Результаты приватизации государственной собственности в Российской Федерации: особенности и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Объект исследования: собственность, ее виды.
Предмет исследования: приватизация, ее формы.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1:Понятие приватизации
1.1.Понятие и формы собственности 5-6
1.2.Понятие и цели приватизации 6-8

Глава 2: Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ
2.1. Особенности проведения приватизации в РФ 9-12
2.2. Основные тенденции процесса приватизации в РФ 12-16
2.3. Результаты приватизации в РФ 16-22

Глава 3: Проблемы проведения приватизации государственной собственности в РФ
3.1. Основные трудности в проведении приватизации в РФ 23-26
3.2. Проблема выбора форм приватизации 26-29

Заключение 30
Приложение 31-32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 124.46 Кб (Скачать)

Наряду с существующими способами  приватизации установлен ряд новых:

    • Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;
    • Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
    • Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
    • Приватизация может осуществляться в форме приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в государственное акционерное общество; в форме приобретения объекта государственной собственности по конкурсу и в форме приобретения объекта приватизации или его имущества на аукционе.

Наибольшее распространение в  России получили следующие подходы  к этапам и формам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая  на мелкие и средние предприятия  в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном  на аукционах, коммерческих конкурсах  и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая  на крупные предприятия, предполагала  их акционирование с последующей  продажей акций.

В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки  вывести предприятия из государственной  формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

Говоря об этапах приватизации в  России, следует различать два  основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации

Преобразование государственных  предприятий в акционерные общества имеет существенные особенности  по сравнению с продажей объектов государственной собственности  по конкурсу или на аукционах, а также  с созданием новых акционерных  обществ. В процессе приватизации путем  продажи акций государственных  акционерных обществ главная задача состоит в создании реального и ответственного собственника и скорейшей передачи акций в руки граждан и негосударственных юридических лиц. Деятельность государственных акционерных обществ, где преобладающая доля акций принадлежит государственным организациям, должна подлежать более строгой регламентации. Это необходимо для того, чтобы у государственных акционерных обществ не было возможности покрытия недостатка собственных оборотных средств и прямых убытков за счет выпуска облигаций, привилегированных акций и т.п. По мере превращения государственного акционерного общества в негосударственное, где другие акционеры (граждане и негосударственные юридические лица) получат возможность принимать самостоятельные решения по всем вопросах функционирования общества, эти ограничения отменяются.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный  рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной  формой в России стали акционерные  предприятия. Фонды давали ориентиры  для того, чтобы разобраться в  огромном океане ценных бумаг акционировавшихся  предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних  предприятий и подразделений  находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек.Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

Платная приватизация, предусматривающая  полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся  очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.

Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий  вернуть населению отобранную у  него собственность, во-вторых, как  «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации  собственности в условиях психологической  неподготовленности населения к  инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение  процесс реприватизации - возвращения  собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). [21, C. 384]. 

Формальная приватизация. Данная форма  приватизации предполагает перевод  государственного предприятия в  частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. Государственное  предприятие продается частным  стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно  охватить широкий круг потенциальных  инвесторов. При выборе инвестора  цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь  место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей  цене. При этом не учитываются особенности  или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества  к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.[22, C. 23-38]. 

Заключение:

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства –равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

Решение о начале массовой российской приватизации в определенном смысле оказалось вынужденным. Однако начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.

Несмотря на то что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными),сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Таблица 1. Структура приватизированного государственного и муниципального

Имущества по формам собственности  и способам приватизации в 1993-1997 гг.

 

1993

1994

1995

1996

1997

Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий, 
объектов - всего

 
42924

 
21905

 
10152

 
4997

 
2743

в том числе по формам собственности1):

 
  • федеральная

7063

5685

1875

928

374

  • субъектов Российской Федерации

9521

5112

1317

715

548

  • муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

 
 
100

 
 
100

 
 
100

 
 
100

 
 
100

  • акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

  • продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

  • коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

  • инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

  • выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и  не завершенных строительством объектов

 
 
0,4

 
 
1,5

 
 
4,2

 
 
5,7

 
 
9,1

  • продажа недвижимости

-

-

15,4

22,9

38,5

  • продажа земли

-

-

0,6

1,5

2,6

  • прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5


1) По состоянию на дату приватизации.

Источник:

Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003

 

 

 

 

 

Таблица 2. Структура приватизированного государственного и муниципального имуществапо формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг.

 

1998

1999

2000

2001

2002

Число приватизированных  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, объектов - всего

2129

1536

2274

2287

 
2557

в том числе по формам собственности1):

 
  • федеральная

264

104

170

125

86

  • субъектов Российской Федерации

321

298

274

231

226

  • муниципальная

1544

1134

1830

1931

2245

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах:

100

100

100

100

 
100

продажа государственного и  муниципального имущества  
на аукционе и  коммерческом конкурсе

76,1

74,6

73,0

73,9

 
61,4

из нее продажа:

 
  • имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий

6,0

5,2

5,0

3,6

1,8

  • недвижимости

47,6

47,7

56,7

59,1

47,4

  • земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий

4,0

2,3

3,4

4,9

7,2

выкуп государственного и  муниципального имущества, сданного в  аренду:

         
  • арендатором в соответствии с договором об аренде

6,8

8,3

18,0

20,0

32,9

  • посредством преобразования в открытое акционерное  
    общество с правом первоочередного приобретения акций  
    арендатором

 
0,3

 

 
-

 

 
-

 

-

 

 
-

 

продажа акций открытых акционерных  обществ, созданных  в процессе приватизации:

 
  • работникам общества

9,6

12,0

3,7

3,2

3,4

  • на специализированном аукционе

1,6

1,9

2,0

0,4

0,0

  • на аукционе и коммерческом конкурсе

4,6

2,2

2,8

1,3

0,8

  • преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности

 
 
0,9

 

 
 
0,7

 

 
 
0,3

 

0,5

 

 
 
0,6

 

  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

 
0,1

 
0,3

 
0,1

0,7

 
0,8

  • отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций

 
 
 
0,0

 

 
 
 
-

 

 
 
 
0,1

 

-

 

 
 
0,1

 

Информация о работе Результаты приватизации государственной собственности в Российской Федерации: особенности и результаты