Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обя
Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретические основы налогообложения и налогового бремени….........7
1.1 Понятие и сущность налогообложения……………………………..…...7
1.2 Классификация налогов. Принципы налогообложения ............9
1.3 Понятие налогового бремени (налоговый гнет). Коэффициент эластичности налогов………………………………………………………….….13
Глава 2 Налоговая система в Республике Беларусь……………………….…..16
2.1 Налоговое администрирование в Республике Беларусь.......................16
2.2 Анализ налоговой нагрузки…………………………………..............18
Глава 3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь и пути их
преодоления………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..……..….33
Список использованных источников………………………………………….…..34
Приложения………………………………………………………
Среди основных проблем отечественного налогового законодательства можно выделить нестабильность налогового законодательства и нечёткость изложения отдельных норм, а также высокую периодичность уплаты налогов.
Понятно,
что налоговые нормы в стране,
собственная налоговая система
сформирована сравнительно недавно, могут
и должны меняться. Однако имеют
место случаи введения новых норм
накануне и вступления в силу или
задним числом. Например, Особенная
часть Налогового кодекса вступила
в силу с 1 января 2010г., а была принята
только 29 декабря 2009г. Более того, практически
в течение всего первого
Одним из новшеств НК стало разрешение плательщикам самостоятельно определять, следует ли вести книгу покупок по НДС или не следует. С одной стороны, отказ от ведения книги покупок упростит налоговый учет и позволит избежать потенциального нарушения порядка ведения налогового учета, к которому относится неверное заполнение книги покупок. Штраф за данное нарушение составляет от 4 до 20 базовых величин.
С
другой стороны, избавление от одной
опасности может привести к другой,
еще большей. Так, в процессе заполнения
книги покупок предприятия
Одним
из достижений Особенной части Налогового
кодекса считается отсутствие в
главе 14 Кодекса перечня затрат по
производству и реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав,
учитываемых при
По
мнению разработчиков, такой подход
существенно упростит работу бухгалтеров
и обеспечит сближение
Из
формулировки подп.1.26 ст.131 НК вытекает,
что связь затрат с производством
определяется исключительно
Несмотря на новинку Общей части НК — часть 2 п.7 ст.3, согласно которой в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков, мало кто из бухгалтеров рискнет относить на затраты какие-либо суммы без четких указаний законодательства или разъяснений МНС. В данной ситуации для избежания конфликтов с налоговыми органами целесообразно руководствоваться перечнем затрат, определяемым Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными совместным постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда от 30.10.2008 г. № 210/161/151.
Подпункт 1.2 ст. 21 НК Беларуси дает плательщикам право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. Вследствие нечёткостей изложения отдельных возникают вопросы, на которые местные специалисты не рискуют ответить и переадресовывают его в городскую или областную инспекцию и даже министерство.
Однако
срок уплаты налогов однозначно предписан
Налоговым кодексом, а при наложении
санкций за их недоплату в бюджет
неполучение разъяснения
Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» заложил правовые основы создания и функционирования холдингов в нашей стране.
Холдинг
создается для повышения
Ни Указ № 660, ни Налоговый кодекс ничего не говорят о налогообложении холдингов. Не предусматривается, к примеру, освобождение от налогов движение товаров внутри холдинга (случай безвозмездной передачи активов в пределах одного собственника касается лишь унитарных предприятий). Между тем, к примеру, в России освобождается от налогообложения безвозмездная передача от материнской компании к дочерней (т.е. с долей свыше 50%) и обратно.
Поэтому, например, опыт производственной кооперации между гомельским ПО «Кристалл» и ЗАО «Белгран» обернулся рядом проблем. За импортированное из России алмазное сырье, переданное на давальческую обработку в «Белгран», «Кристалл» должен уплачивать ввозной НДС по общеустановленной ставке 20%, а не 0,5%, как в случае ввоза для производственных нужд.
Чтобы
звание холдинга приносило ощутимую
выгоду его носителям и участникам,
нужно определить в законодательстве
нюансы, связанные с главным
Еще
одна проблема — помощь убыточным
предприятиям. Причина убытков зачастую
не столько в уклонении от уплаты
налогов или плохом менеджменте,
а объективное следствие
Наличие
устойчивого убытка в течение
календарного года (по итогам каждого
отчетного (налогового) периода) является
согласно Указу от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь» одним
из критериев отнесения
По расчетам Минфина и Минэкономики, в случае установления механизма переноса убытков на будущие прибыли с 1.01.2012 г. сроком на 5 предшествовавших лет, т.е. с 2007 г., потери доходов бюджета по налогу на прибыль (исходя из статистики убытков предприятий страны в 2007–2009 гг.) более 2,4 трлн. Br. Это могло бы стать существенным подспорьем для субъектов хозяйствования, далеко еще не оправившихся от последствий мирового кризиса. Чиновники предлагают, чтобы механизм переноса убытков на будущие прибыли применялся только вместо ныне действующей льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений.
По
результатам 2009 г. сумма примененной
в республике льготы по прибыли, направленной
на финансирование капвложений, составила
528,5 млрд. Br, а в 2011 г., согласно оценке,
может достичь около 1 трлн. Br. Сколько
удастся прольготировать в
Современная
мировая практика налогообложения
использует налог на прибыль как
инструмент поощрения вложения инвестиций
в экономику и инструмент повышения
конкурентоспособности
Белорусская
налоговая система не должна оказаться
за пределами европейской
Важной тенденцией инновационного развития стран с малой экономикой Западной и Центральной Европы является применение косвенного стимулирования, то есть применение мер налогового стимулирования исследований и разработок (ИР).
Наиболее распространёнными типами налоговых льгот являются налоговые кредиты и налоговые вычеты. Налоговые кредиты позволяют фирмам уменьшать уже начисленный налог на некоторую величину, которая зависит от понесённых затрат на ИР. Налоговый вычет – сумма, вычитаемая из налогооблагаемого дохода, исчисляется в процентах от объёма расходов на ИР.
В
Венгрии по сравнению с другими
странами ОЭСР налоговое стимулирование
инновационной деятельности играет
важнейшую роль. Оценки показывают,
что 300%-й налоговый вычет
Экономика Беларуси отличается большой налоговой нагрузкой, основное бремя которой приходится на промышленность. Безусловно, вопрос о налоговом стимулировании инновационного развития должен решаться не на основе ставок, применяемых в зарубежных, пусть и успешных европейских странах с малой экономикой, а исходя из экономического положения и налоговой политики Беларуси.
Возможно,
изменения в налоговом
Дальнейшее
развитие налоговой системы Республики
Беларусь видится в развитии информационных
технологий, электронного документооборота,
в модернизации информационной системы
налоговой службы, а одной из важнейших
задач налоговых органов при
совершенствовании налоговой
Структура
налогообложения Беларуси с преобладанием
косвенных налогов, в которых
доминирует НДС, соответствует модели
макроэкономического
Однако, несмотря на принятие ряда существенных мер по упрощению отечественной налоговой системы, уровень налоговой нагрузки на экономику остаётся значительным и механизм налогового регулирования нуждается в дальнейшем усовершенствовании.
Среди
дальнейших направлений модернизации
налоговой системы можно
-
снижение налогового бремени
путём: отмены малозначащих
Информация о работе Проблемы налогообложения и распределение налогового бремени в экономике