Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель работы - разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы реформирования жилищно - коммунального хозяйства;
- изучить состав и структуру стратегии городского хозяйства;
- проанализировать целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Модель
3.3 Управление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФБОУ ВПО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В. Р. ФИЛИППОВА»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации
Кафедра кадастра и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги
Выполнила:
Проверила:
Оценка______________
Улан – Удэ
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Модель
3.3 Управление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ситуацию, сложившуюся в России в сфере нерыночного сектора экономики, можно охарактеризовать как весьма сложную. Основными причинами такого положения являются трудности доступа к финансовым ресурсам, постоянный рост стоимости сырья, энергоресурсов и др.
Реформе ЖКХ уже 13 лет, стереотипы
«дореформенной» - трехуровневой - централизованной
системы управления отраслью, подкрепленной
централизованным финансированием, разрушены,
а создать новую систему
Степень научной разработки проблемы реформирования жилищно -коммунального хозяйства можно признать достаточной. В современной методологической базе имеются исследования, в которых проводился бы анализ всего комплекса мероприятий по реформированию жилищно - коммунального хозяйства.
Цель работы - разработка проекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы реформирования жилищно - коммунального хозяйства;
- изучить состав и структуру
стратегии городского
- проанализировать целевые
ориентиры, основные
Предмет исследования - стратегические направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Объект исследования - организации, структуры, органы управления, жилищно - коммунального хозяйства.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложения по оптимизации работы предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
Глава 1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
Жилищно-коммунальное хозяйство
является многоотраслевым комплексом,
который по существующему законодательству
относится к компетенции
Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м? общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,4 м? общей площади. Около 20 % городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн м? (11 %) жилищного фонда, нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн м? (9 %) - в реконструкции. Из года, в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60 % .
В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты 4 млн. человек, которые в 2006 году оказали услуг на 234 млрд рублей. ЖКХ - это более 52 тыс. предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное.
Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд. рублей (т.е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48 %. Сегодня бесспорно одно: система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне не эффективна и запрограммирована на затратность, а значит на дотирование.
Прежде всего, значительно ухудшилось состояние основных фондов ЖКХ. Не улучшилось и обслуживание населения, хотя платежи за содержание жилья и коммунальные услуги увеличились в 20 раз. Даже 100 %-ая оплата населением жилищно-коммунальных услуг не сможет вывести отрасль из глубокого кризиса. Только приведя основные фонды в порядок, можно вывести отрасль из глубочайшего кризиса, в котором она находится. В противном случае на инженерных сетях начнётся цепная реакция аварий и катастроф по всей территории страны. При сложившемся нормативно-затратном подходе ЖКХ требуется 153 млрд. рублей в год, что равно примерно 18 % среднего дохода семей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг в государственном, муниципальном и многоквартирном частном жилищном фонде.
В настоящее время ЖКХ продолжает оставаться самым убыточным сектором нашей экономики. Ежегодно на дотации этой отрасли уходит от 40 до 80 % местных бюджетов. Правительство России выделило в 2005 году на нужды ЖКХ всего 20,5 млрд. руб. но этого мало. При таком малом финансировании для того, чтобы модернизировать систему ЖКХ потребуется много лет. Бюджетное дотирование этой сферы привело к тому, что строить жильё городам стало невыгодно, поскольку каждый введённый в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса.
Наиболее надёжным поставщиком денег в сферу является население, хотя около 40 %граждан числятся в должниках. Местные бюджеты, как правило, перечисляют лишь около половины положенного, а задолженность в лучшем случае покрывают взаимозачётами. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного жилья. У предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жильё. В 2005 г. недофинансирование в жилищно-коммунальном хозяйстве составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёма необходимых средств.
Объём дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил на конец 2005 г. 168,1 млрд рублей, в то же время объём кредиторской задолженности предприятий достиг 245,1 млрд. рублей. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 %. Количество аварий выросло примерно в 5 раз и составило в 2004 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.
Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялось также из-за обилия льготных категорий граждан - 43 категории затрагивают 63 % населения. Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящихся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Оцениваются такие льготы в 23 млрд. рублей в год. Причём наравне с ветеранами войны и другими льготниками скидками на оплату жилья пользуются члены их семей, в то время как треть граждан, в основном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда не имели подобных льгот.
Социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надёжность и устойчивость систем инженерного обеспечения.
Эти проблемы предопределяют стратегию проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, как в масштабах всей страны, так и на уровне субъектов Федерации с учётом экономических, природно-климатических и иных особенностей регионов.
1.2 Концепция реформирования жилищно - коммунального хозяйства
На уровне правительства
принята специальная
Сформированная
К настоящему времени население оплачивает около 70 % стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных ставок и тарифов, а с учётом начисления льгот и субсидий фактически лишь около 40 %. В 2005 году недофинансирование составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёма необходимых средств. Из-за недофинансирования большинство предприятий отрасли являются банкротами.
В самое ближайшее время
необходимо обеспечить переход на реальные
договорные отношения в ЖКХ и
обеспечить их выполнение. Незамедлительно
должны быть проведены мероприятия
по выявлению нерациональных затрат
в структуре тарифов жилищно-
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказывают субъектами Российской Федерации из средств федерального бюджета, рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих стандартов.
Система оплаты ЖКУ будет устанавливаться по каждому субъекту Федерации и стандарт уровня оплаты ЖКУ будет сбалансирован с новыми условиями предоставления льгот населению. В свою очередь, эти льготы должны быть переведены в разряд компенсаций (субсидий), предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и в зависимости от дохода семьи с учётом федерального стандарта. Только таким образом будет возможно дальнейшее осуществление адресной поддержки низкодоходных семей из федерального бюджета.
Продолжает формироваться
реальный слой собственников жилья,
как социальная основа жилищной реформы.
В результате проводимой политике бесплатной
приватизации жилья гражданами произошли
изменения в структуре
Сформированный таким
образом рынок жилья и
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения в строительстве и приобретении жилья, позволили увеличить средний показатель обеспеченности жильём по России.
Таким образом, правительство
предпринимает необходимые меры
как по созданию организационно-экономических
предпосылок улучшения жилищных
условий и социальной защиты низкодоходных
категорий населения при
а) состояние ЖКХ и меры по его развитию;
б) социальная защита населения. Решать эти проблемы необходимо по правовым, экономическим и техническим правилам, иначе мы окончательно разрушим систему жизнеобеспечения городов России.