Проблемы налогообложения и распределение налогового бремени в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обя

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретические основы налогообложения и налогового бремени….........7
1.1 Понятие и сущность налогообложения……………………………..…...7
1.2 Классификация налогов. Принципы налогообложения ............9
1.3 Понятие налогового бремени (налоговый гнет). Коэффициент эластичности налогов………………………………………………………….….13
Глава 2 Налоговая система в Республике Беларусь……………………….…..16
2.1 Налоговое администрирование в Республике Беларусь.......................16
2.2 Анализ налоговой нагрузки…………………………………..............18
Глава 3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь и пути их
преодоления………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..……..….33
Список использованных источников………………………………………….…..34
Приложения………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ya.docx

— 81.92 Кб (Скачать)
 

    Примечание  – источник: [15] 

    Наибольшая  доля в налоговых поступлениях приходится на НДС. В 2010 г. его удельный вес в  общих налоговых поступлениях заметно  возрос, что обусловлено прежде всего увеличением ставки с 18% до 20%. Выросла и доля акцизов. В целом на эти два косвенных налога приходится почти 40% налоговых поступлений, тогда как в январе–июне 2009 г. — 35%. Стоит отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля косвенных налогов как наиболее стабильного источника наполнения казны в кризисный период тоже возросла, хотя и остается меньшей, чем прямых налогов.

    Тем не менее, в этом году и в Беларуси увеличились поступления по налогу на прибыль и доходы, что объясняется  некоторым улучшением финансового  положения отечественных субъектов  хозяйствования по сравнению с резким спадом в I полугодии 2009 г.

    По  сравнению с прошлогодним полугодовым  результатом снизилась доля поступлений  от отчислений в инновационные фонды. Отрицательная динамика поступлений  обусловлена сокращением круга  плательщиков отчислений в инновационные  фонды и снижением нормативов отчислений по ряду организаций.

      Сократилась также доля прочих  налогов, хотя они по-прежнему  занимают довольно заметное место  в налоговых поступлениях, а также  экологического налога. Отрицательная  динамика связана с законодательным  уменьшением количества платежей и сужением круга плательщиков экологического налога.

    Доля  налога на недвижимость и земельного налога по сравнению с январем–июнем 2009 г. не изменилась. Платежи сократились  на 3,2 процента, что связано с применением  с 2010 года методики исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости  земли.

    Незначительно увеличился в налоговых поступлениях, несмотря на определенный рост зарплаты, удельный вес подоходного налога. Возможно, это обусловлено некоторым  увеличением предельной суммы для  стандартного вычета, как, впрочем, и  числом иных вычетов — на обучение и строительство жилья.

    Упрощенная  система налогообложения приносит в этом году казне больше доходов, чем в прошлом. Тем не менее, удельный вес налога при УСН в общих  налоговых поступлениях остается невысоким. Неизменной по сравнению с I полугодием 2009 г. осталась и доля поступлений  от единого налога с индивидуальных предпринимателей.

    В 2010 году отменен республиканский  сбор на поддержку сельхозпроизводителей, составлявший в 2009 г. почти 5% налоговых  поступлений.

    Удельный  вес отдельных платежей в налоговых  поступлениях приведен в приложении Б.

        По данным МНС, в I полугодии текущего года в республике насчитывалось свыше 3,2 млн. налогоплательщиков, в т.ч. 150,5 тыс. организаций, свыше 229 тыс. ИП и почти 2,9 млн. физлиц. Как и ранее, подавляющую долю налоговых поступлений в казну дали организации — почти 15,2 трлн. Br, или 95,8% контролируемых налоговыми органами доходов (годом ранее — 14,1 трлн. Br, или 96%), причем организации госсектора сформировали более 64% доходов бюджета. Валообразующие организации, за которыми в соответствии с Постановлением Совета Министров от 31.12.2009 № 1740 установлен особый контроль за выполнением основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, принесли в казну около 3 трлн. Br, что составляет 18,6% доходов бюджета.

