Понятие и процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель научных исследований по правовому регулированию банкротства субъектов хозяйствования - научные знания о банкротстве как явлении юридической действительности, о правовых отношениях, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, а также правовые нормы, эффективно регулирующие эти отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
1. ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА……………………………
1.1. Понятие экономической несостоятельности или банкротства……………
1.2. Процедуры банкротства……………………………………………………...
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА…………………………………...…
2.1. Регулирование экономической несостоятельности в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………..
2.2. Банкротство и законодательство в Республике Беларусь………………….
3. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА……………………...
3.1. Меры, принимаемые предприятием по предотвращению банкротства...
3.2. Меры, принимаемые государством по предотвращению банкротства…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

              Таким образом, в результате применения системного подхода правовые отношения, связанные с банкротством субъекта хозяйствования, представлены в виде структуры развивающейся системы «должник-кредитор» и определены следующие их существенные признаки:

1.      в этих отношениях реализуются права и обязанности их субъектов, возникающие на основе норм законодательства о банкротстве;

2.      эти отношения обеспечивают достижение целей производства по делу об экономической несостоятельности или по делу о банкротстве в любой момент производства по этим делам.

              Первый из указанных признаков есть сущность правовых отношений вообще (общеотраслевой признак). Второй признак отражает процессуальную суть правовых отношений, связанных с банкротством субъекта хозяйствования. Но последние имеют и материально-правовую сущность, так как в их основе лежит конфликтное материальное отношение «субъект хозяйствования (должник) – кредитор», которое в качестве элементарной подсистемы развивается вместе со всей системой ( с другими элементарными подсистемами: «суд – кредитор», «суд – должник», «доверенное лицо –должник» и т.д.). Материально-правовой сущностью этих отношений является то, что они обеспечивают развитие конфликтного материального правоотношения «субъект хозяйствования (должник) – кредитор» по модели, предусмотренной законодательством о банкротстве, и достижение его урегулированности.

              Содержание правовых отношений, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, составляют права и обязанности их субъектов, предоставленные им нормами законодательства о банкротстве. Особенностью этих отношений является то, что их правовая форма исключительна, то есть они могут существовать только в правовой форме.

              Процесс производства по делу об экономической несостоятельности и банкротстве есть процесс развития системы «должник-кредитор», то есть процесс последовательного самоотрицания такой системы в старом качестве и перехода ее на новый качественный уровень. Но развитие системы обусловливается развитием ее подсистем, достижением ими своих целей. А цель каждой подсистемы может быть достигнута только в случае реализации ее элементами своих целесообразных свойств. Поэтому активность элементов подсистемы должна быть направлена именно на это. Так как элементы подсистемы - это субъекты элементарного правоотношения, связанного с банкротством субъекта хозяйствования, а их целесообразные свойства есть не что иное, как их права и обязанности, реализуемые в данном правоотношении, цель подсистемы будет являться объектом этого элементарного правоотношения. Следовательно, объект элементарного правоотношения, связанного с банкротством субъекта хозяйствования, есть идеальный результат реализации его субъектами своих прав и обязанностей. Каждое элементарное правовое отношение, связанное с банкротством субъекта хозяйствования, имеет свой специальный объект, определяемый идеальным результатом реализации в нем прав и обязанностей его субъектов.

              Так как система «должник-кредитор» в целом тоже имеет свою цель, элементарные правоотношения, связанные с банкротством субъекта хозяйствования, помимо специального имеют и общий объект. Этот объект определяется по цели производства по делу об экономической несостоятельности или по делу о банкротстве.

              В связи с принятием нового Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающего положения о субсидиарной ответственности учредителей (участников), руководителей юридического лица в новый белорусский закон о банкротстве целесообразно включить нормы, регулирующие банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но вводить их в действие необходимо, как в России, только после внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.

