Рабочие места и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:38, реферат

Краткое описание

РАБОЧИМ МЕСТОМ называется зона трудовых действий рабочего или бригады оснащенная и оборудованная всем необходимым для выполнения производственного задания.
Одной из особенностей предприятий горной промышленности является подвижность рабочих мест, а также их значительная протяженность. Наряду с этим многие рабочие места являются стационарными (в околоствольном дворе, при обслуживании стационарных машин и оборудования).

Файлы: 1 файл

Рабочее место.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 где а - длина основного оборудования  на рабочем месте, м; 

        б - расстояние от стены или  колонны до рабочего места,  м; 

        в - размер прохода  между  рабочими местами, м; 

        г - ширина основного оборудования, м;

        д - расстояние между рабочими  местами по ширине, м. 

 Санитарными  нормами предусмотрено, что на  каждого рабочего должно приходится  не менее 4,5 м2 производственной  площади при высоте помещения  3,2 м. В машиностроении приняты следующие размеры удельной площади, приходящейся в среднем на один станок вместе с проходами: для мелких станков – до 10-12 м2; для средних – 15-25 м2; для крупных – 30-45 м2. Расстояние между оборудованием в пределах рабочей зоны должно быть не менее 800 мм, а между боковыми и задними плоскостями – не менее 500 мм. Ширину главных проездов рекомендуется устанавливать не менее 3000 мм, а ширину проездов между оборудованием – равной ширине тележки с грузом плюс 800 мм с обеих сторон.

 Разработка планировки рабочего места, ее последующая рационализация осуществляется на основе проведенного анализа, либо в ходе проведения аттестации рабочего места, в следующей последовательности:

- определяется (или уточняется) его общее местоположение  на участке в соответствии со специализацией данного рабочего места и характером выполняемых работ, а также с учетом технологических и транспортных потоков;

- уточняется  размещение основного оборудования  в зоне рабочего места относительно  технологического и транспортного потока, источника света, электроснабжения и т.д.;

- осуществляется  привязка вспомогательного оборудования, постоянно участвующего в технологическом  процессе (транспортеры, подъемно-транспортные  устройства и т.д.), к основному  технологическому оборудованию;

- устанавливается  рациональное месторасположение  исполнителя в процессе труда  по отношению к основному технологическому  и вспомогательному оборудованию  с учетом характера данной  операции (работы) и размеров оптимальной  рабочей зоны;

- определяются места размещения организационной и технологической оснастки, тары с материалами и готовой продукции с учетом их минимальных расстояний до исполнителя;

- оценивается  степень рациональности планировки  рабочего места 

Внутренняя планировка рабочего места представляет собой размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, короткие и малоутомительные движения, равномерное и по возможности одновременное выполнение трудовых движений обеими руками.

 Для соблюдения  этих условий пользуются рядом  выработанных практических правил:

- для каждого  предмета должно быть отведено  определенное место; 

- предметы, которыми  пользуются во время работы  чаще, должны располагаться ближе  к рабочему и по возможности  на уровне рабочей зоны;

- предметы необходимо  размещать так, чтобы трудовые  движения рабочего свести к  движениям предплечья, костей и  пальцев рук;

- все, что  берется левой рукой, располагается  слева, все, что правой справа, материалы и инструменты, которые  берутся обеими руками, располагаются  с той стороны, куда во время  работы обращен корпус рабочего.

 Внутренняя  планировка рабочего места должна обеспечить такое оперативное пространство, при котором рабочий может свободно выполнять необходимые трудовые приемы и действия, размещать материальные элементы производства и формировать рабочие зоны с учетом зон досягаемости при различных рабочих позах, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Пределы досягаемости и нормальные зоны движений рук рабочего в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также оптимальные габаритные размеры рабочих мест для человека среднего роста, занятого выполнением различного рода работ, разработанные с учетом требований физиологии труда, приведены на рис. 1.

Зона досягаемости - пространство, объем которого ограничен  возможными траекториями движения рук  рабочего. Оптимальная зона ограничивается траекториями движения полусогнутых рук, осуществляемых без наклонов корпуса при свободно опущенных плечах. Максимальная зона ограничивается траекториями движения вытянутых рук. Зоны досягаемости определяются исходя из антропометрических данных предполагаемых работников.

