Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:37, курсовая работа
Сервис – особый вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, предоставляющий потребителю, т.е. гражданину, имеющему намерение заказать либо заказывающему и использующему услуги исключительно для личных нужд , возможность выбрать наиболее оптимальный вариант приобретения, потребления, экономически выгодной эксплуатации изделия в течение определенного срока, диктуемого интересами потребителя.
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы сервиса
1.1 Роль сервиса в жизни человека
1.2 Особенности сервиса в жизни человека
Глава 2 Мониторинг сервиса на предприятиях сферы сервиса
2.1 Общая характеристика предприятий общественного питания и их классификация
2.2 Характеристика услуг предприятий и методы обслуживания потребителей
2.3 Виды обслуживания и особенности их сервировки
2.4 Меню ресторанов, кафе
2.5 Оснащение, оборудование и интерьер предприятий общественного питания
Глава 3 Рекомендации по усовершенствованию сервиса на предприятиях общественного питания
3.1 Характеристика предприятия
3.2 Мероприятия по усовершенствованию сервиса на предприятиях общественного питания
Заключение
Список литературы
Русское обслуживание - тип обслуживания, при котором пища готовится целиком и полностью на кухне, мясо нарезается на порции и кладется на блюдо, как и все положенные гарниры. В таком виде блюдо подносится к столу, за которым сидят гости, и каждому гостю в его персональную тарелку кладется порция мяса и гарниров – с помощью большой ложки и вилки. Такой вид обслуживания удобен для банкетов и вечеринок. По такому случаю официанты обычно надевают белые перчатки.
Американское
обслуживание – это упрощенный вариант
русского обслуживания. Пища готовится
и раскладывается по тарелкам непосредственно
на кухне, тарелки разносят гостям. Этот
метод обслуживания пользуется популярностью
благодаря его оперативности: заказ выполняется
быстро и пища подается с пылу с жару.
2.3
Виды обслуживания и
особенности их сервировки
Банкет –
это торжественный званный
Банкеты за столом
с полным обслуживанием официантами
чаще всего устраиваются на дипломатических,
официальных приемах, где гостей
рассаживают за столом согласно протоколу.
Количество участников таких банкетов
обычно от 10 до 50 и очень редко 100 и более
человек. Особенностью этого банкета является
подача всех блюд, напитков и фруктов официантами.
Непременное условие обслуживания подобных
банкетов – быстрота подачи блюд, напитков
и смены приборов, так как время для обслуживания
гостей за столом не должно превышать
50-60 минут. В обслуживании участвует большое
количество официантов высокой квалификации.
Сервировка столов начинается с мелких
столовых тарелок. Они служат лишь подставкой
под тарелки закусочные, глубокие или
под чашки бульонные. Определив центр
стола, на одной из его сторон ставят первую
– центральную тарелку, от которой в правую
и левую стороны расставляют на расстоянии
60-80 см одна от другой определенное количество
тарелок в соответствии с планом размещения
гостей. Затем расставляют тарелки по
другой стороне стола – одну против другой.
Иногда до расстановки тарелок по одной
стороне стола расставляют стулья по количеству
участников банкета на равном расстоянии
друг от друга. Затем с другой стороны
стола, ориентируясь на расставленные
стулья, расставляют тарелки против каждого
из них. После этого стулья отодвигают
и расставляют тарелки с другой стороны.
На столовые тарелки ставят закусочные,
а не расстоянии 10-15 см, слева, пирожковые.
Вслед за тарелками раскладывают приборы.
Справа от столовой тарелки кладут столовый
нож, лезвием к тарелке, так чтобы половину
его прикрывал борт тарелки, потом рыбный,
столовая ложка (если предусмотрен суп
в тарелках), закусочный нож. Чаще подают
первое блюдо в бульонных чашках, в этом
случае десертная ложка подается с супом
и столовую ложку не кладут. Слева от столовой
тарелки кладут столовую вилку и закусочную
рожками вверх. Концы ручек всех приборов
выравнивают параллельно кромке стола
на 1-2 см от нее. Десертные приборы кладут
за столовой тарелкой – ножи лезвием к
тарелке, ручки ножей и ложек – вправо,
вилки – ручкой влево. Индивидуальный
нож для масла кладут на правый край пирожковой
тарелки лезвием влево. Закусочные нож
и вилку можно класть не на скатерть, а
на закусочную тарелку под салфетку, особенно
если в меню включены два вторых блюда
и суп. Закончив сервировку стола приборами,
расставляют фужеры, бокалы, рюмки. Их
ставят за столовой мелкой тарелкой или
правей ее, за приборами. Сначала ставят
фужеры за тарелкой на расстоянии от нее
на 3-5 см, ближе к тарелке место десертных
приборов. За фужером правее в одну линию
или под некоторым углом к кромке стола
ставят рюмки для вина (лафитную, рейнвейную),
для водки. Во втором ряду ставят бокал
для шампанского. Коньячные и ликерные
рюмки ставят на стол перед подачей коньяка
и ликера к кофе или чаю. Закончив сервировку
стола хрусталем или стеклом, раскладывают
полотняные салфетки для индивидуального
пользования. Их свертывают в определенную
форму и кладут на закусочные тарелки.
