Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы определена в первую очередь объективно значительной ролью изучения формирования затрат основного производства на промышленном предприятии в современной экономике. Промышленные предприятия самостоятельно планируют величину ежегодного снижения себестоимости продукции в рублях и процентах к себестоимости, сравниваемой товарной продукции, а также в копейках на рубль всей товарной продукции. Это, однако, не означает, что показатель себестоимости потерял свое прежнее значение. Систематическое снижение затрат на производство единицы продукции является предметом заботы всего коллектива предприятия, так как при этом происходит рост прибыли и соответствующих источников дальнейшего развития предприятия и повышения благополучия коллектива.
Введение………………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты себестоимости продукции…………………………. 7
Понятие и виды себестоимости продукции……………………………... 7
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции……. 8
Современные методы управления затратами…………………………..12
Пути снижения себестоимости продукции……………………………...20
2 Анализ себестоимости продукции на ФГУП «Ремонтный завод»………..23
2.1 Значение, объекты и задачи анализа себестоимости продукции………...23
2.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………...24
2.3 Анализ материальных затрат……………………………………………......27
2.4 Анализ трудовых затрат…………………………………………………......29
2.5 Анализ комплексных статей расходов……………………………………...31
3 Пути снижения себестоимости продукции на ФГУП «Ремонтный завод»……………………………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………… 39
или являются необходимым компонентом. Покупные материалы и полуфабрикаты, приобретаемые со стороны, подвергаются в дальнейшем дополнительной обработке или сборке-монтажу. Вспомогательные материалы добавляются к основным с целью изменения их внешнего вида или других свойств, а также используются при обслуживании производства (смазочные, обтирочные, красители, упаковочные и проч.). Топливо (твердое, жидкое, газообразное) и энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатого воздуха, холода и др.), приобретаемые со стороны, выделяются особо в составе материальных затрат в связи с их важным народнохозяйственным значением. В материальные затраты включаются также расходы на тару, упаковочные материалы, инструмент, запасные части и др.
Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов, остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможного их использования.
Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. Оплата труда включает: заработную плату, начисляемую по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, принятыми на предприятии; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; надбавки и доплаты; премии за производственные результаты; оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатно предоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет; надбавки за работу на Крайнем Севере и по районным коэффициентам и другие расходы. Не включаются в себестоимость выплаты работникам предприятий, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов, целевых поступлений, фондов профсоюзных организаций и др. (материальная помощь, надбавки и единовременные пособия ветеранам труда, оплата путевок на лечение и отдых, дивиденды, выплачиваемые по акциям, компенсации в связи с повышением цен, оплата проезда к месту работы и проч.).
Отчисления на социальные
нужды представляют собой форму
перераспределения
фонды и используются на предусмотренные законом цели. Тарифы страховых взносов ежегодно утверждаются в федеральном законе, принимаемом Государственной Думой и одобряемом Советом Федерации. В эту группу затрат в настоящее время включаются четыре вида платежей.
1. Отчисления в Фонд
социального страхования
Тариф страховых взносов установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Эти взносы формируют, в основном, бюджеты профсоюзных организаций, из которых оплачиваются больничные листы, путевки в санатории, материальная помощь и другие социально-культурные нужды трудового коллектива и отдельных работников.
2. Отчисления в Пенсионный
фонд Российской Федерации
3. Страховые взносы в
Государственный фонд
4. Фонд обязательного
медицинского страхования
Кроме вышеназванных фондов в стране действуют многочисленные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, службы трудоустройства и т.п., формирование средств которых имеет другие источники, не относящиеся к себестоимости продукции предприятий.
Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные основные фонды, так и арендованные (если иное не предусмотрено договором аренды), а также на стоимость помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания и медицинского обслуживания трудовых коллективов предприятий.
В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы; налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
Расходы, включенные в себестоимость производимой продукции, образуют производственную себестоимость валовой продукции. Если в производственной себестоимости учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, то определим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислением средств в вышестоящие организации, получаем полную себестоимость товарной продукции.
Группировка по элементам
затрат лежит в основе сметы затрат
на производство - документа планирования,
отражающего все расходы
В основе группировки по
статьям калькуляции лежат
В промышленности применяются следующие типовые статьи калькуляции:
При группировке по статьям
калькуляции в составе
Отнесение затрат к основным
и накладным обуславливается
характером их связи с производством
продукции. Основные затраты непосредственно
связаны с технологическим
По способу отнесения
на себестоимость конкретных видов
изделий все затраты
В составе калькуляции различаются простые затраты, состоящие из одного элемента, и комплексные, включающие несколько экономически разнородных, но имеющих одинаковое производственное назначение элементов. К простым относятся, например, затраты на основные сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих. Комплексными являются все затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы и др.
К постоянным затратам относятся затраты, которые не меняются с изменением объема производства или меняются скачкообразно, тогда как переменные затраты изменяются в определенной зависимости от объема производства.
Управление затратами
осуществляется путем совместной реализации
совокупности функций управления. Для
реализации этих функций в современной
экономической науке
В управлении затратами крупных
предприятий могут найти
Таблица 1.2 Сущность и условия применения метода
Метод |
Сущность метода |
Условия применения метода |
Директ-костинг |
Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли |
Разделение затрат на переменные и постоянные |
Абзорпшн-костинг |
В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные) |
Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции |
Стандарт-кост |
Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно |
Наличие системы стандартов (норм и нормативов) |
Метод ABC |
Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций |
Выделение видов деятельности и операций по ним Расширение существующей системы бухгалтерского учета Дополнительное обучение персонала |
Таргет-костинг |
На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами |
Тесное горизонтальное взаимодействие
между функциональными Постоянное применение Организация постоянного контроля уровня затрат Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке |
Кайзен-костинг |
Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем |
Постоянное применение Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат Вовлечение всех сотрудников
в непрерывное |
CVP-анализ (анализ точки безубыточности) |
Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат |
Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых) Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4 |
Бенчмаркинг затрат |
Предполагает сравнение
состояния управления затратами
на предприятии с предприятиями- |
Правильный выбор предприятия- Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения |
Кост-киллинг |
Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью |
Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии Стремление руководства предприятия к снижению издержек Определенным образом построенная система мотивации персонала |
LCC-анализ |
Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами |
Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта |
Метод VCC |
Рассматривает цепочку потребительской
стоимости, в частности, предусматривает
анализ затрат, находящихся вне сферы
прямого воздействия |
Соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием |