Результаты приватизации государственной собственности в Российской Федерации: особенности и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Объект исследования: собственность, ее виды.
Предмет исследования: приватизация, ее формы.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1:Понятие приватизации
1.1.Понятие и формы собственности 5-6
1.2.Понятие и цели приватизации 6-8

Глава 2: Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ
2.1. Особенности проведения приватизации в РФ 9-12
2.2. Основные тенденции процесса приватизации в РФ 12-16
2.3. Результаты приватизации в РФ 16-22

Глава 3: Проблемы проведения приватизации государственной собственности в РФ
3.1. Основные трудности в проведении приватизации в РФ 23-26
3.2. Проблема выбора форм приватизации 26-29

Заключение 30
Приложение 31-32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 124.46 Кб (Скачать)

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных  в ходе приватизации акционерных  обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались  акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически  все население России [14, C. 51].

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть  объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных  предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий [15, C. 57].

Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант  дальнейшего развития ситуации по перераспределению  собственности, при котором после  быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных  собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., - переход прав собственности  на приватизируемое государственное  имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников [16, C. 32].

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

    1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
    2. обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
    3. способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа  является его направленность на осуществление  перехода от системы бесплатной раздачи  собственности к ее реальной продаже  в ходе относительно «медленной»  приватизации. В интересах привлечения  стратегических инвесторов, которые  ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15 - 25% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных  предприятий, земельные участки  приватизированных предприятий  и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

  1. безвозмездную передачу акций работникам;
  2. продажу акций работникам по закрытой подписке;
  3. продажу акций по инвестиционному конкурсу;
  4. продажу акций по коммерческому конкурсу;
  5. продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
  6. продажу акций на специализированном аукционе;
  7. продажу предприятий на аукционах;
  8. продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
  9. продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;
  10. выкуп арендованного имущества;
  11. продажу предприятий товариществам по особым льготам;
  12. продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
  13. продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры);
  14. продажу предприятий-должников (особые процедуры) [17, C. 21].

Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Поскольку некоторые из вышеперечисленных  методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

2.3. Результаты  приватизации в РФ

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный  пересмотр её итогов. Около 90% россиян  придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные  состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Российская приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества. Так, в начале 1992 г., несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической»)приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей (рис. 1), а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

 


Рис.1 Структура собственности в российской промышленности в 1991 году

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 млрд рублей. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции (более 1300% в 1992 году), дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.

По данным Госкомстата России, к  середине 1992 г. Структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд рублей.

Распределение государственных и  муниципальных предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50%государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.

Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в1993-2003 годах.

Согласно отчету Госкомимущества  России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс.предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).Количественная динамика приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий (объектов) в 90-х годах изображена на рис.2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Общее количество приватизированных предприятий, а также предприятий федеральной собственности

             Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах 1 и 2 (приложение 1).

 

Всего в 1992 - 2002 гг. изменили форму собственности 140,3  тыс. государственных и муниципальных  унитарных предприятий, объектов.

По оценкам экспертов, начальные  этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач  преодоления кризисных явлений  в экономике и дальнейшего  развития. Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход  к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности  получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения  частной инициативы граждан к  решению экономических проблем.

Приватизация и связанные с  ней процессы вызвали глубокие изменения  во всех сферах общественной жизни  и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и  самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался  крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования  механизмов конкуренции. Приватизация содействовала становлению и  развитию целого ряда новых экономических  институтов, способствовала созданию условий для привлечения в  российскую экономику иностранных  инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр. Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом (рис. 3).                   


 

 

 

 

 

Рис. 3 Структура собственности в 2003 году

 

  В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов. [19, C. 705].

Следует отметить, что такая структура  собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, таки законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. [18, C. 18].

Процессы приватизации 1993-2003 гг. сопровождались изменением структуры занятости населения. Рис. 4 наглядно демонстрирует увеличение доли населения, занятого в частном секторе экономики в указанный период.

 

 

Рис.4. Соотношение количества занятого населения в

различных секторах экономики (по формам собственности )

Информация о работе Результаты приватизации государственной собственности в Российской Федерации: особенности и результаты