Рабочие места и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:38, реферат

Краткое описание

РАБОЧИМ МЕСТОМ называется зона трудовых действий рабочего или бригады оснащенная и оборудованная всем необходимым для выполнения производственного задания.
Одной из особенностей предприятий горной промышленности является подвижность рабочих мест, а также их значительная протяженность. Наряду с этим многие рабочие места являются стационарными (в околоствольном дворе, при обслуживании стационарных машин и оборудования).

Файлы: 1 файл

Рабочее место.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответствующей квалификацией  вспомогательных рабочих, при оптимальной  их численности, четкая организация  их труда, обеспечением всем необходимым  для выполнения своих функций.

 Конкретное  обслуживание рабочих мест может  осуществляться в виде одной  из трех основных форм: стандартной,  планово-предупредительной и дежурной.

 Стандартное  (регламентированное) обслуживание  позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. Эта увязка обеспечивается разработкой графиков или расписаний, согласно которым функции обслуживания осуществляются в обязательном порядке и объеме, в установленные сроки. К достоинствам данной формы обслуживания относится обеспеченность полной загрузки вспомогательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.

 В серийном  производстве, где существует большая  вероятность возможных отклонений  от нормального течения производственного  процесса, целесообразно использовать  планово-предупредительное обслуживание. Эта форма  носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведение ремонтов, наладок и других работ. Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками основного производства изделий, заблаговременно доставляются на рабочее место. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

 Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном производствах и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. Обязательным условием для этой системы, является наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчерским пунктом.

 Говоря о  целесообразности той или иной  формы обслуживания основного  производства было бы неправильно  рекомендовать в чистом виде  ту или иную. Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от этих процессов. Поэтому каждую систему регламентированного обслуживания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключающую возможности их возникновения, должна дополнять другая система, быстро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.

 Таким образом,  речь идет о смешанной системе,  при которой часть функций  обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту, а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки и находить оптимальные в экономическом отношении решения.

 В общем  виде, разработка системы обслуживания  рабочих мест включает:

-              выбор форм ее организации; 

-              определение профессионального  состава обслуживающего персонала;

-              установление ее регламентации; 

-              обеспечение обслуживающего персонала  соответствующей технической и  инструктивной документацией; 

-              расчет норм обслуживания;

-              организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;

-              организацию регулярной и надежной  связи между рабочими местами  основного производства и обслуживающим  персоналом.

 Проектирование  осуществляется в несколько этапов, выполняемых в следующей последовательности.

На первом этапе  выявляются состав и объем работ  по видам обслуживания для каждого  рабочего места основных рабочих  и устанавливается функциональное содержание системы обслуживания.

На втором этапе  по всем функциям обслуживания на основании соответствующих нормативов, формируются группы вспомогательных рабочих.

На третьем  этапе определяются форма обслуживания, зоны обслуживания, связи между основными  и обслуживающими рабочими.

На четвертом  этапе разрабатывается регламент обслуживания, составляются графики-регламенты, рассчитываются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация рабочих мест вспомогательных рабочих. 

Литература 

1.                                  Левин И.Б., Мельник С.Л. Справочник экономиста - организатора труда. -М.: Выш. шк., 1995. - 447 с.

2.                                  Справочник технолога-машиностроителя.  В 2-х томах. Т.2. /Под ред. Косиловой  А.Г. и Р.К. Мещерякова. - 4-е изд.  перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2005. - 496 с.

3.                                  Воронков В.Д. Справочник инженера - организатора. - М.: Московский рабочий, 2007. - 376 с. 

4.                Научная организация труда в  машиностроении./ Под ред И.И. Шапиро. - М.: Машиностроение, 2002. - 342 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рабочие места и их классификация