Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Объект исследования: собственность, ее виды.
Предмет исследования: приватизация, ее формы.
Введение 3-4
Глава 1:Понятие приватизации
1.1.Понятие и формы собственности 5-6
1.2.Понятие и цели приватизации 6-8
Глава 2: Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ
2.1. Особенности проведения приватизации в РФ 9-12
2.2. Основные тенденции процесса приватизации в РФ 12-16
2.3. Результаты приватизации в РФ 16-22
Глава 3: Проблемы проведения приватизации государственной собственности в РФ
3.1. Основные трудности в проведении приватизации в РФ 23-26
3.2. Проблема выбора форм приватизации 26-29
Заключение 30
Приложение 31-32
Библиографический список
Наряду с существующими
Наибольшее распространение в России получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:
1. Малая приватизация, распространяемая
на мелкие и средние
2. Большая приватизация, распространяемая
на крупные предприятия,
В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации
Преобразование
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек.Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.
Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
Бесплатная приватизация, означающая
выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных
вкладов. Ее необходимость была обоснована
двумя моментами. Она рассматривалась,
во-первых, как способ восстановления
социальной справедливости, позволяющий
вернуть населению отобранную у
него собственность, во-вторых, как
«принудительная» приватизация, проводимая
с целью ускорения
Льготная приватизация, предполагающая
скидки и льготы определенным категориям
населения (трудовым коллективам). Особенно
велики такие скидки и льготы были
в России и Югославии. Кроме того
в ряде государств получил распространение
процесс реприватизации - возвращения
собственности прежним
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.
Открытый и ограниченный тендер.
С помощью этого метода можно
охватить широкий круг потенциальных
инвесторов. При выборе инвестора
цена не имеет первостепенного
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.[22, C. 23-38].
Заключение:
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства –равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.
Решение о начале массовой российской приватизации в определенном смысле оказалось вынужденным. Однако начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.
Несмотря на то что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными),сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.
Приложение 1
Таблица 1. Структура приватизированного государственного и муниципального
Имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Число приватизированных |
|
|
|
|
|
в том числе по формам собственности1): |
|||||
|
7063 |
5685 |
1875 |
928 |
374 |
|
9521 |
5112 |
1317 |
715 |
548 |
|
26340 |
11108 |
6960 |
3354 |
1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: |
|
|
|
|
|
|
31,1 |
44,8 |
27,7 |
22,5 |
18,1 |
|
6,3 |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
5,5 |
|
30,4 |
24,0 |
15,9 |
8,9 |
9,6 |
|
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,7 |
0,5 |
|
29,5 |
20,8 |
29,8 |
32,1 |
14,6 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов |
|
|
|
|
|
|
- |
- |
15,4 |
22,9 |
38,5 |
|
- |
- |
0,6 |
1,5 |
2,6 |
|
1,0 |
3,3 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |
1) По состоянию на дату приватизации.
Источник:
Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003
Таблица 2. Структура приватизированного государственного и муниципального имуществапо формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг.
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Число приватизированных
государственных и |
2129 |
1536 |
2274 |
2287 |
|
в том числе по формам собственности1): |
|||||
|
264 |
104 |
170 |
125 |
86 |
|
321 |
298 |
274 |
231 |
226 |
|
1544 |
1134 |
1830 |
1931 |
2245 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах: |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
продажа государственного и
муниципального имущества |
76,1 |
74,6 |
73,0 |
73,9 |
|
из нее продажа: |
|||||
|
6,0 |
5,2 |
5,0 |
3,6 |
1,8 |
|
47,6 |
47,7 |
56,7 |
59,1 |
47,4 |
|
4,0 |
2,3 |
3,4 |
4,9 |
7,2 |
выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду: |
|||||
|
6,8 |
8,3 |
18,0 |
20,0 |
32,9 |
|
|
|
|
-
|
|
продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: |
|||||
|
9,6 |
12,0 |
3,7 |
3,2 |
3,4 |
|
1,6 |
1,9 |
2,0 |
0,4 |
0,0 |
|
4,6 |
2,2 |
2,8 |
1,3 |
0,8 |
|
|
|
|
0,5
|
|
|
|
|
|
0,7 |
|
|
|
|
|
-
|
|