Понятие и процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель научных исследований по правовому регулированию банкротства субъектов хозяйствования - научные знания о банкротстве как явлении юридической действительности, о правовых отношениях, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, а также правовые нормы, эффективно регулирующие эти отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
1. ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА……………………………
1.1. Понятие экономической несостоятельности или банкротства……………
1.2. Процедуры банкротства……………………………………………………...
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА…………………………………...…
2.1. Регулирование экономической несостоятельности в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………..
2.2. Банкротство и законодательство в Республике Беларусь………………….
3. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА……………………...
3.1. Меры, принимаемые предприятием по предотвращению банкротства...
3.2. Меры, принимаемые государством по предотвращению банкротства…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 264.00 Кб (Скачать)
y">             

              Тезис «не делай долгов - не будешь банкротом» теоретически неоспорим. Но на практике фактически нет предприятий без долгов.

              Следует отметить, что в России дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). А к долждаку - гражданину - не менее 100 МРОТ. При этом должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

              В Беларуси, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» основаниями для подачи заявления кредетора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) являются в совокупности:

        наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

        применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

        наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, в размере 2500 базовых величин и более.

              Поэтому любая задолженность, попавшая в зону риска, должна постоянно находиться в поле зрения руководителя.

              Зачастую руководство предприятия, уделяя должное внимание налоговым платежам, упускает из виду сравнительно небольшие долги Фонду занятости и другие, забывая, что самое главное - уплата текущих платежей. Игнорирование их способно обернуться самыми негативными последствиями - ни недоимку не реструктуризировать, ни получить отсрочку.

              Необходимо активно контролировать состояние расчетов по дебиторской задолженности. Своевременно принимать различные меры к ее взысканию. Отслеживать, какие суммы дебиторской за-долженности уже безнадежны к взысканию. Кроме того, дебитор уже может находиться в состоянии банкротства.

              Необходимо внимательно следить за движением своих финансовых обязательств. Скупка долгов предприятия третьими лицами -верный признак того, что оно кому-то уже приглянулось, и тогда того и жда, что со дня на день поступит заявление в хозяйственный суд. С целью предупреждения подобной ситуации следует периодически осувществлять сверку взаиморасчетов со своими контрагентами.

              С кредиторами надо работать - и с большими, и с малыми. Следует иметь в виду, что на практике недобросовестным кредитором заявление о банкротстве предприятия может быть подано без надлежащего уведомления лолжника письмом. Бывали даже случаи когда в организацию по почте приходил пустой конверт вместо положенной копии заявления, а в суде предъявлялась квитанция, свидетельствующая о направлении уведомления.

              Кредиторов надо знать в лицо. Брать кредит у неизвестных лиц и организаций или товар в кредит с последующей его оплатой – возможный путь к банкротству. Может так статься, что должник готов заплатить долг, а расчетного счета кредитора, куда он должен перечислять денежные средства, не обнаружится. Фирма кредитора либо закрыла известные должнику счета, либо исчезла, а долги перешли к неизвестному лицу, который вправе предьявить свои претензии в хозяйственный суд.

              Особо внимательно следует относиться к оформлению доверенностей. Сотрудники, их оформляющие, не всегда знают финансово-правовые особенности процедуры банкротства, и подписанные ими документы кредитор вполне может использовать в суде для доказательства наличия долга.

              К долгам предприятий естественных монополий следует относиться с тем же вниманием, что и к долгам фискальной системы. Принцип: оплата текущих платежей + реструктуризация долга, эффективен и в этом случае.

              При наличии значительных долгов нельзя медлить с реорганизацией предприятия - реализацией части нмущества, сокращением арендуемых площадей и др. и рассчитывать на то, что это можно будет сделать позднее: в рамках защитного периода и моратория на финансовые обязательства. Кредиторы будут действовать уже по своим планам и исходя из своих интересов.

              Значительная часть процедур банкротства приводит участников к заключению мирового соглашения. Кстати, его никто не мешает заключать и без участия хозяйственного суда, не дожидаясь возбуждения процедуры банкротства.

              Более того, Указ №508 существенно расширил возможности до-судебного оздоровления предприятий. Согласно вышеназванному Указу руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организацни, местные исполнительные и распорядательные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

              В этих целях вышеуказанные лица могут в соответствии с за-конодательством:

1.      изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

2.      взыскивать дебиторскую задолженность;

3.      принимать меры по выделению юрндическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

4.      привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

5.      содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

6.      реорганизовывать юридические лица;

7.      принимать иные меры, не противоречащие законодательству;

8.      приниматьмеры по:

        погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

        изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;

        предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке.

              Кроме того, Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности.

              На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением республиканского органа государственного управления или местного исполнительного и распорядительного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника.