    Почти 230 тыс. ИП перечислили в январе–июне  в казну 411,9 млрд. Br, что составляет 2,6% контролируемых налоговыми органами доходов (в I полугодии 2009 г. — 365,7 млрд. Br, или 2,5%). Из них плательщики единого  налога, которых на 1.07.2010 г. насчитывалось  свыше 100 тыс., уплатили 250 млрд. Br (60,7% общей  суммы уплаченных ИП платежей). ИП, применяющие  «упрощенку», которых насчитывается 57,8 тыс. (или более 25% всех ИП), внесли в бюджет 114 млрд. Br, а 71 тыс. ИП, работающих по общеустановленной системе налогообложения, пополнили казну на 48 млрд. Br (11,6%).

    Физлица добавили в бюджет 258,6 млрд. Br налогов  и сборов (без учета подоходного  налога, перечисляемого налоговыми агентами), что составило 1,6% всех доходов бюджета [15].

    Структура налогообложения Беларуси с преобладанием  косвенных налогов, в которых  доминирует НДС, соответствует модели макроэкономического регулирования  и социально-экономическому положению  страны.

    Например, структура налогообложения между  «старыми» и «новыми» членами  ЕС отличается. В ЕС-15 прямые, косвенные  и социальные налоги формируют примерно одинаковую долю налоговых поступлений. В новых странах-членах ЕС существенно  ниже доля прямых налогов. Данные по ЕС приводятся за 2008г. Самая низкая доля прямых налогов в структуре общих  налоговых поступлений зафиксирована  в Болгарии – 21%, доля косвенных налогов -  55,7% (самый высокий показатель по ЕС) [14].

    Среди стран ЕС-15 есть существенные региональные различия. Так скандинавские страны (Швеция, Дания и Финляндия) делают акцент преимущественно на прямые налоги, а также Великобритания и Ирландия, у которых социальные отчисления занимают соответственно 18,3% и 18,2%. Дания  имеет еще одно существенное отличие. Здесь большинство социальных расходов финансируется из общих налоговых  поступлений, а не за счет социальных налогов. В Дании доля прямых налогов  в структуре налоговых поступлений  самая высокая в ЕС (62,3%), а социальные налоги в этой стране самые низкие в ЕС – 2%.

    В Германии и Франции самые большие  доли социальных налогов (38,3% и 37,7%) и  самые низкие доли прямых налогов (29,1% и 27,7%) среди стран ЕС-15.

    Следует обратить внимание на то, что в условиях мирового экономического кризиса многие страны ЕС в качестве одной из мер  для поддержки финансовой стабильности выбирали повышение налогов на потребление (повышались ставки акцизных сборов). Степень  же налогообложения прибыли имела  тенденцию к снижению в силу применения различных налоговых стимулов для  предпринимательской деятельности, в частности, для стимулирования инновационной деятельности.

    Государство должно обеспечивать стабильный экономический  рост не только путём использования  налоговых рычагов, а согласованностью фискальной и монетарной политики. В целом, увеличение налогов нецелесообразно, так как это может привести к налоговому прессингу и в  итоге к уменьшению налоговых  поступлений в бюджет. Необходимо расширение круга плательщиков с одновременным улучшением налогового климата, прежде всего, за счёт стабильности налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

  ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 
 

    Применяемая в республике налоговая  система  имеет общепризнанный набор  налоговых  платежей, используемых в европейских  странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в  частности, в  Евразийском экономическом  сообществе  вызывает необходимость  реформирования  национальной налоговой  системы.

    В Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить  отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и  уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» по индикатору "Уплата налогов". Также поставлена задача в течение ближайших лет войти в число 30 стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса.

    По  итогам отчета «Ведение бизнеса-2011»  налоговая система Беларуси в  очередной раз заняла последнее 183 место. Эксперты Всемирного Банка  подсчитали, что в Беларуси число  платежей уменьшилось со 107 до 82, время  для расчёта налогов составляет 798 часов в год (уменьшилось на 102 часа), а общая налоговая нагрузка (уплачиваемые налоги в сравнении  с прибылью) сократилась с 99,7% до 80,4%. 

