Проблемы налогообложения и распределение налогового бремени в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обя

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1 Теоретические основы налогообложения и налогового бремени….........7
1.1 Понятие и сущность налогообложения……………………………..…...7
1.2 Классификация налогов. Принципы налогообложения ............9
1.3 Понятие налогового бремени (налоговый гнет). Коэффициент эластичности налогов………………………………………………………….….13
Глава 2 Налоговая система в Республике Беларусь……………………….…..16
2.1 Налоговое администрирование в Республике Беларусь.......................16
2.2 Анализ налоговой нагрузки…………………………………..............18
Глава 3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь и пути их
преодоления………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..……..….33
Список использованных источников………………………………………….…..34
Приложения………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ya.docx

— 81.92 Кб (Скачать)

    Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

    Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.

    Налоговая льгота - это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

    Уплата  налога - это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

    Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

    Сущность  налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на общегосударственные  нужды. Специфичность этих отношений  состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство  выступает главным действующим  лицом, устанавливая в законодательном  порядке правила изъятия в  свое распоряжение части доходов  населения на условиях безвозвратности [3, c. 66].

    Налогообложение в структуре общественных отношений  выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально  их можно свести к трем основным функциям:

    1. фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,

    2. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны [4, c. 51].

    3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества [5, c. 215].

    Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

    1. Каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы  (пошлины), по которым это лицо  признается плательщиком.

    2. ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины) и иные  взносы и платежи.

    3. налогообложение в РБ основывается  на признании всеобщности и  равенства.

    4. не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности РБ, ее  территориальной целостности, политической  и экономической стабильности.

    5. допускается установление особых  видов таможенных пошлин либо  дифференцированных ставок таможенных  пошлин в зависимости от страны  происхождения товаров в соответствии  с налоговым кодексом и таможенным  законодательством [6, c. 24].

    Налоговая система государства складывается в результате его исторического  развития под влиянием множества  факторов. Характеристика налоговой  системы прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти [7, c. 46]. 

    1. Классификация налогов. Принципы налогообложения
 
 

    Множество объектов налогообложения требует  классификации налогов по различным  признакам. Основными классификационными признаками являются:

    1. в зависимости от каналов поступления различают:

    - республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налоги на доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов;
  • налоги на имущество;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • оффшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины [6, c. 38].

    - местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

  • налог с розничных продаж;
  • налог за услуги;
  • налог на рекламу;
  • сборы с пользователей.

    2. по видам плательщиков:

  • взимаемые с юридических лиц,
  • взимаемые с физических лиц.

    3. по способу изъятия:

    - прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

  • реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
  • земельный налог,
  • налог с объектов строений,
  • налог с владельцев транспортных средств,
  • сельскохозяйственный налог.
  • личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
  • подоходный налог с населения,
  • налог на прибыль предприятий,
  • налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
  • налог на доходы.

    - косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

  • акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,
  • налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
  • таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

    4. по объекту обложения:

    - платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

    • НДС,
    • Акцизы,
    • Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
    • Налог на продажу в розничной торговле,
    • Налог с продаж автомобильного топлива,
    • Таможенные сборы.

    - платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

    • единый платеж от фонда оплаты труда,
    • отчисления в Фонд социальной защиты населения,
    • платежи за землю,
    • экологический налог,
    • отчисления в центральные инновационные фонды,
    • сбор на содержание и размещение отходов,
    • государственная пошлина.

    - платежи, уплачиваемые из прибыли:

    • налог на недвижимость,
    • налог на доходы,
    • налог на прибыль,
    • транспортный сбор,
    • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

    - сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

    • оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне [8, с. 12].

    Адам  Смит сформулировал  четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:  
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2) Налог,  который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа). 
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. 
      На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
 
        Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

    Второй  принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот. 
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности [ 9, с. 36].             
 

    1. Понятие налогового бремени (налоговый  гнет). Коэффициент  эластичности налогов
 
 
    На  макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) -- это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

    Категория налогового бремени применительно  к уровню конкретного налогоплательщика  отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных  налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

    Одним из способов государственного регулирования  налогового бремени плательщиков-предприятий  предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы.

    В некоторых зарубежных странах для  расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии, показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.

    Известны  также и отечественные методики расчета налогового бремени по способу  эффективной ставки (отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием), предлагаемому специалистами Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук. Эффективная ставка характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. В этой связи Е. Егорова и Ю. Петров вводят понятие налоговой ловушки, представляющей собой ситуацию, при которой доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Принимая предельный уровень эффективной ставки по западным стандартам 35,4%, Е. Егорова и Ю. Петров определили отечественную эффективную ставку в размере 58,9.

    Оптимальный размер налогового бремени - центральная  макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением  о том, что чем ниже уровень  налогового бремени, тем стремительней  и динамичней развивается экономика  государства: чем меньше налоги ~- тем  выше экономика.

    Многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок, в 80-е годы в США резко возрастал дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 году, в разгар налоговой «рейганомики», составляла всего 3,9% - самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода [10].

    Необходимо  отметить, что само по себе снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных ставок может  побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту  предложения рабочей силы и увеличению производительности труда.

    Кроме того, при низких налогах растут сбережения и появляется стимул к инвестированию.

    Необходимо  учитывать, что общепризнанной в  теории налогообложения выступает  кривая Лэффера (Lafier curve). Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. По мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.

    Общие принципы, обуславливающие кривую Лаффера, в основном сводятся к следующим факторам:

  • высокие налоги уменьшают возможности накопления инвестиций, что отражается в ближайшей перспективе на снижении налогооблагаемой базы;
  • капитал перекачивается в страны с более низким налоговым бременем;
  • капитал уходит в теневую экономику;
  • капитал уходит из сферы реальной экономики.

    Признавая, что эффективность снижения налогов  зависит от «набора» мероприятий  бюджетно-налоговой политики, неоклассики  для обеспечения долговременного  неинфляционного роста экономики  предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода» [11, с. 244].

    Для характеристики изменения налоговых  поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового национального  продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель, как  коэффициент эластичности налогов (tax elasticity).

    Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1%.

    Данный  коэффициент может быть больше, равен  или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в ФРГ коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен единице. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

    Налоги  в экономической структуре государства  выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом.

    Их  сущность выражается в отношениях между  государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу распределения национального  дохода на общегосударственные нужды.

    Государство в этих отношениях выступает главным  действующим лицом, устанавливая в  законодательном порядке правила  изъятия в свое распоряжение части  доходов предприятий и населения  на условиях безвозвратности и принуждения. 
 

    

Информация о работе Проблемы налогообложения и распределение налогового бремени в экономике