              Специфическим субъектом правовых отношений, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, является комитет кредиторов, избираемый на общем собрании кредиторов. Так как комитет кредиторов представляет интересы кредиторов в производстве по делу о банкротстве, все кредиторы должны доверять членам комитета кредиторов и полагаться на их добросовестность. Если кредиторы не смогут достичь согласия по кандидатурам членов комитета кредиторов, которым они могли бы довериться, то он не должен создаваться, поэтому создание комитета кредиторов не должно предписываться в обязательном порядке. Но, с другой стороны, чем больше будет количество кредиторов, тем меньше вероятность создания комитета кредиторов, поэтому в определенной ситуации решать соответствующие вопросы придется на общем собрании кредиторов, что приведет к затягиванию процесса при достаточно большом количестве кредиторов. Поэтому предоставлять право решения вопроса о создании комитета кредиторов на усмотрение кредиторов можно только тогда, когда количество кредиторов не превышает определенное число. Мы предлагаем следующее решение вопроса об избрании комитета кредиторов. При количестве кредиторов менее пятидесяти - комитет кредиторов может избираться, при количестве кредиторов не менее пятидесяти - комитет кредиторов должен избираться. Если комитет кредиторов должен быть избран, а собрание кредиторов в соответствии со своим регламентом не смогло избрать его или не смогло избрать в количестве не менее трех человек, то комитет кредиторов или необходимое количество его членов должны быть назначены судом из числа кандидатов, предложенных любым из кредиторов или группой кредиторов и давших свое согласие быть членом комитета кредиторов. При этом преимущество должны иметь те кандидаты, которых предложили кредиторы, обладающие в совокупности большей суммой требований.

              Наличие или отсутствие права на подачу заявления о признании банкротом субъекта хозяйствования зависит от наличия или отсутствия у заявителя предпосылок такого права, а его реализация требует соблюдения определенных условий.

              Предпосылками права на подачу заявления о признании субъекта хозяйствования банкротом являются:

1.      юридическая возможность заявителя подавать заявления о признании субъекта хозяйствования банкротом;

2.      отсутствие в производстве суда дела о признании данного субъекта хозяйствования экономически несостоятельным или банкротом.

              Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30.05.1991 связывает право кредитора на подачу заявления о признании банкротом должника с истечением установленного судом срока для урегулирования взаимоотношений между кредиторами и субъектом хозяйствования. Истечение этого срока есть специальная предпосылка права кредитора на подачу заявления о признании субъекта хозяйствования банкротом.

              При реализации права на подачу заявления о признании субъекта хозяйствования банкротом заявителем должны быть соблюдены следующие условия:

1.      заявление должно быть подано в суд по месту нахождения должника;

2.      лицо, подающее заявление, должно иметь способность подавать его самостоятельно;

3.      лицо, подающее заявление, должно соблюсти требования, предъявляемые к такому заявлению и прилагаемым к нему документам.

              Белорусские законопроекты «О банкротстве (экономической несостоятельности)» и «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» устанавливают основания для подачи кредиторами заявления о признании банкротом должника. Наличие подобных оснований рассматривают как специальное условие реализации кредитором своего права на подачу заявления о признании банкротом должника.

              Отсутствие предпосылок права на подачу заявления о признании банкротства или несоблюдение условий его реализации влечет отказ хозяйственного суда в принятии этого заявления или его возвращение.

              Установив наличие предпосылок и соблюдение условий реализации права на подачу заявления о признании банкротства, суд принимает заявление и возбуждает производство по делу о банкротстве. Дальнейшие процессуальные действия до постановления судебного акта о банкротстве зависят от установленной законом схемы движения процесса.

              Наличие у неплатежеспособного должника нескольких кредиторов не должно быть условием открытия конкурсного производства, как это предусмотрено во Франции, Англии и США. Посредством конкурсного производства кредиторы могут получить удовлетворение своих материальных требований (полностью или частично) не только через ликвидацию имущества должника, но и через санацию банкрота, которая не применима в исковом производстве. Если посредством искового производства кредитор получит какую-то небольшую часть от должного, то посредством удачного применения к банкроту процедуры санации в процессе конкурсного производства он может получить значительно больше или даже все. Кроме того, в процессе ликвидационного производства имущество банкрота может быть увеличено путем его возврата в порядке обратного требования.

              Вынесение судом решения о признании субъекта хозяйствования банкротом есть юридический факт: данное процессуальное действие суда влечет предусмотренные нормами законодательства о банкротстве процессуадъно-правововые, материально-правововые и административно-правовые последствия. Материально-правовые последствия можно разделить на вещно-правовые и обязательственно-правовые. Они обеспечивают возможность урегулирования взаимоотношений продолжающего деятельность должника и его кредиторов, а также максимально возможное удовлетворение требований последних в случае невозможности или отсутствия оснований продолжения такой деятельности.

              Мировое соглашение - это соглашение между должником и кредиторами о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении его обязательств предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Республики Беларусь.

              Любое мировое соглашение всегда предполагает наличие определенного конфликта между его сторонами. Сущность такого конфликта при применении мирового соглашения в процессе производства по делам о банкротстве заключается в неисполнении должником своей обязанности по удовлетворению денежного требования кредитора из-за недостатка имущества.

              Процесс придания мировому соглашению юридической силы включает принятие решения кредиторами о заключении мирового соглашения и утверждение его судом. Мировое соглашение может быть заключено в любой момент производства по делу о банкротстве.

              Санация (лат. - лечение, оздоровление) - процедура банкротства, направленная на сохранение правосубъектности должника и удовлетворение требований кредиторов в установленные сроки, включающая предусмотренные законом о банкротстве меры по восстановлению платежеспособности должника.

              Процесс санации банкрота можно разделить на четыре стадии: подготовка плана санации управляющим; утверждение плана санации кредиторами; утверждение плана санации судом; реализация плана санации.

              Юридическая возможность применения санации есть важное средство выхода из кризисной ситуации потенциально жизнеспособных субъектов хозяйствования, в том числе основанных на государственной форме собственности, что особенно важно в период формирования цивилизованного рыночного механизма хозяйствования, когда государственная поддержка убыточных предприятий за счет значительных объемов бюджетного финансирования уже себя не оправдывает.

              Реальная защита имущественных прав и законных интересов кредиторов при ликвидации должника и недостаточности у него имущества наиболее полно обеспечивается именно в процессе производства по делу о банкротстве.

              Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь залогодержатель вправе получить удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами залогодателя за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Мы полагаем, что употребляемое в определении залога выражение «за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами» нужно толковать исходя из принципа социальной направленности государственного регулирования экономической деятельности, то есть установление в законодательных актах исключений из правил удовлетворения залоговых требований может иметь только социальную, а не фискальную цель. Поэтому погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды перед удовлетворением залоговых требований мы считаем недопустимым.

              Одним из возможных негативных последствий банкротства субъекта хозяйствования является невозможность исполнения им обязанностей по выплате выходных пособий и оплате труда с липами, работающими по трудовому договору, а также безработица. Мы полагаем, что для защиты интересов работников при банкротстве нанимателя более целесообразно использование института гарантий заработной платы, чем установление привилегий для требований работников. Во-первых, даже для удовлетворения привилегированного требования может быть недостаточно имущества у банкрота. Во-вторых, работнику проще обратиться к гаранту, чем участвовать в процедуре ликвидации банкрота. В-третьих, при использовании института гарантий заработной платы мы избежим проблемы преимущественного удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Кроме того, нет необходимости учреждать какую-либо специальную организацию для исполнения функций института гарантий заработной платы: они могут быть возложены на Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь, действующий на принципах государственного социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Меры по предотвращению банкротства

 

3.1. Меры, принимаемые предприятием по предотвращению банкротства

Информация о работе Понятие и процедура банкротства