Разработка годового плана экономического развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в решении конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия АОР НП «Карьероуправление Анапское»
Задачи курсовой работы - определение задания предприятию по выработке продукции на проектируемый год; расчет потребности в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий; разработка организационно-технических мероприятий по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы; обоснование и расчет плановых показателей.

Файлы: 1 файл

Мальцева.docx

— 134.44 Кб (Скачать)

Введение 

     Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление  зачастую приводят к большим, ничем  не оправданным экономическим потерям  и, в конечном счете, к банкротству.

     В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью  и получать прибыль, должен иметь  хорошо продуманный и всесторонне  обоснованный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения  бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

     -максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;

     -отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;

     -смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;

     -своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

     -оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

     Одновременно  план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации и  при изменении обстоятельств  план может уточняться путем корректировки  соответствующих показателей.

     Начинать  любое дело без плана слишком  рискованно. Поэтому каждый предприниматель  должен знать основы планирования в  новых условиях.

      План  необходим не только крупным и  средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке годовых и календарных  планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют  все его службы.

      Актуальностью планирования на предприятии является то, что оно является необходимым  для финансового обеспечения  расширения кругооборота производственных фондов, достижение высокой результативности производственно-хозяйственной деятельности, создание условий, которые обеспечило бы платежеспособность и финансовую стойкость предприятия. Рынок ставит высокие требования к качеству финансового  планирования, поскольку ныне за отрицательные  последствия своей деятельности ответственность будет нести  само предприятие. При неспособности  учесть неблагоприятную рыночную конъюнктуру  предприятие становится банкротом  и подлежит ликвидации с соответствующими отрицательными последствиями для  основателей.

      Рынок ставит высокие требования к качеству финансового планирования, поскольку  ныне за отрицательные последствия  своей деятельности ответственность  будет нести само предприятие. Сегодня финансовое планирование требует использование новых принципов организации.

     Цель  данной курсовой работы заключается в решении конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия АОР НП «Карьероуправление Анапское»

     Задачи  курсовой работы - определение задания  предприятию по выработке продукции  на проектируемый год; расчет потребности  в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий; разработка организационно-технических мероприятий по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы; обоснование и расчет плановых показателей. 

 

    1. Теоретические основы планирования на предприятии
 
 
    1. Сущность  и методы планирования
 
 
 

     Планирование  является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

     Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономических  целей, их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства  российских предприятий главной  целью планирования является получение  максимальной прибыли. С помощью  планирования руководители предприятий  обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. [5,14-15]

     План - это документ, отражающий систему  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. Он содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль. - Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - Финансы и статистика, 2005. - с 9.

     Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п. [1,10]

     Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления  материальных и духовных ценностей. [11,21]

     Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.

     В современной практике различают  следующие методы планирования: балансовый, нормативный, программно-целевой, расчетно-аналитический и экономико-математические.

     Балансовый  метод планирования представляет собой  целенаправленное согласование ресурсов предприятия и их использования  по всей системе взаимосвязанных  материальных, стоимостных и трудовых балансов.

     Нормативный метод представляет собой способ, при применении которого на предприятии  в процессе планирования используется целая система нормативов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др. Выполнение норм служит важнейшим показателем при оценке работы каждого производственного звена и отдельного рабочего.

     Программно-целевое  планирование – это один из видов  планирования, в основе которого лежит  ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой  метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение  и постановка целей и лишь затем  подбираются пути их достижения. Сущность его заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства». [9,150]

     Сущность  расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой  величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения  в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется  в тех случаях, когда отсутствуют  технико-экономические нормативы, а  взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и  связей. Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

     Экономико-математические методы. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

     Наиболее  распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического  программирования, методы имитации, теории графов и др. 
 

    1. Классификация видов планирования на предприятии
 
 
 

     Планирование  можно классифицировать по различным  направлениям:

     1)по степени охвата сфер деятельности выделяют:

     - общее планирование (планирование  всех сфер деятельности предприятия);

     - частное планирование (планирование  определенных сфер деятельности).

     2)по типам целей выделяют:

     - стратегическое планирование;

     - тактическое планирование.

     3)по объектам функционирования выделяют:

     - планирование производства;

     - планирование сбыта;

     - планирование финансов;

     - планирование кадров.

     4)По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

     - краткосрочное или текущее (от  месяца до 1 года);

     - среднесрочное (от 1 года до 5 лет); 

     - долгосрочное планирование (больше 5 лет).

     5)По возможности внесения изменений выделяют:

     - жесткое (не предполагает внесения  изменений);

     - гибкое (при таком планировании  внесение изменений возможно). [2,67]

     Более подробно рассмотрим стратегическое и  тактическое планирование.

     Теория  стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Это явилось  началом нового этапа развития теории управления и планирования.

     Стратегическое  планирование, пришедшее на смену  долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие - в трактовке  будущего. В системе долгосрочного  планирования делается допущение, что  будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят  из того, что в перспективе итоги  деятельности улучшатся. Поэтому при  планировании ставятся оптимистические  цели.

     Еще одно отличие состоит в том, что  стратегия - это не индикатор времени, а направление развития. Стратегия  включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде.

     Планирование  стратегии устанавливает общие  направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

     Основная  задача при стратегическом планировании - адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять ситуацию внутри организации, ее слабые и сильные стороны и активные силы.

Информация о работе Разработка годового плана экономического развития предприятия