На стол обязательно ставят солонки и
перечницы через прибор на линии стеклянной
посуды. Стол украшают негромоздкими композициями
из живых цветов в невысоких вазах. Для
каждого участника банкета может быть
предусмотрена карточка-меню, отпечатанная
в типографии или на компьютере.
2.4
Меню ресторанов,
кафе
Меню - это перечень закусок, блюд, напитков, мучных изделий, имеющихся в продаже на данный день, с указанием выхода и цены.
Слово «меню» происходит от французского «menu» и обозначает расписание блюд и напитков.
В ресторанах отдельно составляют прейскурант постоянных порционных блюд, вин и винно-водочных изделий, куда включают пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия.
Меню составляется ежедневно, подписывается заведующим.
При составлении меню учитываются тип предприятия, ассортиментный минимум блюд, особенности обслуживаемого контингента, мощность предприятия, наличие сырья и продуктов, сезонность, время обслуживания (завтрак, обед, ужин), квалификационный состав поваров, оснащение необходимым оборудованием, посудой, инвентарем, трудоемкость блюд и кулинарных изделий.
Ассортимент блюд в ресторанах «люкс» и высшего разряда состоит преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд; для ресторанов первого класса должен быть разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.
Классификация предприятий общественного питания» должен быть в реализации ассортимент коктейлей, пуншей и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимущественно состоящих из заказной и фирменной, в том числе национальной продукции в соответствии со специализацией; в барах первого класса ассортимент коктейлей, напитков, десертов, закусок может быть несложного приготовления, наряду с этим также должны быть заказные и фирменные коктейли, напитки, кулинарная продукция.
Прейскурант порционных блюд включает широкий ассортимент разнообразных холодных и горячих закусок, супов, вторых блюд, сладких, а также фирменных блюд. Все порционные блюда готовятся по заказу посетителей.
При составлении прейскуранта порционных блюд и других видов меню придерживаются определенных правил расположения закусок и блюд.
Порядок расположения закусок, блюд в меню и прейскуранте должен соответствовать следующим требованиям:
-от менее острых к более острым, пряным;
-горячие блюда - от отварных, припущенных к жареным, тушеным, запеченным.
-супы - от прозрачных к заправочным, супам-пюре, молочным, сладким, холодным.
Последовательность расположения закусок и блюд в меню: вначале в меню указывают фирменные блюда, независимо от того, к какой группе блюд они относятся (холодные, первые, вторые, сладкие и т.д.); затем в меню включают холодные блюда и закуски, молочные продукты; после соответствующих холодных блюд указывают салаты в зависимости от исходного сырья (рыбные салаты после рыбных и холодных блюд, мясные - после мясных холодных блюд и т.д.); салаты могут быть выделены в отдельную группу, в этом случае их включают перед мясными холодными блюдами; за холодными блюдами следуют горячие закуски, затем супы, вторые блюда, сладкие, фрукты, горячие и холодные напитки, мучные кондитерские изделия.
В зависимости от контингента потребителей, типа предприятий и форм обслуживания меню подразделяют на следующие виды: со свободным выбором блюд; скомплектованных обедов (завтраков, ужинов); дневного рациона; диетического; детского питания; банкетное; специальных видов обслуживания.
Меню со свободным выбором блюд применяют в общедоступных предприятиях общественного питания (ресторанах, столовых, кафе, закусочных).
В ресторанах, барах, кафе с обслуживанием официантами разновидностью меню со свободным выбором является меню заказных блюд, которое составляется в соответствии с прейскурантом заказных блюд. В меню заказных блюд включают широкий ассортимент фирменных блюд, холодных блюд и закусок, первых, вторых, сладких, напитков, кондитерских изделий с указанием их цены и выхода. Все блюда, включаемые в заказное меню, приготовляют по индивидуальным заказам и подают через 15-20 мин.
Меню скомплектованных обедов рекомендуется применять при массовом обслуживании в столовых при промышленных предприятиях, в студенческих и школьных. Оно составляется с учетом контингента, сбалансированного питания. При составлении комплексных обедов, завтраков или ужинов учитывают стоимость рациона, разнообразие и правильный подбор продуктов, входящих в блюда, обеспечение вкусового сочетания блюд. Меню комплексных обедов рекомендуется составлять на 7-10 дней, что позволяет разнообразить ассортимент блюд по неделям.
