Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение производственной и организационной структуры предприятия и их совершенствования на примере ООО «Махаон».
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:1)определение понятия и элементов производственной структуры предприятия;2)выявление факторов,влияющих на производственную структуру;3)характеристика организационной структуры и ее видов;4)проектирование организационных структур управления;5)общая характеристика предприятия ООО «Махаон» и оценка его производственно-хозяйственной деятельности;6)анализ действующей организационной структуры управления;7)характеристика мероприятий по повышению эффективности организационной структуры управления.
5. Характер специализации - этот фактор влияет на такие разновидности производственной структуры основных цехов, как предметная, подетально-узловая, технологическая. Выбор той или иной формы производственной структуры определяется масштабами производства однотипной, конструктивно-подобной продукции устойчивой номенклатуры.
6. Научно-технический прогресс - с одной стороны, в связи с усложнением производимой продукции, высокими требованиями к ее качеству производственная структура предприятия усложняется. В ее состав входят подразделения, связанные с научно-технической подготовкой производства: лаборатории, опытно-экспериментальные цеха, специализирующиеся на освоении новых видов продукции. Кроме этого, НТП обусловливает моральный износ выпускаемой продукции и используемого оборудования, что предъявляет дополнительные требования к производственной структуре в части ее гибкости, адаптивности и, следовательно, значительно расширяет фронт работ по ее перестройке.
С переходом
к рыночным условиям возник ряд факторов,
сдерживающих совершенствование производстве
1) недостаточную гибкость организации производства;
2) недостаточный потенциал вспомогательных и обслуживающих подразделений;
3) невосприимчивость к нововведениям;
4) невысокий уровень квалификации кадров;
5) низкий уровень организации, планирования, управления и пр.
При переходе
предприятий к рыночным условиям
возросло значение факторов, обеспечивающих
коммерческую эффективность производственно-
Глава 2.Организационная структура предприятия.
2.1.Понятие организационной структуры.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.При рассмотрении сущности организационных структур управления исходят из положения, согласно которому она представляет собой внутреннюю структуру формальной организации. Организационная структура определяет состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение функций по подразделениям и органам управления. При этом между органами управления устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.
Другими словами, она, в классическом понимании, определяет следующие три характеристики организации:
- совокупность всех подразделений, служб и отдельных сотрудников фирмы;
- вертикальные и горизонтальные связи между ними;
- уровни иерархии, занимаемые ими (т.е. соподчиненность элементов организации).
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Так же иногда эти связи подразделяют на:
1) линейные
связи возникают между
2) функциональные
связи характеризуют
При двухуровневой структуре
Таким образом, организационная структура управления представляет собой совокупность всех подразделений предприятия, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным изменениям, как внутри предприятия, так и во внешней среде.
В соответствии с ролью человека в организации сформировалось понятия верхнего (высшего), среднего и низового звеньев (или уровней) управления.
Управляющие верхнего звена управления – это, так называемые, топ-менеджеры, которые осуществляют управление деятельностью всей организации или занимают ключевые посты в различных видах ее деятельности. К ним, как правило, относят Генерального директора предприятия и его заместителей (но, если речь идет о небольшой организации, то последние не относятся к топ-менеджерам). В случае описания организации, имеющей законодательно закрепленные особенности строения организационной структуры (например, общественной организации), то к управляющим высшего звена относят: Президента с его заместителями и Председателя правления с заместителями. Если у предприятия имеется Совет директоров, Собрание акционеров или Совет во главе с Председателем, то они не всегда являются топ-менеджерами, но, тем не менее, относятся к высшему звену управления.
Управляющие среднего звена (уровня) управления, как правило, осуществляют следующие основные функции:
1)детализация и дальнейшая передача на более низкие уровни управленческих задач управляющих высшего уровня управления;
2)координация деятельности различных служб предприятия;
3)выполнение различных оперативных задач и т.п.
Управляющие низового уровня (звена) управления осуществляют оперативное управление деятельностью конечных исполнителей работ.
Вся совокупность конечных исполнителей работ (рабочие, рядовые служащие, рядовые торговые агенты и пр.) называется исполнительным уровнем. Это самый нижний уровень иерархии организации.
Элемент организационной структуры управления, который нельзя раздробить ни по каким признакам, носит название структурной единицы (или структурного элемента). Так структурной единицей может быть, например: Генеральный директор, Главный бухгалтер, Бухгалтер, Кассир, - то есть любой сотрудник организации.Несколько структурных единиц, находящихся на одном иерархическом уровне и подчиняющиеся одному руководителю образуют структурный блок. Их различают два вида:
Это разграничение очень важно, т.к. стратегические центры хозяйствования и бригады имеют значительные различия по своим функциональным возможностям и по заложенному управленческому потенциалу. Хотя бригады и могут осуществлять управление производственной деятельностью предприятия на основе групповых форм хозяйствования, но в их состав не входят профессиональные менеджеры, в функции которых изначально входят: принятие определенных решений и организация деятельности подчиненных.
Одна или несколько
В зависимости от характера связей
между подразделениями
Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия.При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно(см.схему 1).
Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений(четкость подчинения), непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала.К недостаткам этой системы управления относят:высокие требования к руковолителю;отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;затруднительные связи между инстанциями;концентрация власти в управляющей верхушке.
Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления,т.е.каждый орган управления(либо исполнитель) специализирован на выполенении отдельных видов деятельности(см.схему 2).Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей.
Линейно-функциональное(
В настоящее время штабная структура в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений.
Линейно-функциональная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.К ее преимуществам можно отнести:Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;возможность привлечения консультантов и экспертов и т.д.,а к недостаткам :отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями и т.д(см.таблицу 1).