Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обя
Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретические основы налогообложения и налогового бремени….........7
1.1 Понятие и сущность налогообложения……………………………..…...7
1.2 Классификация налогов. Принципы налогообложения ............9
1.3 Понятие налогового бремени (налоговый гнет). Коэффициент эластичности налогов………………………………………………………….….13
Глава 2 Налоговая система в Республике Беларусь……………………….…..16
2.1 Налоговое администрирование в Республике Беларусь.......................16
2.2 Анализ налоговой нагрузки…………………………………..............18
Глава 3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь и пути их
преодоления………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..……..….33
Список использованных источников………………………………………….…..34
Приложения………………………………………………………
ГЛАВА 2
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Налоговое
администрирование
в Республике Беларусь
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства [7, c. 49].
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В
РБ к числу государственных
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции
налоговых органов, их права и
обязанности, права и обязанности
должностных лиц налоговых
Основные задачи налоговых органов - это:
1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
2.
обеспечение правильного
3. обеспечение учета налогов,
4.
разработка предложений по
5.
осуществление валютного
6. предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7.
привлечение к ответственности
лиц, виновных в
8.
подготовка налоговых
9.
издание методических указаний
и разъяснений о порядке
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой
считается деятельность, которая
непосредственно влечет правовые последствия
и осуществляется на основе нормативного
оформления (например, издание инструкций,
методических указаний и разъяснений).
Не правовыми формами управления
принято считать
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными
условиями осуществления
Следует
иметь в виду, что выполнение главной
задачи налогового администрирования
- обеспечение «собираемости» налогов
- зависит не только и не сколько
от эффективности работы налоговых
администраций, сколько определяется
прежде всего возможностями самой экономики
[13, c. 23].
2.2
Анализ налоговой
нагрузки
Расхождения в уровне налоговой нагрузки даже в публикациях специалистов довольно существенны, так как нет чёткого подхода в определении самого понятия.
Нередко
в качестве информации о налоговой
нагрузке приводятся данные, характеризующие
уровень централизации всех финансовых
ресурсов государства, в числе которых
налоги составляют преобладающую часть.
Уровень централизации
Уровень налоговой нагрузки несколько ниже уровня централизации. В мировой и отечественной практике для анализа чаще используют уровень налоговой нагрузки на экономику, который бывает двух видов: номинальный и реальный. Соответственно, он рассчитывается как отношение начисленных или уплаченных налогов и обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП.
В 1993-1994гг. разница между номинальной и реальной налоговой нагрузкой составляла примерно 20%, что характеризовало большой уровень недоимки налоговых платежей, который на сегодняшний день крайне незначительный.
Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006-2010гг. предусмотрено
снижение налоговой нагрузки на экономику
на 3-4%. Динамика налоговой нагрузки
в Беларуси за 5 предыдущих лет представлена
в таблице 2.1.
Таблица
2.1 – Налоговая нагрузка
и уровень централизации
в Беларуси
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ВВП, млрд.руб. | 65067 | 79267 | 97165 | 128828 | 136789 |
Налоговая нагрузка на экономику без ФСЗН,% | 34,3 | 34 | 35,2 | 36,3 | 30,2 |
Налоговая нагрузка на экономику с ФСЗН,% | 45,6 | 45,7 | 46,8 | 47,6 | 41,7 |
Уровень централизации с ФСЗН | 47,4 | 48,4 | 49,5 | 51 | 45,9 |
Примечание
– источник: [14]
Высокий
уровень налоговой нагрузки в
Беларуси объясняется значительной
социальной ориентированностью и государственными
субсидиями отдельных отраслей с
целью осуществления
Налоговая нагрузка (включая социальные отчисления) в ЕС в 2008г. составила 39,3% ВВП, в США – 26,9%, в Японии – 28,3%. Причём в неевропейских членах ОЭСР налоговая нагрузка только Новой Зеландии достигает 34,5%. Однако среди самих европейских стран отмечается очень большой разброс: от 28,0% в Румынии до 48,2% в Дании, причём в некоторых странах налоговая нагрузка увеличилась, в других снизилась [14].
Несмотря на наличие у Беларуси бюджетного дефицита, работа по снижению налоговой нагрузки продолжается. Именно 2009 год можно назвать переломным годом в понимании того, что реформа налоговой системы должна включать в себя не только изменение сроков подачи декларации и введение института электронного декларирования, но, прежде всего, должна быть направлена на сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику.
Именно уровень налоговой нагрузки в условиях повышения конкуренции на внутреннем и внешних рынках является главным тормозом в экономическом развитии белорусских предприятий.
Состав налоговой системы Республики Беларусь во многом схож с аналогичными системами развитых стран. Он включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог и т.д.), косвенные (НДС, акцизы), смешанные (земельный и экологический налоги) налоги. Однако если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета приходится на прямые налоги, то в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги, многие из которых оказывают сильное искажающее давление на производство и инвестиции. Прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к изменениям в экономике.
Преобладание
в налоговых системах стран с
переходной экономикой косвенных налогов
связано с тем, что их гораздо
легче собрать, а возможности
уклонения весьма ограничены. Кроме
того, низкие доходы населения и
предприятий и наличие
В приложении А приведены доли различных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Беларуси за отдельные годы в процентах.
По данным МНС, за I полугодие 2010г. в консолидированный бюджет страны поступило 22,1 трлн. Br, что на 1,7 трлн. Br больше, чем в аналогичном периоде 2009 г. Удельный вес платежей, контролируемых налоговыми органами составил 71,7%. Улучшение ситуации в экономике позволило собрать больше налогов. Сыграли свою роль и изменения в налоговом законодательстве [15].
Как
и в предыдущие годы, наибольшая
доля налоговых поступлений
Таблица
2.2 - Доля налоговых поступлений
по регионам (в % к общей
сумме)
Область | январь-июнь 2009 | январь-июнь 2010 |
г. Минск | 43,5 | 42,6 |
Гомельская | 13,4 | 14 |
Витебская | 12,7 | 12 |
Минская | 9,6 | 11 |
Брестская | 7,6 | 7,2 |
Гродненская | 6,8 | 7 |
Могилёвская | 6,4 | 6,2 |
Информация о работе Проблемы налогообложения и распределение налогового бремени в экономике