Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы реформирования жилищно - коммунального хозяйства;
- изучить состав и структуру стратегии городского хозяйства;
- проанализировать целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Модель
3.3 Управление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по эк-ке.docx

— 62.14 Кб (Скачать)
="text-align:center">ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРЯИТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ

В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:

- выработка общего понимания  происходящих в экономике изменений  и единой позиции по отношению  к ним; 

- определение направления  развития экономики города;

- выяснение в результате  обсуждений и обмена информацией  наиболее вероятного поведения  государственных, общественных и  частных организаций, действующих  в сфере экономической политики;

- создание общих рамок  для совместной работы по укреплению  экономического потенциала жителей  города, локальных общин по месту  жительства и предприятий; 

- содействие субъектам  экономической политики в принятии  ими конкретных решений, позволяющих  повысить целенаправленность и  скоординированность действий.

Среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность  в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики.

Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства  и способы достижения целей:

- обеспечение условий  проживания, отвечающих стандартам  качества;

- снижение издержек производителей  услуг и соответственно тарифов  при поддержании стандартов качества  предоставляемых услуг;

- смягчение для населения,  процесса реформирования системы  оплаты жилья и коммунальных  услуг при переходе отрасли  на режим без убыточного функционирования.

 

 

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРЯИТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

3.1 Аналитико-исследовательская  часть

Основной целью развития жилищно-коммунального хозяйства  региона является перевод жилищно-коммунального  хозяйства в режим безубыточного  функционирования при обеспечении  стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан.

Нормальное функционирование жилищно-коммунального комплекса - одна из важнейших задач администрации  региона. Надежная и устойчивая работа жилищно-коммунального хозяйства - необходимое условие социального  благополучия жителей.

Основные направления  развития ЖКХ региона представлены в виде системы программных мероприятий, разделенных на четыре группы:

1. совершенствование структуры  управления отраслью ЖКХ;

2. обеспечение финансовой  стабилизации ЖКХ;

3. формирование рыночных  механизмов функционирования ЖКХ;

4. государственная поддержка  модернизации объектов ЖКХ и  привлечение инвестиций в эту  сферу.

1. Совершенствование структуры  управления ЖКХ 

Практика реформирования жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации в течение  последних лет достаточно убедительно  показывает, что создание эффективных  механизмов управления муниципальным  жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем  четкого определения функций  собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им, на конкурсной основе, не только подряда на обслуживание муниципальной недвижимости специализированным организациям, но и функций по управлению

При таком подходе система  управления жилищно-коммунальным хозяйством рассматривается как трехуровневая  система:

- собственник жилищного  фонда и других объектов недвижимости;

- заказчики жилищно-коммунальных  услуг;

- подрядные организации,  обеспечивающие предоставление  жилищно-коммунальных услуг.

2. Правовая база

Одной из составляющих комплексного подхода к решению проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающего  доступность жилья для граждан, повышение устойчивости и надежности функционирования ЖКХ, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, совершенствование  механизма социальной защиты малоимущих слоев населения, является соответствующая  нормативная правовая база. Ее создание относится к первоочередным мероприятиям.

Правовыми средствами необходимо создать основы:

- реформирования экономических  отношений в ЖКХ, направленных  на изменение системы текущего  финансирования, бюджетного финансирования, финансирования мероприятий по  модернизации ЖКХ, ликвидацию  перекрестного субсидирования;

- ликвидации дотационности  ЖКХ и обеспечения стабильности  и достаточности финансирования  затрат по предоставлению жилищно-коммунальных  услуг;

- совершенствования механизма  социальной защиты, предоставления  льгот, дотаций, введения дифференцированных  подходов к оплате жилья, коммунальных  услуг;

- формирования договорных  отношений между собственниками  жилищного фонда и управляющими  компаниями (их правовой статус, функции, основные показатели  их деятельности);

- формирования договорных  отношений между Службами заказчика  и подрядными организациями.

- Кроме разработки нормативных  правовых актов, работа по правовому  обеспечению Программы должна  идти по следующим направлениям:

- разработка предложений  по принятию федеральных нормативных  правовых актов в области реформирования  и модернизации ЖКХ;

- ревизия действующих  нормативных правовых актов Тверской  области с целью приведения  их в соответствие с федеральным  законодательством, современными  экономическими и социальными  условиями.

3. Кадровое обеспечение

Для того чтобы произошли  не только количественные, но и качественные изменения в сфере обеспечения  и использования кадровых ресурсов, необходимы:

- разработка концепции  кадровой политики ЖКХ.

- проведение мониторинга  кадровых процессов, создание  единой электронной кадровой  базы данных в отрасли, автоматизации  системы учета и анализа кадрового  потенциала;

- формирование кадрового  резерва высококвалифицированных  специалистов и управленцев;

- повышение уровня профессиональной  подготовки специалистов отрасли;

- обеспечение взаимодействия  Департамента ЖКХ региона с  высшими и средними специальными  учебными заведениями, учреждениями  начального профессионального образования  по подготовке специалистов и  квалифицированных кадров для  нужд отрасли;

- оформление на конкурсной  основе государственного заказа  на обучение и переобучение  кадров ЖКХ. 

Финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства

Для финансового оздоровления предприятий ЖКХ необходимы:

1) реструктуризация и  ликвидация дебиторской и кредиторской  задолженности предприятий ЖКХ. 

2) совершенствование механизма  оплаты жилищно-коммунальных услуг  через создание системы расчетных  центров на всей территории  региона, с целью своевременного  перечисления средств населения  непосредственно поставщикам коммунальных  услуг;

3) подготовка предложений  по совершенствованию нормативной  базы для формирования и использования  бюджетных средств;

4) ликвидация дотационности  ЖКХ и обеспечение стабильности  и достаточности текущего финансирования  предоставляемых жилищно-коммунальных  услуг. 

4. Тарифное регулирование  естественных локальных монополий

Недостаточное использование  на практике нормативных и методических документов, регулирующих установление экономически обоснованных тарифов  и цен на услуги локальных монополий, а также отсутствие планомерной  тарифной политики на муниципальном  уровне приводит к кризисным явлениям в ЖКХ, угрозе стабильного ресурсоснабжения населения. Существующая система тарифного  регулирования не ориентирует ресурсоснабжающие  предприятия на сокращение непроизводительных затрат и энергосбережение, что делает отрасль инвестиционно-непривлекательной.

Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования  состоят в следующем:

- разбалансированность тарифного  регулирования на разных уровнях,  когда изменение стоимости энергоресурсов  не сопровождается адекватным  изменением тарифов на тепловую  энергию и воду, что приводит  к прямым убыткам коммунальных  предприятий;

- у предприятий, в основном, отсутствуют целевые задачи, решение  которых они должны обеспечить  при данном значении тарифа, а  также производственные программы,  и как следствие, отсутствует  и система контроля за деятельностью предприятий;

- не определен срок  действия тарифа, что не позволяет  планировать в среднесрочной  перспективе финансовую деятельность  ресурсоснабжающих предприятий.

Решение вопросов тарифного  регулирования возможно путем проведения сбалансированной ценовой (тарифной) политики на услуги ЖКХ. Целью тарифной политики является приведение в соответствие уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг  населением федеральному стандарту, а  также прекращение перекрестного  субсидирования потребителей коммунальных услуг.

Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиями. Их деятельность подлежит регулированию.

Одна из основных целей  работы по реформе системы тарифного  регулирования - привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования  должна обеспечивать предприятию необходимый  для реализации производственной и  инвестиционной программы объем  финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала  следующие принципы:

- полное возмещение экономически  обоснованных затрат всем участникам  процесса предоставления жилищно-коммунальных  услуг конечному потребителю;

- баланс интересов всех  сторон, когда процесс формирования  тарифа на жилищно-коммунальные  услуги заключается в поиске  компромисса между техническими  задачами, финансовыми потребностями  поставщиков услуг и платежеспособным  спросом потребителей;

- последовательность и  прогнозируемость изменения тарифов,  что способствует экономической  определенности для потребителей  коммунальных услуг;

- публичность и открытость  для достижения доверия со  стороны потребителей коммунальных  услуг;

- снижение политизированности  ценообразования, что можно решить  за счет принятия соответствующих  принципов и процедур тарифного  регулирования.

Эффективное регулирование  предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех компонентов:

1. Определение целей деятельности  предприятий, формирование их  производственной и инвестиционной  программ, разработка перспективных  схем развития систем теплоснабжения  и водоснабжения городов и  населенных пунктов.

2. Решение вопросов формирования  и утверждения тарифов как  средства финансового обеспечения  указанных программ.

3. Проведение мониторинга  предприятий ЖКХ.

Эти три компонента в совокупности обеспечат органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности  по качественному обеспечению населения  жилищно-коммунальными услугами.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации регулирование  тарифов для муниципальных предприятий  и ставок оплаты для населения  входит в компетенцию местных  органов власти. От величины и правил формирования тарифов напрямую зависит  размер бюджетной потребности в  финансировании ЖКХ; от конструкции  системы тарифного регулирования - эффективность экономических стимулов к повышению эффективности ЖКХ. Тарифное регулирование должно быть устроено таким образом, чтобы предприятия  были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг, а  потребители - в экономии ресурсов.

6. Обеспечение надежности  функционирования и долговечности  основных фондов жилищно-коммунального  хозяйства, снижения эксплуатационных  затрат. Для выполнения одной  из основных задач развития  ЖКХ - повышения устойчивости  и надежности функционирования  жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения  населения, с одновременным снижением  нерациональных затрат, предлагается:

Информация о работе Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги