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб. Принятие соответствующих решений.  
 
15. Привлечение в установленном порядке на договорной основе для разработки вопросов, входящих в компетенцию департамента, научно-исследовательских организаций, а также отдельных ученых и специалистов.  
 
16. Проведение совещаний по вопросам, входящим в компетенцию департамента, с привлечением необходимых специалистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства