Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:48, шпаргалка
Вопрос №1. Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы.
Вопрос №2. Основные понятия, связанные с трудом.
Вопрос №3. Трудовой потенциал общества, его характеристики.
Вопрос №4. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.
Рынок труда – это:
1) система общественных отношений, связанных
с куплей и продажей рабочей силы,
2) экономическое и географическое пространство
– сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют
покупатели и продавцы рабочей силы.
3) механизм, обеспечивающий согласование
цены и условий труда между работодателями
и наемными работниками.
В широком смысле принято говорить
о совокупном рынке труда, который
охватывает все совокупное предложение,
все ЭАН и совокупный спрос (общую потребность
экономики в рабочей силы).
В узком смысле принято говорить
о текущем рынке труда, основными характеристиками
которого являются предложения рабочей
силы, т.е. контингент населения, ищущего
работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные
рабочие места, отражающие неудовлетворенную
часть общей потребности экономики в кадрах.
Текущий рынок труда состоит из отдельных
элементов:
― Открытый рынок труда – это ЭАН, ищущее
работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке,
а также все вакантный рабочие места во
всех секторах экономики.
― Скрытый рынок труда – это лица, которые
формально заняты в экономике, но в то
же время в связи с сокращением производства
или же с изменением его структуры могут
быть высвобождены без ущерба для производства.
Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную)
и неофициальную части.
Главными составляющими частями совокупного
рынка труда являются совокупное предложение,
охватывающее всю наемную рабочую силу,
и совокупный спрос, как общая потребность
экономики в наемной рабочей силе. Они
составляют емкость совокупного рынка
труда.
К функциям рынка труда относятся:
1. Организация встречи продавцов и покупателей
рабочей силы;
2. Обеспечение конкурентной среды внутри
каждой из сторон рыночного взаимодействия
3. Установление равновесных ставок заработной
платы.
4. Содействие решению вопросов занятости
населения
5. Осуществление социальной поддержки
безработных.
Сегментация рынка труда – это
разделение его на устойчивые замкнутые
сегменты (субрынки), лимитирующие движение
работников своими границами. Для проведения
сегментации рынка труда используются
факторы:
• географическое положение (регион, город,
район и т.д.);
• экономические показатели (распределение
покупателей рабочей силы по формам собственности,
их финансовому положению, распределение
продавцов рабочей силы по уровню материальной
обеспеченности и степени нуждаемости
в средствах существования и пр.);
• демографические факторы – половозрастной
и семейный состав населения;
• социально-экономические - уровень образования;
• профессионально-
Сегментами рынка труда являются первичный
и вторичный рынки труда.
Первичный рынок труда – рынок, для которого
характерны стабильный уровень занятости
и высокий уровень заработной платы, возможность
профессионального продвижения, прогрессивные
технологии, система управления, сильные
и эффективные профсоюзы и т.п.
Вторичный рынок труда – характеризуется
большой текучестью кадров и нестабильной
занятостью, низким уровнем заработной
платы, отсутствием профессионального
продвижения, роста квалификации, наличием
отсталой техники и технологий и отсутствием
технологий.
Внутренний рынок труда – это система
социально-трудовых отношений, ограниченных
рамками одного предприятия. Внутренний
рынок труда обусловливается наличием
и составом работников на предприятии,
их движении внутри его, причинами перемещения,
уровнем занятости, степенью использования
оборудования, наличием свободных, вновь
созданных и ликвидируемых рабочих мест.
Внешний рынок труда – это система
социально-трудовых отношений между работодателями
и наемными работниками в масштабе страны,
региона, отрасли. Он предполагает первичное
перераспределение работников по сферам
приложения труда и их движение между
предприятиями. Внешний рынок труда в
значительной степени реализуется через
текучесть кадров, он обеспечивает движение
работников с одних предприятий на другие
и порождает безработицу.
Цель государственной политики
занятости - содействие полной, продуктивной,
эффективной и свободно избранной занятости
населения.
Политика на рынках труда по улучшению
занятости и снижению безработицы
• Политика формирования спроса на рабочую
силу
- Сохранение и создание рабочих мест на
действующих предприятиях
- Создание новых рабочих мест на основе
развития предпринимательства
- Организация общественных работ
- Создание рабочих мест для лиц с ограниченной
возможностью использования трудового
потенциала
• Политика сбалансированного воздействия
на спрос и предложение рабочей силы
• Политика формирования предложения
рабочей силы
- Обучение, переобучение и повышение квалификации
работников
- Развитие самозанятости
- Регулирование продолжительности рабочего
времени
- Регулирование миграционных процессов
Служба занятости играет в стране
ту же роль, что отдел кадров на крупном
предприятии, поскольку ее цель – управление
занятостью, но в масштабах государства.
Эти службы помогают:
• тем, кто ищет работу или хочет пройти
профессиональную переподготовку;
• предприятиям, желающим идти в ногу
с экономическим и технологическим развитием
и расширяющим производство;
• государству.
Функции служб занятости:
• Анализ и прогнозирование спроса и предложения
на рабочую силу, информирование населения
и работодателей о состоянии рынка труда
• Учет свободных рабочих мест и граждан,
обращающихся по вопросам трудоустройства
• Оказание помощи трудящимся в подборе
подходящей работы, а работодателям –
в подборе необходимых работников
• Организация профориентации и профконсультирования
высвобождаемым работникам и незанятому
населению
• Организация профессионального обучения,
переобучения и повышения квалификации
безработных в системе службы занятости
или в других учебных заведениях
• Участие в подготовке и реализации программ
занятости, участие в решении проблем
международного сотрудничества по вопросам
занятости
• Регистрация безработных и оказание
им помощи, включая выплату пособий
• Организация общественных работ
• Контроль за соблюдением трудового
законодательства
Для финансирования мероприятий, связанных
с разработкой и реализацией государственной
политики в сфере труда СЗ использует
выделяемые средства федерального бюджета,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации, средства бюджетов муниципальных
образований (местных бюджетов), средства
внебюджетных источников (как дополнительные).
Государство на рынке труда может
осуществлять активную и пассивную политику.
1) пассивный – меры по вовлечению в
сферу занятости лиц, потерявших работу
и желающих трудоустроится а также меры
социальной защиты вынужденно незанятых:
• учёт б/р
• поиск рабочих мест для безработных,
их трудоустройство
• регистрация безработных
• материальная поддержка б/р (связана
с разработкой чёткого порядка выплаты
пособий, кому в каких размерах и продолжительность
выплат)
2) активный – меры активной политики
занятости, нацеленные на то, чтобы свести
уровень продолжительности б/р к естественной
норме и максимально сократить срок незанятости.
• стимулирование предложения труда
• стимулирование спроса на труд
• меры по согласованию спроса и предложения
на труд
• меры помощи регионов
Активная политика на рынке труда
имеет своей целью повышение конкурентоспособности
человека в борьбе за рыночные места путем
обучения, переподготовки, содействия
самозанятости, содействия индивидуальной
трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве,
профессионального консультирования
и т.д.
Для этого государство осуществляет следующие
меры:
• создание системы достоверной полной
и доступной информации о наличии вакансий
• организация профориентации, профконсультирования,
профпереподготовки и соц. адаптация незанятого
населения
• профилактика и ликвидация последствий
массового высвобождения путём:
- тщательного подбора вариантов трудоустройства
- обеспечение возможностей территориальной
мобильности РС (поиск работы по всей территории
страны)
- сохранение занятости за счёт компенсационных
выплат и субсидий к з/п работникам видимой
части скрытой б/р
- помощь людям, испытывающим особые трудности
в трудоустройстве (инвалидам, молодёжи,
пожилым людям)
- активная политика не только поддерживает
существование тех, кто потерял работу,
но поощряет активность каждого человека,
направленную на поиск работы. Это в свою
очередь сокращает его зависимость от
политик поддержки доходов за счёт соц.
выплат, уменьшает затраты гос. бюджета,
снимает напряжённость в обществе, увеличивает
производительность труда.
Цели и направления политики регулирования
рынка труда
На разработку и реализацию активной политики
на рынке труда влияет множество факторов
и условий:
• международные трудовые нормы, устанавливающие
основные права: свободно избранная занятость,
равенство возможностей и обращения, свобода
объединения и пр,;
• сложившийся тип социально-трудовых
отношений (в России это трипартизм), поскольку
широко признается тот факт, что любая
политика, в том числе и активная политика
на рынке труда, имеет больше шансов на
успех, если ей обеспечены признание и
поддержка предпринимателей, трудящихся
и других заинтересованных социальных
групп;
• разнообразие условий, характерных
для рынков труда различных стран и отдельных
регионов внутри страны.
Государственная служба занятости (ГСЗ)
является единой системой органов и
учреждений, деятельность которой направлена
на обеспечение контроля и надзора
в сфере труда, занятости и альтернативной
гражданской службы, оказание государственных
услуг в сфере содействия занятости населения
и защиты от безработицы, трудовой миграции
и урегулирования трудовых споров.
Государственная служба занятости населения
включает:
1) федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере труда, занятости и альтернативной
гражданской службы, по оказанию государственных
услуг в сфере содействия занятости населения
и защиты от безработицы, трудовой миграции
и урегулирования коллективных трудовых
споров;
2) органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие
переданные в соответствии с пунктом 1
статьи 7.1 Федерального закона "О занятости
населения в Российской Федерации"
полномочия;
3) государственные учреждения службы
занятости населения.
