Себестоимость продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы определена в первую очередь объективно значительной ролью изучения формирования затрат основного производства на промышленном предприятии в современной экономике. Промышленные предприятия самостоятельно планируют величину ежегодного снижения себестоимости продукции в рублях и процентах к себестоимости, сравниваемой товарной продукции, а также в копейках на рубль всей товарной продукции. Это, однако, не означает, что показатель себестоимости потерял свое прежнее значение. Систематическое снижение затрат на производство единицы продукции является предметом заботы всего коллектива предприятия, так как при этом происходит рост прибыли и соответствующих источников дальнейшего развития предприятия и повышения благополучия коллектива.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты себестоимости продукции…………………………. 7
Понятие и виды себестоимости продукции……………………………... 7
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции……. 8
Современные методы управления затратами…………………………..12
Пути снижения себестоимости продукции……………………………...20
2 Анализ себестоимости продукции на ФГУП «Ремонтный завод»………..23
2.1 Значение, объекты и задачи анализа себестоимости продукции………...23
2.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………...24
2.3 Анализ материальных затрат……………………………………………......27
2.4 Анализ трудовых затрат…………………………………………………......29
2.5 Анализ комплексных статей расходов……………………………………...31
3 Пути снижения себестоимости продукции на ФГУП «Ремонтный завод»……………………………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ испр.docx

— 93.23 Кб (Скачать)

Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к  стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим  целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в табл. 1.3

Таблица 1.3- Преимущества и недостатки методов управления затратами

Метод

Преимущества

Недостатки

Директ-костинг

Необходимая информация может  быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур

Прибыль периода не зависит  от постоянных накладных расходов при  изменении остатков запасов

Снижается трудоемкость распределения  накладных затрат, появляется возможность  определить вклад каждого вида продукции  в формирование прибыли предприятия

В сочетании с методом  стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах

Позволяет сделать выбор  между собственным производством  или закупкой продукции

Многие виды затрат не могут  быть однозначно отнесены к категории  переменных или постоянных

Слабое внимание к постоянным затратам

Искажение финансового результата из-за занижения или завышения  стоимости ранее произведенной  продукции

Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих  значительных инвестиций проектов

Абзорпшн-костинг

Отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные

Более точное определение  финансового результата деятельности предприятия

Отражение покрытия доходом  от реализации продукции каждого  вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат

Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него

Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат

Установление фактической  себестоимости единицы продукции  только в конце периода

Условный характер распределения  накладных затрат

Включение в себестоимость  продукции затрат, непосредственно  не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру  поведения затрат в зависимости  от объема выпускаемой продукции

Стандарт-кост

Формирование необходимой  информационной базы для анализа  и контроля затрат, наглядность в  отражении отклонений от плана в  процессе формирования затрат

Минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство

Применение для периодически повторяемых затрат

Успешность применения зависит  от состава и качества нормативной  базы

Невозможность установить нормы  по отдельным видам затрат

Метод ABC

Значительное повышение  обоснованности отнесения накладных  расходов на конкретный продукт, более  точное калькулирование себестоимости

Обеспечение взаимосвязи  получаемой информации с процессом  формирования затрат

Требует значительных изменений  в системе бухгалтерского учета  и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление

Таргет-костинг

Маркетинговая ориентация производства

Определение целевых затрат для новых продуктов

Контроль затрат еще на стадии разработки продукции

Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции

Технические возможности  предприятия не всегда позволяют  снизить себестоимость до заданного  уровня

Кайзен-костинг

Обеспечивает непрерывное  снижение затрат и удержание их на заданном уровне

Необходима мотивация  сотрудников и корпоративная  культура, поддерживающая вовлеченность  персонала в деятельность организации

CVP-анализ (анализ  точки безубыточности)

Позволяет определить объем  продаж, при котором достигается  безубыточность производства или заданный финансовый результат 

Простота, наглядность и  оперативность метода

Разделение затрат предприятия  на переменные, которые линейно зависят  от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно

Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и  постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата

При количестве видов продукции  больше трех графическое решение модели становится невозможным

Основывается на допущении, что производительность труда, которая  непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и  не изменяется во времени, а структурные  сдвиги качественного состояния, характеризующие  изменение системы предприятия, отсутствуют

Бенчмаркинг затрат

Позволяет получить комплексную  оценку управления затратами на предприятии  в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий

Неверный выбор предприятия-эталона  снижает эффективность метода

Требует системности и  целенаправленности в применении опыта  других предприятий

Кост-киллинг

Позволяет быстро сократить  затраты предприятия, возникающие  и во внутренней, и во внешней  среде

Жесткость метода (предусматривает  в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала)

Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или  в отдельных подразделениях предприятия  ощутимых результатов не приносит)

LCC-анализ

Получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и  их покрытия соответствующими изделию  доходами

Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого  дохода и понесенных затрат применительно  к производству изделия в целом

Обеспечение стратегического  видения структуры затрат и сопоставление  ее со структурой доходов

Отсутствие периодизации финансовых результатов 

Неопределенность в учете  накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер

Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации

Метод VCC

Позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать  затраты предприятия к ожидаемым  доходам

Требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия  и участия квалифицированных  специалистов


Неотъемлемой частью рассмотренных  методов стратегического и оперативного управления затратами является анализ затратообразующих факторов. Его, пожалуй, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного метода управления затратами, но таким анализом нельзя пренебрегать ни в стратегическом, ни в оперативном управлении затратами. Анализ затратообразующих факторов требует рассмотрения факторов формирования затрат в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Знание затратообразующих факторов и степени их влияния на величину затрат предприятия, а также зависимостей между факторами позволяет, воздействуя на факторы формирования затрат, в долгосрочном периоде оказывать управленческое воздействие на саму величину полных затрат предприятия.5

    1. Пути снижения себестоимости продукции

 

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение  новой техники, комплексная механизация  и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции. 
         Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. 
         Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. 
         В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих. 
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. 
          С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли. 
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. 
          Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект. 
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции. 
          Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. 
          Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

2 Анализ себестоимости  продукции  на ФГУП «Ремонтный  завод»

 

2.1 Значение, объекты и  задачи анализа себестоимости  продукции

 

Важным показателем, характеризующим  работу предприятий, является себестоимость  продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

«Анализ себестоимости продукции  имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние фактора на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции».6

Объектами анализа себестоимости  продукции являются следующие показатели:

полная себестоимость  товарной продукции в целом и  по элементам затрат;

затраты на рубль товарной продукции;

себестоимость отдельных  изделий;

отдельные статьи затрат.

Источники информации: Отчет о затратах на производство и реализацию продукции предприятия», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и др.

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

-оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

-установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

-определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат  от плановых;

-анализ себестоимости отдельных видов продукции;

-выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 Анализ себестоимости  продукции  направлен на выявление  возможностей повышения эффективности  использования материальных, трудовых  и денежных ресурсов в процессе  производства, снабжения и сбыта  продукции. Изучение себестоимости  продукции позволяет дать более  правильную оценку уровню показателей  прибыли и рентабельности, достигнутому  на предприятиях.

Существуют различные  вида анализа себестоимости продукции. В этой главе мы рассмотрим анализ затрат на рубль товарной продукции, анализ материальных затрат, анализ трудовых затрат анализ комплексных статей расходов.

 

 

2.2 Анализ затрат на  рубль товарной продукции

 

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты  на рубль товарной продукции, который  выгоден тем, что во-первых, очень  универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и  прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости  произведенной товарной продукции  в действующих ценах.

В процессе анализа изучим динамику затрат на рубль товарной продукции за 2008 – 2011гг. на ФГУП «Ремонтный завод» (таблица 2.1.)

 

Таблица 2.1 -Динамика затрат на рубль товарной продукции на

ФГУП «Ремонтный завод»

Год

Фактические затраты на 1 рубль  товарной продукции

(коп)

Темп роста

(%)

2008

95

100

2009

87

91,5

2010

89

93,7

2011

94

98,9


 

Из таблицы 2.1. видно, что  за четыре года предприятие не добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль товарной продукции. За этот период уровень данного показателя на предприятии снизился на 1,1%. Самый  лучший показатель был достигнут  в 2009 году, когда темп роста данного  показателя снизился на 8,5% по сравнению  с предыдущим годом.

Следующий этап анализа –  изучение выполнения плана и определение  влияния факторов на изменение уровня данного показателя.

На уровень затрат на рубль  товарной продукции оказывают влияние  как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (рисунок 2.1.)

 

   

Изменение затрат на рубль  товарной продукции

   
       
                   

Изменение объема выпуска  продукции

   

Изменение структуры выпуска  продукции

   

Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию

                   
 

Изменение уровня удельных переменных затрат

 

Изменение суммы постоянных затрат

 

Изменение цен в связи  с инфляцией

               

Изменение качества продукции

       
 

Изменение уровня ресурсоемкости продукции

 

Изменение стоимости потребленных ресурсов

 

Изменение рынков сбыта




 

Рисунок 2.1- Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции.

Влияние факторов первого  уровня на изменение затрат на рубль  товарной продукции рассчитывается способом цепной  подстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 -Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль товарной продукции за 2011 год на ФГУП «Ремонтный завод»

Затраты на рубль товарной продукции, коп

 

Расчет

 

 

 

 

 

Фактор

объем производства

структура производства

уровень удельных переменных затрат

сумма постоянных затрат

отпускные цены на продукцию

План

57258/66654=

85,9

План

План

План

План

План

Усл.1

58239/68500=

85,02

Факт 

План

План

План

План

Усл.2

60640/70500=

86,01

Факт 

Факт 

План

План

План

Усл.3

61723/70500=

87,55

Факт 

Факт 

Факт 

План

План

Усл.4

62629/70500=

88,83

Факт 

Факт 

Факт 

Факт 

План

Факт

62629/66654=

93,96

Факт 

Факт 

Факт 

Факт 

Факт 

Δ общ.

= 8,06

-0,88

+0,99

+1,54

+1,28

+5,13

Информация о работе Себестоимость продукции