 

3.2. Меры, применяемые государством по предотвращению банкротства

 

              Роль государственного регулирования банкротства, реализуюется посредством проведения структурных преобразований, реализации инвестиционной и инновационной политики, разработкой соответствующих законодательных норм, формирования конкурентной среды, осушествления социальной защиты населения и т.д., что формирует общий социально-экономический климат в стране. От него в конечном счете зависит состояние национальной экономики и эффективное функционирование ее первичных звеньев. Государство по предотвращению банкротства может принимать следующие меры: сохранение производственных площадей и профиль выпускаемой продукцни в течение 3-5 лет; если же продажа осуществляется по частям, то предусмотреть сохранение предприятия как единого производственного комплекса; усиление финансовой поддержки местными властями путем реструктуризации задолженности в местный бюджет, выдачи поручительства, гарантий для получения льготного кредита; на собраниях кредиторов максимальное использование официальных путей для введения процедуры финансового оздоровления и последующего восстановления платежеспособности предприятия и др.

              В качестве организационных мер представляются также своевременными предложения о проведении в отрасли, экономике, в целом, регионах финансового мониторинга, организации службы кредитных историй, мероприятий по стимулированию страховых компаний, предусмат-рнвающих в своих программах страхование рисков несостоятельности и банкротства муниципальных предприятий.

              Как показывает проведенное исследование, в странах с развитой рыночной экономикой степень вмешательства государства в экономическую и управленческую деятельность промышленных предприятий намного меньше, чем в странах с переходной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер.

              На основе анализа зарубежного опыта можно сделать вывод, что на Западе акценты в системах банкротства сегодня смещаются в сторону применения реабилитационных процедур. В РБ наблюдается прямо противоположный «уклон»: вместо максимального использования процедур наблюдения, финансового оздоровления, как эффективных способов выхода предприятия из тяжелого финансового положения, в беларусской действительности происходит полное перепрофилирование производства, благодаря преимущественному применению конкурсного производства.

              Использование процедур банкротства как институционального механизма государственного регулирования хозяйственной деятельности в целом должно способствовать продвижению беларусской  экономики по пути рыночных реформ. Особое и главное внимание на этом пути необходимо выявлять «болевые точки», связанные с неправомерным применением этого института (искусственные банкротства, передел собственности и перепрофилирование производств). На реализацию этих задач должны быть направлены в первую очередь усилия государственных органов власти, которые могут пользоваться целым арсеналом способов и мер предупредительного и предотвращающего характера. В этом случае институт банкротства в нашей стране сможет стать не способом уничтожения промышленных предприятий, а реальным инструментом формирования эффективно функционирующих и конкурентоспособных производств.

              Как показывает проведенное исследование, главная функция государственного регулирования несостоятельности и банкротства промышленных предприятий и других субъектов хозяйствования реализуются посредством проведения структурных преобразований, реализации инвестиционной и инновационной политики, разработки соответствующих законодательных и нормативных норм формирования конкурентной среды, внедрения рыночных механизмов, и т. д., формируя тем самым общий социально-экономический климат в стране. От этого, в конечном счете, зависит состояние национальной экономики и эффективное функционирование ее реального сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

              Центральным понятием права несостоятельности или конкурсного права является понятие банкротства. Мы рассматриваем банкротство как объективно существующее явление юридической действительности, сущность которого заключается в таком отношении стоимости обязанности должника по уплате денежных средств, срок исполнения которой наступил, к стоимости его имущества, при котором первая превышает вторую. Неплатежеспособность и имущественная недостаточность, как легальные признаки банкротства, есть проявление этой сущности, «явление вещи сознанию».

              Правовые отношения, связанные с банкротством субъекта хозяйствования, представляют собой структуру сложной, развивающейся системы «субъект хозяйствования (должник) - кредитор». Сложность и динамичность этой системы предопределяют тройственную сущность данных правоотношений, а именно:

1.      в этих отношениях реализуются права и обязанности их субъектов, возникающие на основе норм законодательства о банкротстве;

2.      эти  отношения обеспечивают достижение целей производства по делу об экономической несостоятельности или по делу о банкротстве в любой момент производства по этим делам;

3.      эти отношения обеспечивают развитие конфликтного материального правоотношения «субъект хозяйствования (должник) – кредитор» по установленной законодательством о банкротстве модели и достижение его урегулированности.

              Сущность данных правоотношений есть результат взаимосвязи субъективных прав и обязанностей, возникающих на основе норм законодательства о банкротстве и составляющих их содержание. Такие отношения могут существовать только в правовой форме.

              Правовые отношения, связанные с банкротством субъекта хозяйствования, обладают специальным и общим объектом, что обусловлено сложностью развивающейся системы «субъект хозяйствования (должник) – кредитор». Специальным объектом этих правоотношений является идеальный результат реализации в них субъективных прав и обязанностей, возникших на основании данной правовой нормы о банкротстве, а общий объект определяется целью производства по делу о банкротстве.

Информация о работе Понятие и процедура банкротства