    Таблица 3.1 – Показатели индикатора «Уплата налогов» по Беларуси и регионам 

    Страна, регион     Показатели 2011 (2010г.)
    Выплаты, количество в год     Время, часы в год     Общая налоговая ставка, % прибыли
    Беларусь     82     798     80,4
    Европа  и Центральная Азия     42 (50)     314 (431)     41,2
    ОЭСР     14 (17)     199 (237)     43,0
 

    Примечание  – источник: [16] 

    По  позиции «Уплата налогов» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в связи с  тем, что для оценки взяты условия  налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения. С учетом отмены “оборотного” налога, отмены налога с продаж, введения электронного декларирования в 2010 году и отмены транспортного сбора, ежеквартальной уплаты налога на прибыль, ежеквартальной уплаты налога на добавленную стоимость  в 2011г. указанные показатели для  Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составили бы величины, указанные  в таблице 3.2. 

    Таблица 3.2 – Показатели Беларуси по уплате налогов с учётом изменений 

    Наименование  показателя       2010 год     2011 год
    количество  платежей налогов в год     56     36     
    время, часов в год     700     600
    общая ставка налоговых изъятий      62,7     60,8
 

    Примечание  – источник: [16] 

    С учетом всех этих изменений позиция  Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение”  составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169. При зачете электронного декларирования в 2010 году позиция Республики Беларусь по показателю «Налогообложение» составит 158 место, а в 2011 году – 157.

    В результате реализации указанных мероприятий  с 2011 года обычный плательщик будет  уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП [16].

    С 1 января 2010г. была поднята ставка НДС  с 18% до 20%. Однако в условиях мирового экономического кризиса эту меру применили и другие государства. В Беларуси довольно высокая ставка налогов – 24%. В России и Литве 20%, в Казахстане 15%. Вместе с тем  у нас одна из самых низких ставок подоходного налога.

    Отмена  сбора на развитие территорий, по сути дублирующего налог на прибыль, снизит фискальную нагрузку на прибыль субъектов  хозяйствования, что позволит им увеличить  свои инвестиционные ресурсы. Вместе с тем отмена налога на услуги и сбора на развитие территорий может привести к снижению доходов местных бюджетов и росту их дотационности. Планируется, что в целях  компенсации возникающих  потерь в 2011 году и стимулирования роста эффективности производства в  регионах, налог на прибыль от коммунальных и  негосударственных предприятий будет зачисляться в местные бюджеты  полностью. Однако это серьезно не повлияет на ситуацию, поскольку основной объем этого налога  формируют республиканские предприятия. А поступления от них налога  на прибыль по-прежнему  будут распределяться  между республиканским  и местным бюджетами в  соотношении 50 на 50. Возможно, следует увеличить в пользу местных бюджетов норматив отчислений  от налога на добавленную  стоимость [17, с. 9].

    Перспективное направление по наполнению местных  бюджетов – развитие производственного  сектора в малых населенных пунктах,  поскольку все налоги от такой  деятельности, за исключением НДС, зачисляются  в  бюджеты районов и городов. 

    Налоговое бремя в Беларуси остается более  высоким, чем в соседних государствах, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественной  продукции. Например, в России уровень  налоговой нагрузки примерно на 10 п.п. ниже, чем в нашей стране. Предусмотренное  в 2011 г. снижение налоговой нагрузки, по расчетам разработчиков проекта  закона о бюджете, составит всего 0,4% от ВВП.

    Три года назад предложение ввести электронное  декларирование для сдачи отчетов  в контролирующие органы стало одним  из пунктов Национальной платформы  бизнеса Беларуси.

    Для многих субъектов хозяйствования  при переходе на электронное декларирование все равно необходимо ехать в  налоговые органы, чтобы подать документы  для зачета НДС, на предоставление льгот  по подоходному налогу и т.д. Многие говорят о завышенной стоимости  регистрации (ее продления) абонента с  выдачей носителя ключевой информации, которая по расценкам РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»  с 1 июля 2010г. составляет 257 830 Br с НДС  для юрлиц и 232 050 — для ИП. В  большинстве же стран Западной Европы основную часть расходов по распространению  электронного декларирования берет  на себя бюджет, а декларанты либо вообще освобождены от платежей, либо вносят символичную плату.

Информация о работе Проблемы налогообложения и распределение налогового бремени в экономике