В дневные часы в ресторанах также может применяться меню комплексных обедов, что ускоряет обслуживание потребителей.
Меню банкета составляется в каждом конкретном случае при приеме заказа на банкет, с учетом вида банкета, пожеланий заказчика.
В меню банкета включают несколько холодных закусок (для расширения ассортимента холодные закуски можно заказывать из расчета 1/2 и 1/3 порции на человека), одну горячую закуску, для банкета-обеда - суп, вторые горячие блюда из рыбы, мяса, птицы, десертные блюда, фрукты, напитки. Так же как и при составлении меню других видов, здесь соблюдается определенный порядок расположения закусок и блюд в меню.
Меню для
специальных видов обслуживания
составляется, например, для встречи Нового
года, празднования свадьбы, дня рождения,
торжеств в дни традиционных. При составлении
этого меню учитывается характер праздника.
Меню для специальных форм обслуживания
характеризуется обилием разнообразных
холодных закусок; из горячих блюд обычно
включаются два-три: рыбное, мясное, из
птицы, на десерт - фрукты, мороженое, кондитерские
изделия, горячие напитки, вина. В меню
указывается не только ассортимент закусок
и блюд, но и количество порций, так как
некоторые закуски готовят из расчета
1/2 или 1/3 порции на человека.
2.5
Оснащение, оборудование
и интерьер предприятий
общественного питания
Рестораны, кафе и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса, от класса зависят требования к интерьеру зала:
-«люкс»
- изысканность интерьера,
-высший класс - оригинальность интерьера, использование оригинальных декоративных элементов (светильников, драпировок и др.), комфортность;
-первый - гармоничность, комфортность.
В интерьере кафе используют декоративные элементы, создающие единство стиля.
Интерьер предприятия общественного питания - это своего рода ансамбль, в котором взаимное соответствие отдельных элементов связано единым замыслом архитектора. Единство стиля в интерьере достигается соотношением объемно-пространственного решения, цветовой композиции, приемов освещения и декоративных элементов. С решением интерьеров должно быть органически связано оформление технологического, торгового и холодильного оборудования в предприятии, стиль мебели, посуды.
При оформлении помещений кафе учитывается его наименование, национальная кухня, особенности обслуживания и другие факторы. К отделке интерьера предъявляют определенные требования. Используемые при отделке помещений материалы должны обладать прочностью, мягкостью, декоративностью, огнестойкостью, легко очищаться от пыли и дезинфицироваться, иметь хорошие изоляционные и акустические свойства.
В оформлении залов широко применяют синтетические отделочные материалы, ценные породы дерева, металл. В конструкции залов используют декоративные подвесные потолки и стены из звукопоглощающих материалов, способствующих снижению шума в зале. Для покрытия полов на предприятиях общественного питания используют полимерные материалы, паркет, ковровый материал на синтетической основе.
Свет обладает большим психологическим воздействием. Он способен сделать зал просторнее, более уютным, может способствовать шумному оживлению в зале и настраивать на тихую беседу. Освещение может быть общим, местным, смешанным. При общем освещении светильники располагают под потолком, при этом они равномерно освещают весь зал. В залах с высокими потолками обычно вешают красивые люстры, при низких потолках используют изящные плафоны.
К местному освещению
относят систему освещения
В композиции интерьера залов участвует и цвет. От удачно выбранного цветового решения зала в основном зависит эмоциональный настрой потребителей.
В значительной степени комфорт в зале зависит от правильно устроенной вентиляции. Она очищает воздух от избытков теплоты, влаги.
В ресторанах,
кафе и барах «люкс» и высшего
класса применяется система кондиционирования
воздуха с автоматическим поддержанием
оптимальных температуры и влажности,
в других предприятиях температурный
режим поддерживается приточно-вытяжной
вентиляцией.
Глава 3
Рекомендации по усовершенствованию
сервиса на предприятиях
общественного питания
3.1 Характеристика предприятия
Кафе «Визит» располагается по адресу г.Каменка, ул.Ленина,д.3,несмотря на то, что в данном районе расположены места для отдыха (рестораны, бары, кафе и др.) данное кафе пользуется спросом у населения и имеет своих постоянных клиентов.
К основным требованиям организации труда на производстве можно отнести:
правильное составление производственной программы с учетом специфики изготавливаемой продукции, производственной мощности цеха, численности и квалификации работников;
четкое распределение обязанностей между работниками в соответствии с их квалификацией и производственным зданием;
правильный учет движения продукции и своевременная отчетность о проделанной работе.