Функции ГСЗ:
• анализ и прогнозирование спроса и предложения
на рабочую силу, информирование населения
и работодателей о состоянии рынка труда;
• разработка и реализация федеральной,
территориальных (краевых, областных,
районных, городских) и других целевых
программ содействия занятости граждан,
находящихся под риском увольнения, а
также граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы;
• Участие в подготовке и реализации программ
занятости, участие в решении проблем
международного сотрудничества по вопросам
занятости;
• Учет свободных рабочих мест и граждан,
обращающихся по вопросам трудоустройства
• Оказание помощи трудящимся в подборе
подходящей работы, а работодателям –
в подборе необходимых работников;
• организация мероприятий активной политики
занятости, при необходимости профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
безработных граждан;
• осуществление социальных выплат в
виде пособия по безработице, стипендии
в период обучения по направлению органов
службы занятости, оказазание материальной
и иной помощи безработным гражданам и
членам семей безработ¬ных, находящимся
на их содержании. Услуги, связанные с
содействием занятости граждан, предоставляются
органами службы занятости бесплатно.
• Организация общественных работ
Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере труда. В 2006 г. СЗ имела 2127 по-современному
оснащенных центров занятости, имеющих
возможность выхода в Интернет.
Безработица - отсутствие занятости
у определенной, большей или меньшей части
экономически-активного населения, способной
и желающей трудиться.
В соответствие с положением МОТ безработным
признается человек не имеющий занятия,
приносящего доход, готовый работать и
ищущий работу.
В РФ статус безработного определен более
жестко. Согласно закону о занятости населения
в РФ безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имели работы и заработка,
зарегистрированы в органах службы занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней. Кроме
того, законом определено, что безработными
не могут быть признанными граждане, не
достигшие 16 лет и пенсионеры по возрасту.
Государственные гарантии социальной
поддержки безработных:
- бесплатная профориентация, профподготовка,
преподготовка и повышение квалификации
по направлению органов службы занятости.
- бесплатное медицинское обслуживание
и освидетельствование
- возможность участия в оплачиваемых
общественных работах
- возмещение затрат в связи с направлением
на работу (обучение) в другую местность
по предложению органов государственной
службы занятости населения
- обеспечение социальной поддержки в
виде выплаты пособий по безработице,
стипендий (при направлении на обучение),
единовременных выплат и других видов
материальной помощи (дотаций на оплату
жилья, коммунальных услуг, транспорта,
детских дошкольных учреждений и т.д.)
Пособие по безработице выплачивается
гражданам, признанным в установленном
порядке безработными. Размеры пособий
по безработице дифференцируются в зависимости
от категорий граждан.
1. Пособие по безработице гражданам, уволенным
по любым основаниям в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу безработицы,
имевшим в этот период оплачиваемую работу
не менее 26 календарных недель на условиях
полного рабочего дня (полной рабочей
недели) или на условиях неполного рабочего
дня (неполной рабочей недели) с пересчетом
на 26 календарных недель с полным рабочим
днем (полной рабочей неделей), и признанным
в установленном порядке безработными,
начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
• в первые три месяца безработицы – в
размере 75% от их среднего месячного заработка,
исчисленного за последние три месяца
по последнему месту работы (службы);
• в следующие четыре месяца – в размере
60%;
• в дальнейшем – в размере 45%, но во всех
случаях не выше максимальной величины
пособия по безработице (на 2010 год 4900 руб)
и не ниже минимальной величины пособия
по безработице (на 2010 г. 850 руб), увеличенных
на размер районного коэффициента;
2. Пособие по безработице во всех иных
случаях устанавливается в размере 20%
величины прожиточного минимума по субъектам
РФ, но не ниже мин размера оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия в
каждом периоде безработицы не может превышать
12 месяцев в суммарном исчислении в течении
18 календарных месяцев, за исключением
лиц предпенсионного возраста, для которых
период выплаты пособия при определенных
условиях может достигать 24 календарных
месяцев.
В период профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
по направлению органов службы занятости
выплачивается стипендия.
Безработным гражданам, утратившим право
на пособие по безработице в связи с истечением
установленного периода его выплаты, а
также гражданам в период профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации по направлению органов
службы занятости, органами службы занятости
может оказываться материальная помощь.
Безработным гражданам, зарегистрированным
в целях поиска подходящей работы, при
ее отсутствии может быть предложено при
их желании участие в оплачиваемых общественных
работах. Участие граждан в общественных
работах допускается только с их согласия.