Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:48, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1. Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы.
Вопрос №2. Основные понятия, связанные с трудом.
Вопрос №3. Трудовой потенциал общества, его характеристики.
Вопрос №4. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.

Файлы: 1 файл

Экономика труда.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Экономика труда. Вопрос №15

Рынок труда: сущность и основные составляющие.

 
Рынок труда – это:  
1) система общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы, 
2) экономическое и географическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы.  
3) механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.  
В широком смысле принято говорить о совокупном рынке труда, который охватывает все совокупное предложение, все ЭАН и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силы).  
В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда, основными характеристиками которого являются предложения рабочей силы, т.е. контингент населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.  
Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов: 
― Открытый рынок труда – это ЭАН, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантный рабочие места во всех секторах экономики. 
― Скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.  
Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.  
Главными составляющими частями совокупного рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос, как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют емкость совокупного рынка труда. 
К функциям рынка труда относятся: 
1. Организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы; 
2. Обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия 
3. Установление равновесных ставок заработной платы. 
4. Содействие решению вопросов занятости населения 
5. Осуществление социальной поддержки безработных.

Экономика труда. Вопрос №16

Сегментация рынка труда; соотношение  внутреннего и внешнего рынков труда.

 
Сегментация рынка труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются факторы:  
• географическое положение (регион, город, район и т.д.); 
• экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению, распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и пр.);  
• демографические факторы – половозрастной и семейный состав населения;  
• социально-экономические - уровень образования; 
• профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и пр. 
Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. 
Первичный рынок труда – рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивные технологии, система управления, сильные и эффективные профсоюзы и т.п. 
Вторичный рынок труда – характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием технологий. 
 
Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия. Внутренний рынок труда обусловливается наличием и составом работников на предприятии, их движении внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь созданных и ликвидируемых рабочих мест. 
Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

Экономика труда. Вопрос №17

Цель и содержание государственной политики занятости.

 
Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. 
Политика на рынках труда по улучшению занятости и снижению безработицы 
• Политика формирования спроса на рабочую силу 
- Сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях 
- Создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства 
- Организация общественных работ 
- Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала 
• Политика сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы 
• Политика формирования предложения рабочей силы 
- Обучение, переобучение и повышение квалификации работников 
- Развитие самозанятости 
- Регулирование продолжительности рабочего времени 
- Регулирование миграционных процессов 
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель – управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают: 
• тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку; 
• предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство; 
• государству. 
Функции служб занятости: 
• Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда 
• Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства 
• Оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников 
• Организация профориентации и профконсультирования высвобождаемым работникам и незанятому населению 
• Организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных в системе службы занятости или в других учебных заведениях 
• Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости 
• Регистрация безработных и оказание им помощи, включая выплату пособий 
• Организация общественных работ 
• Контроль за соблюдением трудового законодательства 
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ использует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные).

Экономика труда. Вопрос №18

Основные меры по реализации активной политики занятости.

 
Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику. 
1) пассивный – меры по вовлечению в сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроится а также меры социальной защиты вынужденно незанятых: 
• учёт б/р  
• поиск рабочих мест для безработных, их трудоустройство 
• регистрация безработных 
• материальная поддержка б/р (связана с разработкой чёткого порядка выплаты пособий, кому в каких размерах и продолжительность выплат) 
2) активный – меры активной политики занятости, нацеленные на то, чтобы свести уровень продолжительности б/р к естественной норме и максимально сократить срок незанятости. 
• стимулирование предложения труда  
• стимулирование спроса на труд 
• меры по согласованию спроса и предложения на труд 
• меры помощи регионов 
Активная политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д. 
Для этого государство осуществляет следующие меры: 
• создание системы достоверной полной и доступной информации о наличии вакансий 
• организация профориентации, профконсультирования, профпереподготовки и соц. адаптация незанятого населения 
• профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путём: 
- тщательного подбора вариантов трудоустройства 
- обеспечение возможностей территориальной мобильности РС (поиск работы по всей территории страны) 
- сохранение занятости за счёт компенсационных выплат и субсидий к з/п работникам видимой части скрытой б/р 
- помощь людям, испытывающим особые трудности в трудоустройстве (инвалидам, молодёжи, пожилым людям) 
- активная политика не только поддерживает существование тех, кто потерял работу, но поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политик поддержки доходов за счёт соц. выплат, уменьшает затраты гос. бюджета, снимает напряжённость в обществе, увеличивает производительность труда. 
Цели и направления политики регулирования рынка труда 
На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий: 
• международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр,; 
• сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп; 
• разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

Экономика труда. Вопрос №19

Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН) и центры занятости, их цели, задачи и функции.

 
Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и  учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров. 
Государственная служба занятости населения включает:  
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;  
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" полномочия;  
3) государственные учреждения службы занятости населения.  
Функции ГСЗ: 
• анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; 
• разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 
• Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости; 
• Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства 
• Оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников; 
• организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; 
• осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказазание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработ¬ных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно. 
• Организация общественных работ 
 
Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В 2006 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет.

Экономика труда. Вопрос №20

Социальная поддержка безработных  граждан, ее формы.

 
Безработица - отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически-активного населения, способной и желающей трудиться. 
В соответствие с положением МОТ безработным признается человек не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу. 
В РФ статус безработного определен более жестко. Согласно закону о занятости населения в РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признанными граждане, не достигшие 16 лет и пенсионеры по возрасту.  
Государственные гарантии социальной поддержки безработных: 
- бесплатная профориентация, профподготовка, преподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. 
- бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование 
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах 
- возмещение затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения 
- обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т.д.) 
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан. 
1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: 
в первом (12-месячном) периоде выплаты: 
• в первые три месяца безработицы – в размере 75% от их среднего месячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); 
• в следующие четыре месяца – в размере 60%; 
• в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице (на 2010 год 4900 руб) и не ниже минимальной величины пособия по безработице (на 2010 г. 850 руб), увеличенных на размер районного коэффициента; 
2. Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере 20% величины прожиточного минимума по субъектам РФ, но не ниже мин размера оплаты труда. 
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев. 
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия. 
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. 
Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"