Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:48, шпаргалка
Вопрос №1. Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы.
Вопрос №2. Основные понятия, связанные с трудом.
Вопрос №3. Трудовой потенциал общества, его характеристики.
Вопрос №4. Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство.
Труд – сознательная, целесообразно
направленная деятельность, приложение
людьми умственных и физических усилий
для создания полезных продуктов производства,
вещей, оказания услуг, переработки, накопления
и передачи информации, идущих на удовлетворение
своих материальных и духовных потребностей.
Труд с точки зрения содержания - процесс
сознательной, целесообразной деятельности
людей, с помощью которой они видоизменяют
предметы природы и приспосабливают их
для удовлетворения потребностей.
Труд с точки зрения формы - процесс расходования
энергии.
Выделяют следующие функции труда:
1. участие наряду с другими факторами
производства в производстве благ, направленных
на удовлетворение потребности человека;
2. формирование общественного богатства
и развития общества (также наряду с другими
факторами производства);
3. развитие всего человеческого сообщества,
науки и культуры, общественного прогресса;
4. формирование человека;
5. способ самовыражения личности;
6. обеспечение безопасности жизни человека
и общества, окружающей среды, сохранение
природы, социальной среды.
Социальная роль труда заключается
в развитии и совершенствовании производства,
которое благотворно сказывается на воспроизводстве
населения, повышении его материального
и культурного уровня.
Экономической ролью труда является
то, что вследствие трудовой деятельности
происходит насыщение рынка товарами,
услугами, культурными ценностями, а также
происходит прогресс производства, появление
новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Общественная организация труда
– это социально-экономические отношения,
характеризующие форму социальной организации
труда в обществе и охватывающие отношения
по поводу привлечения членов общества
к труду, разделения и кооперации труда,
воспроизводства рабочей силы и ее подготовки,
распределении материальных благ. В различных
общественно-экономических формациях
и типах цивилизации общества имеют место
свои особенности этих отношений.
Ее элементы:
• обеспечение функционирования рынка
труда
• учет, анализ и планирование труда в
государственном секторе экономики
• межотраслевое нормирование труда
• организация оплаты и материального
стимулирования труда
• охрана труда и техники безопасности
• другие элементы.
Труд – сознательная, целесообразно
направленная деятельность, приложение
людьми умственных и физических усилий
для создания полезных продуктов производства,
вещей, оказания услуг, переработки, накопления
и передачи информации, идущих на удовлетворение
своих материальных и духовных потребностей.
Тяжесть труда - расходование физической
силы человека.
Напряженность труда - расходование
нервной энергии человека.
Разделение труда – это обособление
деятельности отдельных работников и
их групп в процессе труда. Благодаря разделению
труда повышается профессиональная дееспособность
работников, возрастает производительность
труда, совершенствуются орудия производства
и технология.
Процесс труда - это совокупность
трудовых действий и приемов, осуществляемых
работником в определенной последовательности
при производстве материальных благ, оказании
услуг и/или выполнения иного вида деятельности.
Любой процесс труда предполагает наличие,
прежде всего, следующих элементов:
• Рабочая сила, которой обладает работник;
• Предметы труда;
• Средства труда.
Рабочая сила - способность к труду,
т.е. совокупность свойств, характеристик
человека, необходимых и используемых
им для осуществления какой-либо трудовой
деятельности.
Предметы труда - это все то, на что
направлен труд, т.е. претерпевает изменения.
Средства труда - это то, при помощи
чего человек воздействует на предметы
труда (машины, механизмы, инструменты,
приспособления и другие орудия труда,
здания и сооружения)
Взаимодействие человека с предметом
и средством труда определяется технологией.
Технология - это способ воздействия
на предметы труда, порядок использования
орудий труда. В результате завершения
процесса труда образуются продукты труда.
Трудовые ресурсы – это трудоспособная
часть населения, обладающая рабочей силой.
Трудовой потенциал – совокупная
общественная способность к труду, потенциальная
трудовая дееспособность общества.
Персонал – это штатный состав организации,
включающий всех наемных работников, а
также работающих собственников и совладельцев,
выполняющих управленческие, производственные,
хозяйственные и другие функции.
Человеческие ресурсы – главное
богатство любого общества, процветание
которого возможно при создании условий
для воспроизводства, развития, использования
этого ресурса с учетом особенностей каждого
человека.
Характер труда - особенности его
функционирования, его общественная форма.
Содержание труда - распределение
конкретных трудовых функций на рабочем
месте и определяется совокупностью выполняемых
операций.
Условия труда – это совокупность
элементов трудового процесса, окружающей
среды, организация рабочего места и отношение
работника к выполняемой работе, которое
оказывает влияние на функциональное
состояние организма человека в процессе
труда, что в свою очередь влияет на эффективность
труда и результаты трудовой деятельности.
Трудовой потенциал
общества — совокупная общественная
способность к труду, потенциальная трудовая
дееспособность общества. Трудовой потенциал
общества имеет количественные и качественные
характеристики.
Количественные характеристики:
численность трудоспособного населения
— трудовые ресурсы; количество рабочего
времени, отрабатываемое трудоспособным
населением.
Качественные характеристики: состояние
здоровья, развитие и физическая дееспособность
трудоспособных членов общества, профессионально-
Структура трудового потенциала
общества включает в себя:
1. трудовой потенциал личности,
2. трудовой потенциал коллектива предприятия,
организации, фирмы,
3. трудовой потенциал отрасли, региона.
Уровни трудового потенциала:
1. личный (возможности каждого человека);
2. локальный (коллектива предприятия,
фирмы);
3. отрасли, региона;
4. совокупный (соединение и взаимодействие
личных (групповых) потенциалов).
Понятие «трудовой потенциал» отражает
три временных аспекта:
1. потенциал накопленный (прошлый);
2. использование трудового потенциала
(в настоящем);
3. возможность развития трудового потенциала
в будущем.
Показатели, характеризующие ТП человека (работника), предприятия (организации), общества по его компонентам.
Компоненты |
Человек |
Предприятие |
Общество |
здоровье |
Трудоспособность, время отсутствия на работе из-за болезней |
Потеря рабочего времени из-за болезни и травм, затраты на обеспечение здоровья персонала |
Затраты на здравоохранение, смертность по возрастам |
нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками, потери от конфликтов |
Отношение к инвалидам, детям и престарелым, преступность, социальная напряжённость |
Творческий потенциал |
Творческие способности |
- |
- |
активность |
Стремление к реализации способностей, предприимчивость |
Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений на одного работающего |
Доходы от авторских прав, количество
патентов и международных премий. |
организованность |
Аккуратность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочность |
Потери от нарушения дисциплины, чистота |
Законодательство, качество дорог, транспорта, соблюдение договоров |
образование |
Знания, количество лет учёбы в школе и ВУЗе |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих, затраты на повышение квалификации персонала |
Среднее колич-во лет обучения в школе и ВУЗе , доля затрат на образование в гос. бюджете |
профессионализм |
Умение, уровень квалификации |
Качество продукции, потери от брака |
Доходы от экспорта, потери от аварий |
затраты рабочего времени |
Время занятости в течении года |
Количество сотрудников, количество часов работы за год 1-го сотрудника |
Трудоспособность населения, количество занятых, уровень безработицы, |
Трудовые ресурсы — главная производительная
сила общества, включающая трудоспособную
часть населения страны, которая способна
участвовать в общественно-полезной деятельности,
производя материальные и духовные блага
и услуги.
Численность трудовых ресурсов страны
в целом или отдельного региона может
быть определена следующим образом:
ТР = Чтр — Чнераб + Чподр + Чраб.пенс,
где Чтр — численность населения в трудоспособном
возрасте; Чнераб — численность неработающих
лиц того же возраста, признанных в соответствии
с государственными правовыми положениями
нетрудоспособными (инвалиды 1 и 2 групп,
лица льготных пенсионных возрастов);
Чподр — численность работающих подростков
(в возрасте до 16 лет); Чраб.пенс — численность
работающих лиц пенсионного возраста.
В РФ трудоспособный возраст для мужчин
составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно),
для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно).
В стране с развитой экономикой принято
различать экономически активное и неактивное
(пассивное) население.
К экономически активному населению
относятся все занятые и безработные.
К экономически неактивному населению
относятся те, кто по каким-либо причинам
не желает работать (занятые ведением
домашнего хозяйства, уходом за больными,
детьми и т.д.), лица, получающие пенсии
по старости на льготных условиях, а также
инвалиды, получающие пенсии и не занятые
никакой деятельностью, а также те, кто
отчаялся найти работу. В эту же категорию
в западной статистике включают учащихся
очных форм образования. В российской
статистике таких учащихся относят к категории
занятых.
Воспроизводство трудовых ресурсов
— это процесс непрерывного возобновления
количественных и качественных характеристик
экономически активной части населения,
включающий фазы
1. формирования,
2. распределения и перераспределения,
3. использования трудовых ресурсов.
Фаза формирования трудовых ресурсов
складывается из:
• производства индивидуальной рабочей
силы;
• производство новой рабочей силы;
• производства квалифицированной рабочей
силы.
Фаза распределения и перераспределения
трудовых ресурсов представляет социально-экономический
и временной процесс движения экономически
активного населения в целях его первичного
распределения по видам работ, роду и сферам
деятельности, отраслям, организациям,
регионам и перераспределения в соответствии
со спросом и предложением на рынке труда.
Фаза использования трудовых ресурсов
состоит в трудовой деятельности, в процессе
которой рабочая сила непосредственно
реализуется как способность к труду,
и, таким образом, обеспечивается занятость
трудоспособного населения, желающего
трудиться.
Воспроизводство трудовых ресурсов может
быть интенсивным или экстенсивным.
Экстенсивный тип - количественное
увеличение численности трудовых ресурсов
без изменения их качественных характеристик.
Интенсивный тип - рост качества трудовых
ресурсов: образовательного уровня, квалификации,
культуры и т.д.
Демографическая ситуация в России
характеризуется следующими явлениями
и процессами:
• Крайне низкая рождаемость
• Относительно высокий уровень смертности
населения
• Естественная убыль и депопуляция (абсолютное
уменьшение численности) населения
• Сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте
• Относительно низкие показатели продолжительности
жизни населения и очень большая разница
их у женщин и у мужчин
• Старение население и трудовых ресурсов
• Положительное миграционное сальдо
В целом о демографической ситуации страны
можно судить по следующим показателям:
рождаемость, смертность, средняя продолжительность
жизни, естественная прибыль/убыль населения.
Все эти явления, процессы и показатели
оказывают значительное влияние на формирование
трудовых ресурсов, т.к. трудовые ресурсы
являются частью населения страны в целом.
Формирование трудовых ресурсов предопределяются
процессом воспроизводства населения,
т.е. их постоянного возобновления в результате
естественного движения (изменения численности
и структуры населения в результате рождений
и смертей), миграции и перехода людей
из одного состояния в другое (социального
движения).
Последствиями, например, депопуляции
является сокращение численности трудоспособного
и экономически активного населения, что
приводит к снижению уровня ВВП.
Пути решения проблемы:
А) стимулирование иммиграции:
- привлечение постоянных иммигрантов;
- привлечение временных трудовых мигрантов;
- расселение внутрироссийских мигрантов
и иммигрантов из числа соотечественников,
а также закрепление постоянного населения
в важных с геополитической точки зрения
регионах страны (прежде всего, в приграничных
районах Сибири и Дальнего Востока)
Б) сокращение эмиграции из страны на постоянное
место жительства за рубеж россиян, прежде
всего высококвалифицированных специалистов
путем повышения оплаты труда в секторе
науки и образования, создание альтернативных
государственным высокооплачиваемых
научных центров и т.д.
В) смягчение дефицита рабочей силы за
счет оптимизации использования имеющегося
человеческого капитала, вовлечения в
производство экономически неактивного
населения.
Миграция населения (рабочей силы)
– это процесс перемещения
населения (трудоспособного населения)
через границы тех или иных территорий
со сменой навсегда или на более или менее
длительное время постоянного места жительства
либо с регулярным возвращением к нему.
В РФ в 90-е годы произошло существенное
изменение миграционных процессов, причиной
которого стало социально-экономическая
трансформация российского общества.
А именно:
- резко увеличилось число людей, выезжающих
за рубеж на постоянное место жительство
(в основном высококвалифицированные
рабочие кадры).
- сократилось перемещение населения из
сельских населенных пунктов в города.
- изменились внутренние миграционные
потоки, что являлось следствием падения
уровня жизни и роста цен на транспортные
услуги.
85% миграции происходит внутри страны
(из всех миграционных процессов)
Для РФ миграция имеет большое значение,
т.к. это вид воспроизводства трудовых
ресурсов.
Говоря о типах миграции можно выделить:
• внешнюю:
- эмиграция - означает выезд из страны;
- иммиграция – въезд в страну с целью
устройства на работу или учебу, смена
места жительства.
• Внутреннюю.
Существуют следующие виды миграции:
• Внутрирайонная и межрайонная, внутриобластная
и межобластная и т.п.
• Безвозвратная и возвратная.
Возвратная миграция бывает:
- цикличная - осуществляется на срок несколько
месяцев, но не более года с обязательным
обратным возвращением на место постоянного
жительства;
– маятниковая - регулярные ежедневные,
реже — еженедельные передвижения с места
постоянного жительства на место работы
или учебы в другом населенном пункте
или в другом государстве;
- эпизодическая - деловые, туристические
и т.д. поездки, осуществляемые не только
нерегулярно во времени, но и необязательно
по одним и тем же направлениям.
• Добровольная (осознанное самими мигрантами
решение, которое, в свою очередь, сможет
быть обусловлено демографическими мотивами)
и вынужденная (не зависящими от мигрантов
причинами: государственное отселение
или переселение (связанное со строительством,
организацией заповедника, зоной отчуждения
и т.д.); военные действия; экологические
катастрофы и другие ЧП; политические
конфликты и т.д.).
• Легальная (без нарушения норм законодательства)
и нелегальная (незаконная, подпольная,
с нарушением норм законодательства).
• Самостоятельная (которая осуществляется
силами и средствами самих мигрантов)
и организованная (осуществляемую с помощью
и при участии государства или различных
общественных структур).
Сущность миграции населения наиболее
полно выражается через ее разнообразные функции:
• Социальная функция миграции заключается
в обеспечении возможности для мигрантов
благодаря изменению места проживания
более полно удовлетворить личные потребности
в получении образования, росте профессионального
уровня, повышении доходов, улучшении
жилищных условий и т.д.
• Экономическая функция миграции связана
с обеспечением определенного уровня
подвижности трудовых ресурсов, их территориальном
перераспределении между отдельными регионами
страны, между государствами и обеспечением,
таким образом, количественного и качественного
соответствия между спросом и предложением
рабочей силы различного профиля и квалификации
в разных районах и населенных пунктах.
ОБЩИЕ ИТОГИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ (по потокам
передвижения) (человек)
На 2007 год:
Прибывшие - всего: 2 284 936
Выбывшие - всего: 2 044 993
Миграционный прирост - всего: 239 943
На 2008 год:
Прибывшие - всего: 2 215 945
Выбывшие - всего: 1 973 839
Миграционный прирост - всего: 242 106
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ (человек)
Прибыло в Российскую Федерацию - всего
1997 год - 597651
1998 год - 513551
1999 год - 379726
2000 год - 359330
2001 год - 193450
2002 год - 184612
2003 год - 129144
2004 год - 119157
2005 год - 177230
2006 год - 186380
2007 год - 286956
2008 год - 281614
Выбыло из Российской Федерации - всего
1997 год - 232987
1998 год - 213377
1999 год - 214963
2000 год - 145720
2001 год - 121166
2002 год - 106685
2003 год - 94018
2004 год - 79795
2005 год - 69798
2006 год - 54061
2007 год - 47013
2008 год - 39508
Источник данных: Росстат
Трудовой потенциал общества
— совокупная общественная способность
к труду, потенциальная дееспособность
общества. Трудовой потенциал общества
имеет количественные и качественные
характеристики.
Качественные характеристики: состояние
здоровья, развитие и физическая дееспособность
трудоспособных членов общества, образовательный
и квалификационный уровень, нравственное
состояние трудоспособного населения.
Качественная характеристика трудового
потенциала направлена на оценку:
• физического и психологического потенциала
работников;
• объёма общих и специальных знаний,
трудовых навыков и умений, обусловливающих
способность к труду определенного качества;
• качество членов коллектива, как субъектов
хозяйственной деятельности.
Например,
- для оценки состояния здоровья применяются
показатели частоты и тяжести заболеваний
в расчёте на 100 работников (т.е. состояние
здоровья оценивается косвенно через
уровень заболеваемости);
- для оценки уровня квалификации — средний
разряд рабочих, уровень образования —
среднее количество классов общеобразовательной
школы;
- для оценки профессиональной подготовки
— доля лиц, окончивших колледж, количество
месяцев профессиональной подготовки
и т.д.
Образование представляет собой базовую
сферу воспроизводства человеческого
потенциала, в которой человек формируется
как личность. Получаемые знания помогают
раскрытию сущности человеческой жизни
в социуме, т.к. миропонимание, мировоззрение,
определение места и роли личности в обществе,
усвоение гуманитарных основ общения,
норм морали и нравственности, социокультурное
развитие индивида делают человека частью
общества.
Профессиональная подготовка человека
в образовательной системе закладывает
прочную базу профессиональной деятельности,
в наибольшей степени реализующую личностные
способности, его трудовой потенциал.
Именно поэтому в теории человеческого
капитала уровень образования населения
рассматривается как главная составляющая
его ценности, а образование единодушно
признается в качестве постоянной составляющей
трудовой деятельности.
Кроме того, современные исследования
доказывают устойчивую связь образования
человека и продолжительности его жизни,
а, следовательно, знание как результат
образования важно для долголетия и имеет
социобиологическое значение.
Профессиональное образование
— система подготовки квалифицированных
рабочих кадров в профессионально-технических
училищах, а также путём обучения на производстве.
Профессиональная образовательная программа
направлена на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразовательного
уровней, подготавливающих специалистов
соответствующей квалификации.
Различают следующие виды профессионального
образования:
• Начальное профессиональное образование
имеет целью подготовку работников квалифицированного
труда (рабочих, служащих) по всем основным
направлениям общественно полезной деятельности
на базе основного общего образования.
По отдельным профессиям начальное профессиональное
образование может базироваться на среднем
(полном) общем образовании. Начальное
профессиональное образование может быть
получено в образовательных учреждениях
начального профессионального образования
(профессионально-технических и иных училищах
данного уровня).
• Среднее профессиональное образование
осуществляет подготовку специалистов
среднего звена, удовлетворяет потребности
личности в углублении и расширении образования
на базе основного общего, среднего (полного)
общего или начального профессионального
образования.
• Высшее профессиональное образование
имеет целью подготовку и переподготовку
специалистов соответствующего уровня,
удовлетворение потребностей личности
в углублении и расширении образования
на базе среднего (полного) общего, среднего
профессионального образования. Высшее
профессиональное образование может быть
получено в образовательных учреждениях
высшего профессионального образования
(высших учебных заведениях). Лица, имеющие
начальное профессиональное или среднее
профессиональное образование соответствующего
профиля, могут получать высшее профессиональное
образование по сокращенным ускоренным
программам.
Формы получения образования: в образовательном
учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя),
заочная; формы семейного образования,
самообразования, экстерната — допускается
сочетание различных форм получения образования.
В Российской Федерации установлены следующие
ступени высшего профессионального образования:
• Бакалавр – не менее 4 лет
• дипломированный специалист – не менее
5 лет,
• магистр – не менее 6 лет.
В пределах каждого уровня профессионального
образования основной задачей дополнительного
образования является непрерывное повышение
квалификации рабочего, служащего, специалиста
в связи с постоянным совершенствованием
образовательных стандартов.
На качество профессиональной подготовки
работников влияют следующие факторы:
• профессиональная и социальная ориентация,
профессиональный отбор;
• состояние материально-технической
базы обучения;
• программы и методы обучения, информационное
обеспечение процесса обучения;
• качество преподавательских кадров;
• финансовое обеспечение;
• качество обучаемых работников и их
мотивация и стимулирование;
• приобретение практических навыков,
адаптация к реальным условиям работы;
• конкуренция на рынке труда; социально-психологический
климат в коллективе.