Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель научных исследований по правовому регулированию банкротства субъектов хозяйствования - научные знания о банкротстве как явлении юридической действительности, о правовых отношениях, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, а также правовые нормы, эффективно регулирующие эти отношения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
1. ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА……………………………
1.1. Понятие экономической несостоятельности или банкротства……………
1.2. Процедуры банкротства……………………………………………………...
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА…………………………………...…
2.1. Регулирование экономической несостоятельности в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………..
2.2. Банкротство и законодательство в Республике Беларусь………………….
3. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА……………………...
3.1. Меры, принимаемые предприятием по предотвращению банкротства...
3.2. Меры, принимаемые государством по предотвращению банкротства…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
43
Содержание
1. Понятие и процедуры банкротства……………………………
1.1. Понятие экономической несостоятельности или банкротства……………
1.2. Процедуры банкротства…………………………………………………
2.1. Регулирование экономической несостоятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………
2.2. Банкротство и законодательство в Республике Беларусь………………….
3. Меры по предотвращению банкротства……………………...
3.1. Меры, принимаемые предприятием по предотвращению банкротства...
3.2. Меры, принимаемые государством по предотвращению банкротства…
Заключение……………………………………………………
Введение
Практически во всех странах мира с развитой экономикой одним из элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является институт банкротства
Правовое регулирование порядка признания субъекта хозяйственной деятельности экономически несостоятельным (банкротом) в Республике Беларусь осуществляется Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Закон о банкротстве устанавливает основание признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, проведения конкурсного производства, внешнего управления и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредитора. Этот Закон является комплексным актом, содержащим как нормы материального, так и процессуального права.
Принятый Закон о банкротстве распространяет процедуры банкротства на все коммерческие юридические лица (кроме казенных предприятий), на некоммерческие юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, а также на индивидуальных предпринимателей.
Цель научных исследований по правовому регулированию банкротства субъектов хозяйствования - научные знания о банкротстве как явлении юридической действительности, о правовых отношениях, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, а также правовые нормы, эффективно регулирующие эти отношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. уяснить сущность банкротства как явления юридической действительности и установить ее связь с легальными признаками банкротства;
2. уяснить сущность правовых отношений, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, а также определить их содержание, форму, объект и субъектный состав;
3. изучить правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с банкротством субъекта хозяйствования, определить проблемы их применения или реализации и предложить решения.
Объектом научных исследований по данной теме является правовой аспект банкротства субъекта хозяйствования. Предмет нашей познавательной активности есть существующие знания о банкротстве как явлении и об отношениях, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, а также правовые нормы, их регулирующие.
Курсовая имеет следующую структуру: титульный лист; содержание; введение; основная часть, состоящая из трех глав; заключение; список использованных источников.
1. Понятие и процедуры банкротства
1.1. Понятие экономической несостоятельности или банкротства
Прежде чем выяснить понятие банкротства, необходимо отметить, что наряду с термином «банкротство», в законодательстве применяется также термин «несостоятельность».
В ГК банкротство и несостоятельность рассматриваются как тождественные понятия. В Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 30 мая 1991 года данные понятия также используются как синонимы. Под несостоятельностью понимается признанная хозяйственным судом или объявленная должником неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кроме того, данная неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер.
Следует также отметить, что законодательство о бухгалтерском учете под неплатежеспособностью субъекта хозяйствования понимает неудовлетворительную структуру его баланса. В настоящее время действуют Правила по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденные 27.04.2000 года, целью которых является своевременное выявление неудовлетворительной структуры баланса и неплатежеспособности предприятий на основании таких коэффициентов, как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Таким образом, легальными признаками банкротства являются:
1. неплатежеспособность, конкретизированная либо путем применения оценочных категорий, либо с помощью раскрытия ее содержания;
2. превышение обязательств должника по уплате денежных средств, срок исполнения которых наступил, над стоимостью имущества должника.
Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
При рассмотрении дела о банкротстве Закон предусматривает следующие процедуры:
защитный период;
конкурсное производство;
санация;
ликвидационное производство.
Кроме того, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.
К несудебной процедуре можно отнести добровольное объявление юридического лица о своем банкротстве. Помимо этого, Закон предусматривает и упрощенные процедуры банкротства.
Следует иметь в виду, что из вышеперечисленных процедур к индивидуальному предпринимателю могут быть применены конкурсное производство и мировое соглашение, иные процедуры - по специальным правилам и с соблюдением условий, предусмотренных законом о банкротстве.
Правом на подачу заявления о банкротстве обладают должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы. К числу кредиторов по отношениям, вытекающим из трудовых отношений, отнесены представители работников должника.
Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер, для подачи заявления кредитора - наличие у него достоверных данных о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер. Основанием является также применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение одного месяца за неимением имущества, неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности.
Помимо права на подачу заявления о банкротстве для должника установлена и обязанность подать такое заявление в случаях, когда:
1) удовлетворение требования одного кредитора или нескольких приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами или к прекращению деятельности должника;
2) органом должника юридического лица, уполномоченным в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации, принято решение об обращении в суд с заявлением о банкротстве;
3) органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принимается аналогичное решение;
4) обнаруживается, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, - недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Требования, предъявляемые к заявлению должника, предусмотрены ст. 23,24 Закона, а к заявлению кредитора - ст. 25, 26, 27.
Заявление о банкротстве подается, и дело о банкротстве рассматривается в хозяйственном суде по месту нахождения должника.
После подачи заявления хозяйственный суд решает вопрос о возбуждении дела. При этом вводится предварительный период, в течение которого выясняется действительное наличие оснований для возбуждения дела.
1.2. Процедуры банкротства.
Защитный период представляет собой одну из процедур банкротства, вводимую хозяйственным судом с момента вынесения определения о принятии заявления о банкротстве. С моментом вынесения данного определения связаны весьма существенные правовые последствия, в частности:
по ходатайству руководителя должника или иных лиц приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением взысканий в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;
запрещается удовлетворение требований участника должника юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников;
имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Защитный период вводится независимо от того, по чьей инициативе возбуждено производство по делу о банкротстве, и его продолжительность не может превышать трех месяцев.
Основными задачами данной процедуры являются обеспечение сохранности имущества должника и анализ его финансового состояния. Эти задачи обязан решить временный управляющий. Он действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления. Они осуществляют свои по полномочия, но с некоторыми ограничениями. Первая группа ограничений касается заключения сделок и исполнения денежных обязательств только с письменного согласия временного управляющего. Вторая группа ограничений относится к определению вопросов, решения по которым органы управления не вправе принимать. Их перечень содержится в ч. 3 ст. 39 Закона.
При осуществлении своей деятельности временный управляющий пользуется правами, предусмотренными ст. 35 Закона, и несет обязанности, установленные ст. 36. Собрав необходимую информацию, временный управляющий готовит для суда соответствующее заключение, на основании которого хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство или отказывает в его возбуждении.
После окончания защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего. Если в результате данного рассмотрения становится очевидным, что:
неплатежеспособность должника, выражающаяся в превышении стоимости его платежных обязательств над стоимостью его имущества, имеет устойчивый характер;
существуют обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок по причине своей неплатежности, которая приобретает устойчивый характер, - то хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства.
Основной целью данной стадии рассмотрения дела о банкротстве является подготовка дела непосредственно к судебному разбирательству. Определением о возбуждении конкурсного производства хозяйственный суд освобождает от обязанностей временного управляющего и назначает управляющего или прекращает производство по делу. Также в определении суда может быть назначено место и время проведения первого общего собрания кредиторов.
Следует отметить, что на данном этапе реализуется принцип гласности и публичности путем передачи в течение пяти дней определения суда для опубликования в прессе.
С началом конкурсного производства управление должником полностью передается назначенному хозяйственным судом управляющему, который осуществляет все необходимые функции, но оперативному управлению предприятием. Но главное, что необходимо сделать управляющему в период конкурсного производства, - на основании предъявляемых претензий к должнику составить реестр требований кредиторов.
В Законе подробно прописаны права и обязанности управляющего, его статус, а также полномочия и регламент собрания и комитета кредиторов. Собрание кредиторов и комитет кредиторов выполняют все функции от имени кредиторов, в том числе и контрольные. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
1) защита требований кредиторов;
2) принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника - юридического лица или плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя;