Понятие асимметричной информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:59, доклад

Краткое описание

Существует множество разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.понятие асимметричной информации 5
глава 2. Эффекты асимметричной информации 13
глава 3. Преодоление информационной асимметрии 18
глава 4. Асимметричная информация как причины государственного микроэкономического регулирования. Особенности асимметричности информации в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Асимметричность информации.docx

— 322.19 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

глава 1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.понятие асимметричной информации 5

глава 2. Эффекты асимметричной информации 13

глава 3. Преодоление информационной асимметрии 18

глава 4. Асимметричная информация как причины государственного микроэкономического регулирования. Особенности асимметричности информации в Республике Беларусь 26

Заключение 31

Список использованной литературы 33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существует множество  разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.

На протяжении более двух столетий допущение о полноте  и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к эффективным результатам. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской экономической теории, полагающей, что потребители осведомлены о своих предпочтениях, продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены, конкурентные рынки ведут к эффективным результатам. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето - эффективному общему равновесию.

В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки  о полноте информации, которой  располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это  обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.

В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Не будет преувеличением сказать, что все рынки характеризуются  той или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта  степень мала, в других – наоборот, значительна. Условия, в которых  принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом являются недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема – это неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие асимметричной информации, выяснить каким образом выбор экономических субъектов в условиях информационной асимметрии влияет на благосостояние экономических субъектов и общественное благосостояние, определить пути преодоления асимметрии информации.

Объект исследования: рынки с асимметричной информацией.

Предмет исследования: процесс функционирования рынков с асимметричной информацией на современном этапе.

Методы исследования: сравнительный анализ, экономико-математические оценки.

При написании работы использовалась литература как отечественных авторов: В.А Воробьёва, А.В Бондаря, С.А Константинова, И.В.Новиковой, так и зарубежных: О.Н. Антипиной, Р.Н. Нуреева, Р. Пиндайка, Е.В. Савицкой.

 

ГЛАВА 1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК 
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Неполнота информации –  широко распространённый признак экономической  жизни, существенно влияющий на условия  и особенности функционировании рынка. Наибольшее воздействие на поведение  экономических субъектов и функционирование рынков оказывает асимметричная информация. Именно полная информированность участников рыночного процесса обеспечивает рациональный выбор каждого экономического субъекта и способствует оптимальному распределению ресурсов. Однако реальность далека от идеальных условий. В силу того, что получение информации всегда сопряжено с альтернативными издержками, информация из-за недолговечности не всегда надежна и не всякий экономический субъект обладает достаточными знаниями и навыками, позволяющими ему адекватно использовать необходимую информацию. Асимметричность информации практически всегда  существует и создает для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления не информированностью других. Она дает возможность  уяснить, почему, например,  те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих. [2, с.322-323]

Таким образом, асимметричность  информации — это такая ситуация, когда некоторые экономические субъекты обладают большей долей рыночной информации, чем остальные.

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда  одна из сторон рыночной сделки располагает  более полной информацией, чем другая. Скрытые действия имеют место  в том случае, когда располагающий  более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать  действия, которые не могут наблюдаться  менее информированным участником. Для понимания сути поставленной проблемы следует учесть два обстоятельства:

  • Первое из них состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Существуют блага, качество которых может быть выявлено в момент покупки. Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких благ могут послужить лекарственные препараты и косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками;
  • Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене? Причем для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный, может предпринимать действия (умышленные и неумышленные), которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая;

Формы, в которых проявляется  влияние асимметрии информации на рынок, многообразны. В ряде случаев асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Получение информации связано для покупателя с дополнительными затратами. Когда покупатели не осведомлены о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгод от её получения, этим может воспользоваться продавец, устанавливая цену на продукт выше равновесной. Даже на рынке совершенной конкуренции возникает ситуации, когда продавец может продавать по ценам, превышающим предельные издержки производства. Типичный пример – более высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причиной тому – не только асимметрия информации. Но она играет не последнюю роль, так как часто достаточно зайти за угол, чтобы купить то же товар по существенно более низкой цене. Но человек, не владеющий достоверной информацией об уровне цен, не будет этого делать, так как не знает, какую выгоду он при этом получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о покупке, исходя из соизмерения дополнительных затрат и выгод. Отчасти это может служить объяснением того факта, что одни и те же товары продаются по разным ценам. Вывод состоит в том, что асимметрия информации является фактором, снижающим эффективность ценовой конкуренции.

Асимметрия информации служит источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт не путем реального изменения параметров продукта, а путем их имитации. Один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках по разным ценам под разными названиями – в данном случае мы будем иметь типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации. От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто выступают причиной не до получения прибыли, причем даже для фирм, которые располагают значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик - монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Однако категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и выступает причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне дает высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, то это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда. [2, с.322-323]

Продавцы и покупатели могут располагать разным объемом  информации о качестве продаваемых  единиц товара, т.е. информация о качестве блага может быть распределена асимметрично. Для ряда рынков такая ситуация является типичной и неустранимой. Прежде всего она распространяется на рынке подержанных вещей.

Основы теории рынков с  асимметричной информацией были изложены Дж. Акерлофом, который взял за пример рынок подержанных автомобилей. Для рассмотрения особенности формирования спроса и предложения, а также установление на рынке с асимметричной информацией допускаются следующие предпосылки:

  • существенно-четкие градации качества товара (высокое и низкое);
  • полной информацией  о качестве продаваемых единиц обладает только продавец, покупатель оценивает качество товара с некоторой долей вероятности;
  • структура предложения товара изначально фиксирована. Например, на рынке продаются 50% автомобилей хорошего качества и 50% плохого качества

Итак, исходной является ситуация, когда на рынке подержанных автомобилей  в равном количестве продаются два вида машин – высокого качества («сливы») и низкого («лимоны»). При этом покупатель имеет информацию о визуальных характеристиках.

Спрос на рынке  товара с  асимметричной информацией и  его качестве формируется под влиянием потребительских предпочтений. Исходя из того, что высококачественный автомобиль способен принести своему владельцу  большую полезность, чем низкокачественный, потенциальные покупатели будут готовы заплатить за «сливу» больше, чем за «лимон». Следовательно, кривая спроса на высококачественный автомобиль () будет лежать выше кривой спроса на низкокачественные автомобили ().Но проблема в том, что покупатель не может отличить «сливу» от «лимона». Поэтому исходя из предпосылки о равных долях, приходящихся на  автомобили каждой градации качества, типичный покупатель будет с равной долей вероятности ожидать что ему достанется либо «слива», либо «лимон». Если резервная цена  спроса на «сливы» равна , а резервная цена спроса на  «лимоны» равна , то резервная цена рыночного спроса на подержанные автомобили, согласно предпосылке о равных долях «слив» и «лимонов» на рынке, может быть рассчитана:

 

(1.1)


Тогда и цена рыночного  спроса на автомобиль будет равна средней арифметической из цен спроса на автомобили высокого и низкого качества. Соответственно, кривая рыночного спроса для случая, когда на рынке продаются количества автомобилей  высокого и низкого качества (), будет лежать строго между кривыми и ( рис. 1.1).

Рисунок 1.1- Формирование спроса на товар неизвестного качества

 

Такая ситуация может не устроить часть продавцов «слив» и они откажутся продавать  их, но обладателей «лимонов» она, наоборот, подтолкнет к продаже автомобилей. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится до 25%, а плохих – возрастет до 75%. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится. Цена спроса теперь будет равна средней из прежней цены спроса  () и цены «лимонов» ():

= 0.25+0.75

(1.2)


Новая кривая рыночного спроса будет лежать строго между кривыми и Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев «слив» отказаться от продажи. Рыночная доля хороших автомобилей вновь снизится, упадет цена проса. Хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка. В этом случае кривая рыночного спроса совпадет с кривой спроса на «лимоны»:

Информация о работе Понятие асимметричной информации