Результаты приватизации государственной собственности в Российской Федерации: особенности и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Объект исследования: собственность, ее виды.
Предмет исследования: приватизация, ее формы.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1:Понятие приватизации
1.1.Понятие и формы собственности 5-6
1.2.Понятие и цели приватизации 6-8

Глава 2: Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ
2.1. Особенности проведения приватизации в РФ 9-12
2.2. Основные тенденции процесса приватизации в РФ 12-16
2.3. Результаты приватизации в РФ 16-22

Глава 3: Проблемы проведения приватизации государственной собственности в РФ
3.1. Основные трудности в проведении приватизации в РФ 23-26
3.2. Проблема выбора форм приватизации 26-29

Заключение 30
Приложение 31-32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 124.46 Кб (Скачать)

Масштабы приватизации в той  или иной стране зависят от того, насколько широко используется в  них метод национализации частного сектора в предшествующих период. В странах, где метод национализации применялся редко, тенденция к приватизации проявлялась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашёл сравнительно далеко, приватизация осуществляется в широких масштабах. [6, с. 17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Анализ процессов приватизации в РФ

2.1.  Особенности  проведения приватизации в РФ

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном  предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной  базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам  ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития ) к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992). [7,с.54]

Приватизация в России — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее  РСФСР) в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада  СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и  разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими  в то время ключевые позиции в  правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную  собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые  обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений  с первыми лицами государства  и их родственниками. С приватизацией  связывают появление в России олигархов, слишком сильное и  несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть  населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В  народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. [8,с.12.]

Однако сам Анатолий Чубайс позднее  говорил, что приватизация была проведена  с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти.

В условиях административно-командной  системы в СССР в конце 80-х годов  сложилось следующее соотношение  форм собственности: государственная - 88,6 %; колхозная - 8,7 %; кооперативная - 1,5 % и частная - 1,2 %. Преодолеть монополию  государственной собственности  в начале рыночных реформ предполагалось на основе развития различных форм собственности и многообразия хозяйствующих  субъектов в ходе приватизации.

Выделялись главные цели приватизации, такие как:

  1. формирование широкого слоя частных собственников;
  2. повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
  3. создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;
  4. привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных;
  5. уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие увеличения доходов и уменьшения расходов государства. [9,с.124.]

Анатолий Чубайс: «Целью приватизации является построение капитализма в  России, причём в несколько ударных  лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия». [10,с.607.]

Ближайшая цель приватизации - вывести  предприятия из-под управления государственных  экономических органов. Это вызвано  тем, что, согласно неолиберальной теории, главный недостаток государственной собственности - отсутствие эффективного собственника, заинтересованного в рациональном использовании и увеличении собственности. В условиях государственной собственности убытки не влекут за собой банкротство предприятия, а разными способами переносятся на общество в целом.

Отношение к государственной собственности  остается одним из наиболее спорных  вопросов приватизации. В самом начале рыночных преобразований тезис о  неэффективности государства как  собственника был аксиомой. Высокая  эффективность частного собственника признавалась без малейших сомнений. На этой теоретической базе делались два практических вывода. Во-первых, о необходимости дать максимальную свободу частному предпринимательству, во-вторых, опроведений приватизации государственных предприятий как можно быстрее и в наибольших масштабах. Предполагалось, что массовая приватизация приведет в движение механизм рыночного хозяйствования.

Альтернативный подход к роли приватизации исходил из того, что для формирования рыночной экономики не было необходимости  в скорейшей и массовой приватизации, а нужны были коммерциализация государственных предприятий (т.е. перевод их деятельности на рыночную основу) и свобода создания новых частных предприятий. В России идея коммерциализации госпредприятий рассматривалась в 1991 - 1992 гг. как своего рода подготовка их к последующей приватизации и не получила широкого практического распространения.

Все способы приватизации могут  быть объединены в четыре основные модели:

  • денационализация;
  • продажа;
  • бесплатное распределение;
  • создание национальных холдингов.

На практике приватизация осуществлялась путем комбинации этих основных моделей, которые считаются легальными, так  как они юридически оформляются  государством. Легальной приватизации обычно предшествовала спонтанная приватизация («прихватизация»), означающая захват государственной собственности старым управленческим аппаратом (номенклатурой). В этом случае приватизация осуществлялась нелегальным способом.

Рассматривая приватизацию в России, можно выделить несколько методов, в рамках которых она происходила.

Во-первых, это массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот метод  позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность  среди большого числа граждан. Ваучерная приватизация считается способом, порождающим наименьшее число социальных конфликтов.

Во-вторых, это передача или льготная продажа государственных активов  приватизируемых предприятий. В  период ваучерной приватизации трудовые коллективы получили возможность выбора одного из трех вариантов льгот при распределении акций. По первому варианту льгот трудовым коллективам разрешалось приобретение 25 % привилегированных акций, 10 % обыкновенных акций и 5 % составлял опцион (право на приобретение) для руководства предприятия. По второму варианту льгот трудовой коллектив получал право приобретения 51 % голосующих акций. По третьему варианту - 20 % обычных акций для инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20 % - для трудового коллектива. Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке.

В-третьих, это приватизация методом  прямых продаж государственных активов. На ваучерном этапе продаже подлежали объекты «малой приватизации» (с численностью персонала до 200 человек и стоимостью фондов менее 1 миллиона рублей). Приватизация этих объектов происходила путем продажи на конкурсах и аукционах. При продаже на аукционах право собственности на объект переходило к покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

И, в-четвертых, это денационализация (реприватизация). Этот метод представляет собой восстановление в правах собственности  лиц, незаконно лишенных имущества. Ее основные формы:

  • реституция (возвращение собственности прежним владельцам в натуре);
  • компенсация (в форме ценных бумаг или денег).

В России, в отличие от стран  Центральной Европы и Балтии, данный метод приватизации ввиду продолжительности  существования административно-командной  системы практически не применялся. Правда, закон допускает выплату  компенсаций жертвам раскулачивания и их детям, но оговаривает эти  платежи трудновыполнимыми условиями. [11,с.128.]

2.2. Основные  тенденции (направления) процесса приватизации в РФ

Концепция проведения приватизации государственной  собственности в Российской Федерации  предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были [12, C. 136]:

  1. массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
  2. формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  3. обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
  4. создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
  5. содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  6. создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
  7. расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:

  1. избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
  2. Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
  3. в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
  4. в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
  5. иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты  российской модели приватизации:

  1. массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
  2. форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
  3. отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном - путем продажи по минимальным ценам.

Процесс приватизации в России качественно  отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области  приватизации, а именно: служить  инструментом создания не только новой  структуры собственности, но и формирования класса частных собственников [13, C. 19].

Для законодательного обеспечения  процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации», государственные  программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

B качестве основного инструмента  приватизации на ее первом  этапе были использованы приватизационные  чеки, выданные всем российским  гражданам вне зависимости от  пола, возраста, места жительства  и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

    1. использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
    2. участвовать в чековом аукционе;
    3. купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
    4. продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Информация о работе Результаты приватизации государственной собственности в Российской Федерации: особенности и результаты