Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы реформирования жилищно - коммунального хозяйства;
- изучить состав и структуру стратегии городского хозяйства;
- проанализировать целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Модель
3.3 Управление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по эк-ке.docx

— 62.14 Кб (Скачать)

Создание конкурентной среды  в жилищной сфере требует совершенствования  структуры управления данным комплексом. Необходимо разграничить полномочия, закрепленные непосредственно за собственником, что должно сопровождаться разделением  функций заказчика и подрядчика на оказание услуг по обслуживанию жилищного фонда.

Муниципальные унитарные  предприятия (дирекции единого заказчика) выполняют роль управляющих компаний по управлению объектами недвижимости многоквартирных жилых домов, а подрядные организации, выбираемые на конкурсной основе, работают согласно договорам на предоставление жилищно-коммунальных услуг. При этом они освобождаются от несвойственных им регистрационно-контрольных функций, паспортно-учетной работы, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.

Проблема формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального  комплекса и условий для привлечения  инвестиций предусматривает:

- создание рыночных механизмов  функционирования жилищного хозяйства,  для чего необходимо обеспечить  рынок жилья и его собственника;

- разделение функций и  формирование реальных договорных  отношений между собственниками (администрации районов и городов,  жилищно-строительные кооперативы,  жилищные кооперативы, товарищества  собственников жилья и другие), управляющими компаниями и подрядными  жилищными организациями.

Органы местного самоуправления, как собственники жилищного фонда, должны обеспечивать:

- решение вопросов по  публичным проблемам (водоснабжение,  связь, дороги, обращение с отходами, озеленение, развитие города и  района);

- соблюдение нормативно-технических  требований к содержанию и  использованию жилья и объектов  инженерной инфраструктуры;

- финансирование содержания  принадлежащей ему собственности;

- делегирование управляющим  компаниям полномочий по заключению  договоров социального найма,  найма и аренды жилых помещений;

- заключение договора  с управляющей компанией

Основными функциями управляющей  компании должны быть:

- поддержание в надлежащем  состоянии и развитие жилищного  фонда;

- выбор подрядчиков на  конкурсной основе;

- заключение договоров  с подрядчиками;

- обеспечение контроля за выполнением договоров;

- организация сбора платежей  за жилищно-коммунальные услуги.

Создание управляющих  компаний экономически оправдано. Затраты  по управлению (в нормируемых пределах 6-10%) уже включены в тариф содержания жилья и потребители оплачивают их наряду с другими жилищно-коммунальными  услугами. Кроме того эффект управления достигается за счет четко организованного  контроля за объемами и качеством  представляемых услуг и выполняемых  работ. На практике эффективное управление обеспечивает 25% экономии финансовых затрат.

Реформа собственности в  жилищном фонде должна привести к  формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере  управления недвижимостью за получение  заказа от собственника на управление жилищным фондом и конкуренции подрядных  организаций за получение заказа на обслуживание жилья от управляющей  компании.

Создание товариществ  собственников жилья (далее - ТСЖ) является краеугольным камнем реформирования жилищно-коммунального  хозяйства. Администрациям муниципальных  образований необходимо четко определить ответственность руководителей  действующих служб заказчика, управляющих  компаний, а при их отсутствии - предприятий, обеспечивающих реализацию функций  управления жилищным фондом за своевременную  регистрацию кондоминиумов.

Кроме того, на муниципальном  уровне необходима реализация стимулирующих  процессов образования ТСЖ мероприятий. Результаты реализации названного федерального закона должны быть основными при  рейтинговой оценке работы администраций  муниципальных образований.

Образование ТСЖ в границах единого недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный  участок и расположенное на нем  жилое здание, является одним из способов защиты прав совладельцев жилья  и организации эффективного управления многоквартирным жилым домом  с участием собственников.

Важное значение для организации и развития ТСЖ имеют стимулирующие процесс действия, информационная кампания по разъяснению возможностей, которые получают собственники, объединенные в ТСЖ, организация обучения руководителей товариществ основам управления недвижимостью, а также упрощение процедуры регистрации кондоминиумов и ТСЖ, оформления прав собственности на домовладение и земельный участок в кондоминиуме.

В условиях активного развития рыночных отношений во всех сферах экономики существующая структура  управления муниципальными коммунальными  предприятиями утратила способность  в полной мере обеспечивать эффективную  координацию деятельности предприятий. В этой связи возникла объективная  необходимость ее реформирования и  разработки мероприятий, направленных на повышение управляемости и  экономической эффективности предприятий  отрасли.

Реформирование коммунальной энергетики, нацеленное на режим устойчивого  развития, предполагает изменение подходов к организации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, передача на конкурсной основе муниципального имущества в управление, проведение акционирования предприятий коммунальной энергетики, создание на их основе межмуниципальных компаний.

Первоочередными мероприятиями  реформирования коммунальной энергетики должны стать:

- комплексная инвентаризация, сетевых и вырабатывающих объектов  ЖКХ - тепловых, электрических, водопроводных,  канализационных и газовых; 

- регистрация права собственности  на объекты имущества;

- оценка имущественного  комплекса;

- определение имущества,  находящегося на территории муниципального  образования, которое войдет в  уставный капитал создаваемых  компаний;

- разработка условий передачи  имущества создаваемым компаниям.

Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий  должны проходить параллельно с  применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных  соглашений, которые реализуются  путем заключения договоров на право  осуществления различного рода хозяйственной  деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в  эксплуатацию и управление российскому  или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).

Основными преимуществами использования  концессии являются

1. Ограничение финансового  участия местных властей в  реализации проектов.

2. Создание конкурентной  среды в отрасли жилищно-коммунального  хозяйства. Несмотря на то, что  в каждый определенный момент  времени существует только один  поставщик какого-либо вида услуг  - концессионер, конкуренция возникает  еще до подписания контракта,  в результате рассмотрения заявок  претендентов, а также по истечении  срока договора, когда требуется  его возобновление. В результате  этого существует конкуренция  на рынке, несмотря на то, что  в течение срока договора конкуренция  на рынке отсутствует.

3. Обеспечивается приток  денежных средств в регион.

4. Концессионер затрачивает  более половины средств, вкладываемых  в проект, на территории его  реализации в виде приобретения  части необходимых материалов, найма  рабочей силы и т.д.

5. Строительство или реконструкция  коммунальных объектов создает  дополнительные рабочие места.

6. В концессию могут  передаваться как предприятия  в целом, так и отдельные  объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг  возможных инвесторов.

7. После истечения срока  договоров в собственность муниципального  образования переходит самое  современное оборудование.

Для развития концессионных  схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативной правовой базы для урегулирования вопросов концессии  в жилищно-коммунальном хозяйстве. Переход на использование новых  норм договорных хозяйственных отношений  между муниципалитетом и управляющими компаниями, предусмотренных действующим  законодательством и учитывающих  особенности рыночных взаимоотношений, будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость муниципалитетов  в отношениях с концессионерами.

Создание условий для  привлечения инвестиций с использованием экономической привлекательности  ресурсосберегающих проектов, состоящих  в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых на реализацию проектов, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства и потребления коммунальных услуг.

Реконструкция и модернизация предприятий ЖКХ приведет к снижению себестоимости производства единицы  их продукции, а модернизация жилищного  фонда - к сокращению потребления  ресурсов и получению экономического эффекта от инвестиций. Администрации муниципальных образований, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов финансирования инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ, которые не могут быть профинансированы за счет собственных доходов предприятий или бюджета, должны взять на себя кредитные риски через предоставление бюджетных гарантий и осуществить организационные меры по отработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемного финансирования.

8. Государственная поддержка  инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального  хозяйства. Общая потребность  в инвестициях в ЖКХ требует  мобилизации всех возможных ресурсов  для технической модернизации  комплекса, направленной на внедрение  современных энергосберегающих  технологий, переоснащение котельных,  сетей тепло- и водоснабжения,  очистных сооружений и т.п.

Государственная поддержка  инвестиций в модернизацию ЖКХ осуществляется в четырех взаимосвязанных направлениях:

1) привлечение федеральных  бюджетных ресурсов и ресурсов  международных кредитных организаций  под гарантии администрации региона,  администраций муниципальных образований  для финансирования, отобранных  на конкурсной основе, наиболее  подготовленных и эффективных  инвестиционных проектов в коммунальном  секторе. Предполагается софинансирование  данных проектов со стороны  областного и местных бюджетов, а также самих предприятий  жилищно-коммунального хозяйства;

2) привлечение средств  федерального бюджета, предусмотренных  в федеральных целевых программах;

3) использование средств  местных бюджетов на ликвидацию  недоремонта жилищного фонда,  реконструкцию и модернизацию  инженерных коммуникаций при  поддержке областного бюджета  по целевым программам.

Реализация предложенных направлений развития ЖКХ региона  позволит обеспечить устойчивый процесс  развития отрасли на основе рыночных факторов и рыночных взаимоотношений.

3.2 Модель

Так как в рамках курсового  проекта сложно рассмотреть все  направления развития предприятий  жилищно - коммунальной сферы, рассмотрим проект развития одного из важнейших  предприятий отрасли МУП «Водоканал».

Низкое качество воды, рост потребителей, сложная гидрологическая  обстановка на р. Амур вызывает необходимость  разработки новых источников водоснабжения.

Проектируемая схема водоснабжения  по освоению Тунгусского месторождения  подземных вод рассматривалась  с учетом возможных методов очистки  исходной воды с доведением ее качества до требований «Вода питьевая», согласно СанПиН 2.1.4.559-96 и подачи ее потребителю. В настоящее время качество воды, поставляемое потребителям остается крайне низким.

Серьезное влияние на состояние  воды в реке Амур оказывает то обстоятельство, что бассейн реки используется не только Российской Федерацией, но КНР. Специфика воздействия распределяется так: Россия 54,8 % (население около 5 млн. чел.), КНР - 44,2 % (население около 55-60 млн. чел.), отметим также, что на территории КНР практически отсутствуют  очистные сооружения канализации. Отрасли  производства обеих стран в этих регионах схожи, но объем производства, а следовательно и стоков в КНР превышает Российский в 7-8 раз.

Проектируемая схема водоснабжения  включает в себя:

- водозаборные сооружения;

- водопроводные очистные  сооружения;

- водоводы I и II подъемов;

Информация о работе Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги