1) использовать при реконструкции,
ремонте и эксплуатации жилых
и общественных зданий и сооружений
высококачественные, равные по долговечности
строительные материалы и конструкции
и элементы инженерных систем
(долговечные кровельные материалы,
пластиковые трубы, фасадные отделочные
материалы и др.), ограничить (запретить)
применение недолговечных, морально
и технологически устаревших
материалов и технологий, что
позволит в дальнейшем значительно
снизить затраты на эксплуатацию
зданий.
2) повысить энергоэффективность
реконструируемых зданий в комплексе
с другими ресурсосберегающими
мероприятиями. Продолжение реконструкции
и ремонта по устаревшим технологиям
приводит, из-за высоких теплопотерь
в ходе эксплуатации, к существенным
финансовым расходам на выплату
вынужденных дотаций, для компенсации
удорожания стоимости топлива,
а также и вводу дополнительных
мощностей по производству тепловой
энергии;
3) реконструировать жилые
дома первых массовых серий.
Для последующей оценки экономической
целесообразности и накопления
опыта, необходимо предварительно
провести полное техническое
обследование различных серий
и типов жилых домов первых
массовых серий, разработать несколько
пилотных проектов их реконструкции.
При реконструкции использовать
преимущественно современные строительные
технологии и качественные, долговечные
и энергоэффективные материалы
и конструкции;
4) использовать автономные
системы жизнеобеспечения. При проектировании
нового строительства и реконструкции
существующего жилищного фонда
рассматривать возможность использования
автономных систем жизнеобеспечения
(поквартальных котельных, трансформаторных
подстанций и т.п.).
7. Обеспечение качества
жилищно-коммунальных услуг и
оптимизация их себестоимости.
Жилищно-коммунальное хозяйство
все еще продолжает оставаться
в большей мере в сфере действия
прежней, централизованной системы
управления, в которой хозяйственные
аспекты жилищно-коммунального хозяйства
совмещены с социальными. Отход от этой
системы - краеугольный камень реформирования
жилищно-коммунальных отношений.
Противоречие между действующей
системой и требованиями рыночной экономики
состоят также в том, что у
предприятий ЖКХ отсутствует
экономическая заинтересованность
в реализации своих услуг, соответствующих
запросам потребителей в отношении
объема, качества и режима предоставления.
Неподготовленность предприятий ЖКХ
к работе в системе рыночных отношений,
объясняется тем, что в настоящий
момент их экономические интересы не
требуют повышения ответственности
на всех уровнях управления, что
особенно наглядно проявляется в
существовании затратных тенденций.
Отсутствие среди производителей жилищно-коммунальных
услуг важнейшего признака рыночной
экономики - конкуренции - является основной
причиной роста себестоимости отпускных
цен.
Главным несоответствием
существующего хозяйственного механизма
экономическим особенностям рыночной
системы является отсутствие стимулирования
и экономической ответственности
производителей перед потребителями.
Для достижения целей повышения
качества услуг, соответствующего запросам
собственников жилья, нанимателей
и потребителей услуг, а также
снижения их себестоимости, предусматриваются
следующие направления:
- охват всего спектра
отношений в отрасли договорами,
обеспечивающими действие экономических
и юридических рычагов повышения
ответственности сторон за полное
и качественное исполнение договорных
обязательств;
- совершенствование структуры
управления отраслью, с полномасштабным
внедрением трехуровневой системы:
собственник - управление - подряд
и четким определением целей,
задач и функций каждого уровня;
- обеспечение активного
развития рынка жилищно-коммунальных
услуг, способного, при соблюдении
государственных минимальных социальных
нормативов и стандартов потребления
указанных услуг, предоставлять
востребованный жителями уровень
услуг по оптимальной рыночной
их стоимости;
- реализация мер по
демонополизации процесса предоставления
жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающего
формированию их рыночной и
конкурентной стоимости;
- обеспечение многовариантности
предложений услуг, с охватом
не только производство работ
(услуг), но и сферы организации
(управления) жилищно-коммунальной
деятельности и привлечением
адаптированных к рыночной экономике
структур новых организационных
форм управления (акционерные общества
открытого и закрытого типа, холдинговые
компании, различные частные фирмы,
товарищества и компании, специализирующиеся
на отдельных видах ремонтно-строительных,
эксплуатационных работ, а также
управляющие компании по управлению
муниципальной собственностью).
- обеспечение процессов
активного перехода отрасли на
самофинансирование, дальнейшего развития
ее элементов за счет полной
оплаты потребителем рыночной
стоимости производимых субъектами
хозяйствования услуг;
- создание механизма снижения
затрат, который должен обеспечить
объективные стимулы ресурсосбережения,
что позволит не только снизить
затраты предприятий ЖКХ, но
и определить наиболее безболезненные
переход к экономически обоснованным
ставкам и тарифам. Данный механизм
помимо организационно-технических
мероприятий, связанных с введением
договорных отношений, предусматривает
реализацию ряда технических
решений, направленных на модернизацию
инженерных систем, обеспечению
приборами регулирования, учета
и контроля расхода, что создаст
основу для проведения корректировок
на основе результатов и показателей
их работы как нормативов потребления
услуг, так и тарифных составляющих;
- усиление контролирующих
и регулирующих воздействий органов
государственной жилищной инспекции,
отраслевых служб управления
администраций муниципальных образований,
не только на процессы обеспечения
социальных нормативов обслуживания,
но и заключение договоров,
отражающих эти нормативы;
- активизация роли, действующих
на территории региона, аккредитованных
Госстандартом РФ органов сертификации
по подтверждению соответствия
производимых работ (услуг), установленным
требованиям нормативных документов:
государственных стандартов, в том
числе международных; санитарных
норм и правил; строительных норм
и правил; норм безопасности, а
также других документов, которые
согласно законодательству Российской
Федерации устанавливают обязательные
требования к услугам ЖКХ;
- внедрение конкурсной
основы отбора подрядчиков.
Развитие ЖКХ невозможно
без решения проблем энергосбережения
и рационального использования
ресурсов. Вопросы энергосбережения
должны быть важнейшим элементом
энергетической стратегией региона.
Энергосбережение - это базисный
тезис, который лежит в основе
реформирования ЖКХ. Жилищно-коммунальные
услуги, оказываемые бюджетным организациям
должны нормироваться в части
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Утвержденные нормативы позволяют
провести лимитирование потребления
ТЭР бюджетными организациями и
проводить мониторинг их энергопотребления
в целях соблюдения энерго-финансового
баланса бюджетной сферы региона.
Следующим этапом в упорядочении
энергопотребления в регионе
должно стать определение методологии
разработки топливно-энергетического
баланса организаций ЖКХ.
Приоритетным направлением
программы энергосбережения является
повышение эффективности производства
и потребления ТЭР на основе внедрения
апробированных и сертифицированных
технических средств и технологий
в ЖКХ - это модернизация источников
тепла, системы распределения и
транспортирования электрической,
тепловой энергии, водоснабжения, повышение
эффективности использования энергетических
ресурсов при выработке тепловой
энергии, питьевой воды при их использовании
в жилищном фонде и бюджетной
сфере.
Экономия от энергосбережения
должна рассматриваться как ресурс
возвращения возможных инвестиций
в развитие комплекса ЖКХ, внедрения
энергосберегающих технологий, имеющих
своей целью снижение потребления
ТЭР и создание системы учета
ресурсов, максимально приближенных
к потребителю и позволяющей
четко определить объем потребления
и уровень потерь по всей технологической
цепочке от производителя до потребителя.
Полное оснащение жилищного
фонда и объектов бюджетной сферы
приборами учета потребления
энергоресурсов является важным моментом
в энергосбережении. Этому будет
способствовать приемка в эксплуатацию
вновь вводимых, реконструированных
и капитально отремонтированных
объектов, при условии полной оснащенности
их средствами по-домового и по-квартирного
учета. Необходимо всемерное стимулирование
процессов развития приборного учета
ресурсов. Существенных проблем их реализации
в современных условиях нет.
Социальный эффект от энергосбережения
должен привести к смягчению социальной
напряженности в связи с переходом
на полную оплату энергоресурсов, к
повышению качества услуг, предоставляемых
населению, их соответствию принятым стандартам.
Энергосбережение должно
обеспечиваться в процессе совершенствования
взаимоотношений между ресурсосберегающими
организациями как поставщиками
услуг и их потребителями - населением,
а также при создании действующего
организационно-экономического механизма,
который стимулировал бы работу по
энергосбережению, давал возможность
использования сэкономленных средств
для реализации дополнительных мероприятий
по энергосбережению.
Модернизация жилищного
фонда, позволит добиться снижения потребности
в услугах, связанных с тепло-
и водоснабжением, что повлечет за
собой уменьшение объема затрат на
реконструкцию определенных мощностей
и объектов. Внедрении альтернативных
локальных источников тепловой энергии,
обеспечит снижение потребности в модернизации
части котельных и тепловых сетей.
9. Обеспечение мер социальной
защиты населения. Вопросы финансового
обеспечения социальной защиты
граждан в жилищной сфере в
настоящее время решаются преимущественно
на федеральном уровне. Однако
реализация программы жилищных
субсидий проводится в муниципальных
образованиях. Остро необходима
методическая, аналитическая и кадровая
поддержка в ходе практической
реализации этой программы.
Новая система экономических
отношений в ЖКХ предполагает
принципиальное изменение как функций
ее участников, механизмов их взаимодействия
так и организации финансовых
потоков. Коренным образом меняется
система текущего финансирования жилищно-коммунальных
предприятий.
Основной идеей экономической
реформы в этой сфере является
передача права распоряжения бюджетными
ресурсами, выделяемыми в настоящее
время на субсидирование отрасли, от
жилищных и коммунальных предприятий
непосредственно гражданам - субъектам,
в наибольшей степени заинтересованным
в эффективном расходовании этих
средств. Таким образом, главными участниками
экономических отношений в ЖКХ
станут жилищно-коммунальные организации
и непосредственные потребители
их услуг - граждане, а бюджетные
средства, расходуемые на субсидирование
отрасли, будут полностью переориентированы
на предоставление адресной целевой
помощи непосредственно населению.
Конечной целью станет
создание системы персонифицированных
социальных счетов граждан, на которые
будут перечисляться средства, предусмотренные
на все виды адресной социальной помощи
государства, в том числе на компенсацию
льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг, и жилищные субсидии. Использование
системы социальных счетов будет
способствовать самоорганизации граждан
в жилищной сфере, стимулированию развития
товариществ собственников жилья
и иных объединений граждан, усилению
контроля со стороны населения за
объемом и качеством жилищно-коммунальных
услуг, развитию рынка профессиональных
услуг по управлению жилищным фондом.
Все это позволит повысить прозрачность
расходования бюджетных средств
и усилить социальную направленность
бюджетной политики.
Для подготовки перехода к
системе персонифицированных социальных
счетов в регионе необходимо:
- предусмотреть возмещение
затрат, связанных с внедрением
системы персонифицированных социальных
счетов, за счет средств консолидированного
областного бюджета на выплату
субсидий по оплате жилья и
коммунальных услуг, а также
средств, поступающих из Фонда
софинансирования социальных расходов
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
- провести эксперимент
по отработке механизма реализации
системы персонифицированных социальных
счетов граждан в нескольких пилотных
муниципальных образованиях.
10. Формирование рыночных
механизмов функционирования жилищно-коммунального
хозяйства и условий для привлечения
инвестиций. Неэффективная система
управления, дотационность сферы,
затратность, неразвитость конкурентной
среды и отсутствие планомерной
тарифной политики, эффективных
и прозрачных процедур формирования
и изменения тарифов обусловливают
непривлекательность отрасли для
частных инвестиций. Между тем,
большинство проектов модернизации
жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры потенциально коммерчески
привлекательны, имеют относительно
короткие сроки окупаемости. Создание
условий для притока частных
инвестиций могло бы кардинально
изменить финансовое положение
отрасли в долгосрочной перспективе.
Процесс включения в реформирование
жилищного фонда жилых помещений (вне
зависимости от их формы собственности)
возможен не только путем приема органами
местного самоуправления государственного
жилищного фонда в муниципальную собственность,
но и создание, через регистрацию кондоминиумов,
товариществ собственников жилья в частично
приватизированном немуниципальном жилищном
фонде.