 Кроме этого  при проектировании внутренней  планировки рабочего места необходимо  учитывать и зону обзора, в  пределах которой рабочий должен  отчетливо видеть все предметы, находящиеся на его рабочем  месте. Для восприятия средств  отображения информации в горизонтальной плоскости рекомендуется 30-40. В вертикальной плоскости оптимальный угол обзора составляет по 15 вверх и вниз по отношению к горизонтальной.

 

 Рис. 1. Зоны  досягаемости при различных рабочих  позах 

1 - максимальное  рабочее пространство; 2 - нормальное рабочее пространство

4. Организация  обслуживания рабочих мест 

 Обслуживание  рабочих мест является важной  частью производственного процесса  и имеет своей целью их обеспечения  средствами и предметами труда,  необходимыми для осуществления  производства. Такое обслуживание включает:

-              своевременное доведение до рабочих  производственного задания с  соответствующей документацией; 

-              бесперебойное снабжение рабочих  мест материалами, заготовками,  полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;

-              ремонтное обслуживание, наладочные  и транспортные работы, контроль  качества продукции, поддержание  чистоты на рабочих местах.

 Эффективность  труда вспомогательных рабочих,  выполняющих перечисленные выше функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению рабочих мест основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

 Система обслуживания  рабочих мест базируется на  функциональном разделении труда  на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осуществляется определенными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих.

 Различают  следующие функции обслуживания рабочих мест:

 производственно-подготовительная - комплектование предметов труда,  выдача производственного задания  и технической документации, проведение  производственного инструктажа; 

 инструментальная - обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента;

 наладочная  – наладка, переналадка и подналадка  оборудования и технологической  оснастки. Первоначальная наладка  заключается в установке, оснащении  и регулировке нового оборудования; переналадка – в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки;

 контрольная  - контроль качества продукции и соблюдение  технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной  аппаратуры;

 транспортно-складская  - приемка, учет, хранение и выдача  материалов, деталей, инструмента,  доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а также отходов производства;

 поддержания  в рабочем состоянии основного  и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое  обслуживание, все виды ремонтов;

 энергетическая - обеспечение рабочего места  всеми видами энергии -электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.;

 ремонтно-строительная - текущий ремонт производственных  помещений строительство мелких  вспомогательных помещений, ремонт  дорог и подъездных путей;

 хозяйственно-бытовая  - систематическая уборка производственных  помещений и территорий, санитарно-гигиеническое  и культурно-бытовое обслуживание.

 Все эти  функции могут выполняться по  различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной.

 При централизованной  системе, обслуживание осуществляется  едиными функциональными службами  предприятия. 

Децентрализованная  система предусматривает, что функции  обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

 При смешанной  (комбинированной) системе одни  функции обслуживания выполняются  централизованно, другие – децентрализовано.

 Значительными  организационными и экономическими  преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает его качество, надежность, своевременность, экономичность. Не случайно, на таких  предприятиях, как ВАЗ, централизация вспомогательных служб приближается к 100%.

 При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, как показала практика, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией.

 Наибольшее  распространение на предприятиях  промышленности получила смешанная  (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть – децентрализовано.

 На выбор  системы обслуживания влияют  масштаб и тип производства, производственная  структура предприятия, качественный  уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

 С этой  точки зрения, в основу построения  любой из перечисленных систем  должны быть  заложены следующие  принципы:

-              планово-предупредительный, профилактический  характер;

-              гибкость;

-              комплексность; 

-              высокое качества обслуживания;

-              экономичность. 

Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места, включая комплектование его материалами, заготовками, инструментом, приспособлениями, документацией в течение смены и суток. Регламент обслуживания должен быть подчинен графику основного производства. Поэтому работы, требующие остановки оборудования, должны выполняться во внутрисменные и междусменные перерывы, или в нерабочие дни.

Гибкость системы  означает возможность оперативной ее перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций  обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени, и на одних объектах.

Информация о работе Рабочие места и их классификация