Разработка годового плана экономического развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в решении конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия АОР НП «Карьероуправление Анапское»
Задачи курсовой работы - определение задания предприятию по выработке продукции на проектируемый год; расчет потребности в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий; разработка организационно-технических мероприятий по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы; обоснование и расчет плановых показателей.

Файлы: 1 файл

Мальцева.docx

— 134.44 Кб (Скачать)

     При анализе внешней среды, прежде всего  обращают внимание на изменения, которые  могут оказать влияние на стратегию  деятельности организации, а также  факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность  для деятельности организации, а  с другой -- открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются  экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные  факторы.

     При этом с помощью специальных коэффициентов  определяется сравнительная значимость факторов.

     Стратегическое  планирование служит  основой для  любого другого  вида планирования в рамках фирмы. Стратегическое планирование это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирм, потенциальными возможностями и шансами.

     Стратегические  планы содержат описание стратегических целей предприятия и общие этапы их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Они формируются на уровне высшего руководства и являются высшей основой для формирования тактических планов.

     Этапы стратегического планирования. Программа фирмы – программа  заявление, которое с позиций рынка  определяет предприятие  с точки зрения деятельности по обслуживанию  конкретных нужд и запросов. Задачи и цели фирмы – подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого эшелона руководства с несением ответственности. Эта система называется управление методом затрат. План  развития  хозяйственного  портфеля  является  главным  в  сфере  стратегического планирования – оценка руководством фирмы всех входящих в фирму производств. Стратегия роста показывает, какими производствами фирме необходимо обзавестись.

     На  практике используются различные схемы  стратегического планирования (западные, восточные, американские, японские).

     Тактическое планирование занимает промежуточное  положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование предполагает длительный плановый горизонт на 10-15 лет. Однако с учетом нестабильности рыночной среды в российских условиях на многих предприятиях стратегия разрабатывается  на среднесрочный период не более 5 лет. В свою очередь тактическое  планирование, как правило, охватывает плановый горизонт на 1-2 года и является периодическим планированием. [6, 147]

     Суть  хорошо поставленного тактического планирования в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения  в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие постоянную координацию  производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как  бы тщательно он ни был разработан, без стратегического плана эффекта  не даст. Здесь проявляется так  называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные  хозяйственные решения лежат  на «стыке» различных планов. К  сожалению, такое положение на производственных предприятиях встречается редко.

     Тактическое планирование выступает как средство реализации стратегического плана  предприятия. В рамках тактического планирования, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, с учетом реализуемой  стратегии развития определяются и  утверждаются ведущие к достижению генеральных целей в среднесрочном  и краткосрочном периодах:

     - продуктовая программа;

     - планы (задачи и мероприятия) по функциональным сферам деятельности;

     - проекты или целевые программы.

     Тактический план представляет собой развернутую  программу всей производственной, хозяйственной  и социальной деятельности предприятия, направленную на достижение генеральных  целей стратегического плана  при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. [3,250]

     Особое  внимание в тактическом плане  должно уделяться показателям эффективности  деятельности предприятия: повышению  конкурентоспособности продукции, обеспечению желаемого уровня рентабельности, росту производительности труда, соблюдению договорных обязательств и др.

     Отличительная особенность тактического плана  заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск путей реализации целей и задач стратегического плана. [7, 199]

     Управленческие  решения, принимаемые при тактическом  планировании, базируются на более  объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании. Эти решения более детальны и  конкретны, связаны с меньшим  риском, так как разрабатываются  на меньший временной период. Кроме  того, текущие плановые решения легче  количественно оценивать, ранжировать  по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.

     Важнейшей функцией тактического планирования является обеспечение эффективного контроля. Точность реализации целевых установок  плана, зависит от того, как налажен  контроль за его выполнением. Система  отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов  деятельности всех структурных подразделений  предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому  персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства. Тем самым сберегается время для решения первоочередных стратегических вопросов.

     Основными задачами тактического планирования являются:

     - формирование оптимальной или  обеспечивающей достижение требуемого  уровня финансового результата  продуктовой программы;

     - разработка комплекса соответствующих  функциональных и проектных мероприятий.

     Составление, координация и утверждение тактических  планов в подразделениях осуществляется в ходе многоступенчатого, итеративного (часто повторяемого) процесса планирования с учетом взаимовлияния всех подразделений  и уровней управления предприятия. [7, 324] 
 

    1. Принципы  планирования
 
 
 

     Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в связи с чем процесс  планирования также основан на ряде научных принципов, которые и  определяют направление и содержание плановой работы.

     Выделяются  следующие принципы планирования:

  1. Принцип единства.

     Предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель – ту, которая поставлена перед всем предприятием.

     Единое  направление плановой деятельности, общностей целей всех элементов  экономической организации становятся возможными в рамках вертикального  единства подразделений, т.е. единство в рамках управленческой иерархии.

     Принцип единства предполагает координацию  плановой деятельности и ее интеграцию.

     Взаимосвязь и одновременность – главные  черты координации планирования на предприятии.

     Интеграция  плановой деятельности предполагает, что все планы, созданные в  организации, - не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная  система.

  1. Принцип непрерывности.

     Имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т. е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Кроме того, собственное представление о возможностях также может носить переменчивый характер.

  1. Принцип гибкости.

     Основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении компанией. Планирование призвано как раз подстраиваться под эти изменения и процессы, какую бы амплитуду они не имели. Принцип гибкости означает, что любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия.

  1. Принцип участия.

     Суть  данного принципа напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все. Иначе полнота отражения информации, а следовательно, качество планирования могут быть недостаточно эффективными.

  1. Принцип точности

     Все планы должны быть конкретизированы в той степени, в какой позволяют  внешние и внутренние условия  деятельности предприятия.

  1. Принцип научной обоснованности.

     Осуществление этого принципа достигается глубоким анализом происходящих в экономике  процессов, использованием результатов  маркетинговых исследований в планировании, усилением прогнозно-аналитических  обоснований плановых решений.

  1. Принцип сбалансированности и комплексности планирования.

     Проявление  несбалансированности – одно из главных  препятствий на пути повышения эффективности  производства. Например, несбалансированность капитальных вложений с их материальным обеспечением.

     Комплексность планирования достигается взаимоувязкой  различных планов предприятия.

  1. Принцип социальной ориентации в планировании.

     Этот  принцип означает, что при разработке планов необходимо предусматривать  решение вопросов улучшения условий  труда и быта работников трудового  коллектива предприятия, повышения  их образовательного уровня и квалификации и целого ряда других социальных вопросов.

  1. Принцип оптимальности и вариантности.

     Вариантность - необходимость разработки планов в нескольких вариантах, а затем выбора из них оптимального для условий функционирования предприятия по заданному критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности могут выступать :

  1. минимум – затрат, себестоимости, капитальных вложений, периода окупаемости;
  2. максимум – прибыли, рентабельности. [1,115]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Разработка годового  плана экономического  развития АОР НП «Карьероуправление Анапское»   
     

     2.1 Краткие сведения  о предприятии 
 

     Акционерное общество работников (народное предприятие) «Карьероуправление Анапское» создано  путем преобразования коммерческой организации Товарищество с ограниченной ответственностью «Карьероуправление Анапское» на основании требований статей №57,59,60 Гражданского кодекса  РФ и закона РФ от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения  акционерных обществ работников народных предприятий».

     Народное  предприятие является юридическим  лицом, имеет обособленное имущество, приобретает имущественные и  личные неимущественные права и  имеет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде арбитраже, третейском суде, совершать любые не противоречащие законодательству сделки, как в РФ, так и зарубежом.

Информация о работе Разработка годового плана экономического развития предприятия