Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы реформирования жилищно - коммунального хозяйства;
- изучить состав и структуру стратегии городского хозяйства;
- проанализировать целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Модель
3.3 Управление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по эк-ке.docx

— 62.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФБОУ ВПО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В. Р. ФИЛИППОВА»

 

 

 

 

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации

 

 

 

Кафедра кадастра и права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги

 

 

 

 

 

 

     Выполнила:                                                                Танганова Н.Л. гр.6504

    Проверила:                                                             Баяндуев В.Б.

 

     Оценка______________

 

 

 

Улан – Удэ

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 Современное состояние  комплекса

1.2 Концепция реформирования  жилищно-коммунального 

хозяйства

2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

3.1 Аналитико-исследовательская  часть

3.2 Модель

3.3 Управление 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ситуацию, сложившуюся в России в сфере  нерыночного сектора экономики, можно охарактеризовать как весьма сложную. Основными причинами такого положения являются трудности доступа  к финансовым ресурсам, постоянный рост стоимости сырья, энергоресурсов и др.

Реформе ЖКХ уже 13 лет, стереотипы «дореформенной» - трехуровневой - централизованной системы управления отраслью, подкрепленной  централизованным финансированием, разрушены, а создать новую систему управления в условиях, когда потребителями  и бюджетами всех уровней оплачивается менее 100% предоставленных услуг, не удается. Большинство предприятий  находятся в состоянии близком  к банкротству. В счет погашения  задолженности за тепловую и электрическую  энергию, газ, воду предприятия вынуждены  передавать часть своих основных средств. Возникают значительные обязательства  перед бюджетами различных уровней. В результате предприятия не в  состоянии не только проводить осмысленную  и эффективную инвестиционную политику, но даже финансировать текущие мероприятия  по поддержанию технического состояния  находящихся на балансе инженерных сетей и сооружений. Стабилизация и дальнейшее развитие отрасли во многом определяются объемом финансовых ресурсов. Актуальной является и задача привлечения внебюджетных источников и создание рыночной среды.

Степень научной разработки проблемы реформирования жилищно -коммунального хозяйства можно признать достаточной. В современной методологической базе имеются исследования, в которых проводился бы анализ всего комплекса мероприятий по реформированию жилищно - коммунального хозяйства.

Цель работы - разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Задачи исследования:

- рассмотреть проблемы  реформирования жилищно - коммунального  хозяйства;

- изучить состав и структуру  стратегии городского хозяйства;

- проанализировать целевые  ориентиры, основные направления  и важнейшие мероприятия стратегии.

Предмет исследования - стратегические направления реформирования жилищно-коммунального  хозяйства.

Объект исследования - организации, структуры, органы управления, жилищно - коммунального хозяйства.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложения по оптимизации работы предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 Современное  состояние комплекса

Жилищно-коммунальное хозяйство  является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов  местного самоуправления.

Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м? общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,4 м? общей площади. Около 20 % городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн м? (11 %) жилищного фонда, нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн м? (9 %) - в реконструкции. Из года, в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60 % .

       

В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты 4 млн. человек, которые  в 2006 году оказали услуг на 234 млрд рублей. ЖКХ - это более 52 тыс. предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное.

Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд. рублей (т.е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48 %. Сегодня  бесспорно одно: система жилищно-коммунального  хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне не эффективна и запрограммирована  на затратность, а значит на дотирование.

Прежде всего, значительно  ухудшилось состояние основных фондов ЖКХ. Не улучшилось и обслуживание населения, хотя платежи за содержание жилья  и коммунальные услуги увеличились  в 20 раз. Даже 100 %-ая оплата населением жилищно-коммунальных услуг не сможет вывести отрасль из глубокого кризиса. Только приведя основные фонды в порядок, можно вывести отрасль из глубочайшего кризиса, в котором она находится. В противном случае на инженерных сетях начнётся цепная реакция аварий и катастроф по всей территории страны. При сложившемся нормативно-затратном подходе ЖКХ требуется 153 млрд. рублей в год, что равно примерно 18 % среднего дохода семей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг в государственном, муниципальном и многоквартирном частном жилищном фонде.

В настоящее время ЖКХ  продолжает оставаться самым убыточным  сектором нашей экономики. Ежегодно на дотации этой отрасли уходит от 40 до 80 % местных бюджетов. Правительство  России выделило в 2005 году на нужды  ЖКХ всего 20,5 млрд. руб. но этого мало. При таком малом финансировании для того, чтобы модернизировать  систему ЖКХ потребуется много  лет. Бюджетное дотирование этой сферы привело к тому, что строить  жильё городам стало невыгодно, поскольку каждый введённый в  эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой  на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса.

Наиболее надёжным поставщиком  денег в сферу является население, хотя около 40 %граждан числятся в  должниках. Местные бюджеты, как  правило, перечисляют лишь около  половины положенного, а задолженность в лучшем случае покрывают взаимозачётами. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного жилья. У предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жильё. В 2005 г. недофинансирование в жилищно-коммунальном хозяйстве составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёма необходимых средств.

Объём дебиторской задолженности  предприятий ЖКХ составил на конец 2005 г. 168,1 млрд рублей, в то же время объём кредиторской задолженности предприятий достиг 245,1 млрд. рублей. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 %. Количество аварий выросло примерно в 5 раз и составило в 2004 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.

Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялось также из-за обилия льготных категорий граждан - 43 категории  затрагивают 63 % населения. Законодательство освобождает их (полностью или  частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящихся на них расходы  ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Оцениваются  такие льготы в 23 млрд. рублей в год. Причём наравне с ветеранами войны  и другими льготниками скидками на оплату жилья пользуются члены  их семей, в то время как треть  граждан, в основном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда  не имели подобных льгот.

Социально-экономическое  состояние России продолжает оказывать  негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально  и не обеспечивают стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надёжность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Эти проблемы предопределяют стратегию проведения реформы жилищно-коммунального  хозяйства, как в масштабах всей страны, так и на уровне субъектов  Федерации с учётом экономических, природно-климатических и иных особенностей регионов.

 

1.2 Концепция реформирования  жилищно - коммунального хозяйства

На уровне правительства  принята специальная подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса  Российской Федерации», которая является составной частью федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 года. Правительство  также приняло ряд документов, направленных на финансовое оздоровление и дальнейшее реформирование отрасли.

Сформированная законодательная, правовая и нормативно- методическая база определила основные направления  реформы жилищно-коммунального хозяйства  на основе взвешенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий  граждан при гарантированном  обеспечении стандартов качества проживания.

К настоящему времени население  оплачивает около 70 % стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных ставок и тарифов, а с учётом начисления льгот и субсидий фактически лишь около 40 %. В 2005 году недофинансирование составило более 59 млрд. рублей, или  около 20 % от объёма необходимых средств. Из-за недофинансирования большинство  предприятий отрасли являются банкротами.

В самое ближайшее время  необходимо обеспечить переход на реальные договорные отношения в ЖКХ и  обеспечить их выполнение. Незамедлительно  должны быть проведены мероприятия  по выявлению нерациональных затрат в структуре тарифов жилищно-коммунальных предприятий в рамках проведения экспертизы аудита тарифов. Только в  этом случае можно будет в будущем  не допустить наращивание новых  долгов.

Концепция реформы жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации  предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления права определять основные параметры  перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры  финансовой помощи, оказывают субъектами Российской Федерации из средств  федерального бюджета, рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих стандартов.

Система оплаты ЖКУ будет  устанавливаться по каждому субъекту Федерации и стандарт уровня оплаты ЖКУ будет сбалансирован с  новыми условиями предоставления льгот  населению. В свою очередь, эти льготы должны быть переведены в разряд компенсаций (субсидий), предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья  и в зависимости от дохода семьи  с учётом федерального стандарта. Только таким образом будет возможно дальнейшее осуществление адресной поддержки низкодоходных семей  из федерального бюджета.

Продолжает формироваться  реальный слой собственников жилья, как социальная основа жилищной реформы. В результате проводимой политике бесплатной приватизации жилья гражданами произошли  изменения в структуре собственности  жилищного фонда, сформировался  рынок жилья. В собственность  граждан передано свыше 12 млн. квартир  общей площадью более 600 млн. кв. метров, или 36,8 % от всего государственного и муниципального жилищного фонда  России, подлежащие приватизации.

Сформированный таким  образом рынок жилья и созданная  на федеральном уровне правовая база позволили внедрить на местах следующие  механизмы улучшения жилищных условий  граждан: расселение коммунальных квартир; выплату гражданам субсидий на приобретение и строительство жилья; предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные); привлечение средств банков и  других коммерческих структур к финансированию жилищного строительства.

Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений  инициативы населения в строительстве  и приобретении жилья, позволили  увеличить средний показатель обеспеченности жильём по России.

Таким образом, правительство  предпринимает необходимые меры как по созданию организационно-экономических  предпосылок улучшения жилищных условий и социальной защиты низкодоходных  категорий населения при повышении  оплаты ЖКУ, так и по прямому инвестированию и созданию финансовых механизмов привлечения  средств, в ЖКХ России. Осуществить  это во всех городах без углубления реформы ЖКХ невозможно. Поэтому  политикам и специалистам необходимо разграничить для себя две проблемы:

а) состояние ЖКХ и меры по его развитию;

б) социальная защита населения. Решать эти проблемы необходимо по правовым, экономическим и техническим  правилам, иначе мы окончательно разрушим систему жизнеобеспечения городов  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги