Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 23:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность, структуру и функции процесса организации материально-технического обеспечения как предприятия в целом, так и его подразделений (цехов и участков).
Ранее планирование материально-технических ресурсов на промышленных предприятиях Беларуси осуществлялось централизованно.
Введение………………………………………………………………………...4
1. Организация работы по обеспечению цехов материально-
техническими ресурсами……………..………………………...…………....6
1.1. Задачи и содержание плана материально-технического
обеспечения производства……………………………………………...6
1.2. Разработка плана закупок материальных ресурсов…………………...9
1.3. Определение потребности производственных цехов
в материальных ресурсах……………………………………………...10
1.4. Методы определения потребности в материальных ресурсах……...12
1.5. Управление производственными запасами…………………………..18
2. Планирование снабжения цехов и установление лимита
отпуска материалов……………………………………………………...…20
2.1. Организация снабжения цехов материальными ресурсами………...20
3. Подготовка материалов к производственному потреблению
и их доставка в цехи………………………………………………………..22
3.1. Документальное оформление выдачи материалов…………………..22
3.2. Организация поставок МТР на предприятие………………………...25
Заключение…………………………………………………………………….29
Литература……………………………………………………………………..31
Приложения……………………………………………………………………32
• снижения веса выпускаемых изделий без ухудшения их качественных характеристик (помимо экономии сырья и материалов это влечет за собой снижение трудоемкости их изготовления, увеличение пропускной способности оборудования, уменьшение объема перевозок, расхода топлива, энергии и т. п.);
• уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных техпроцессов (рационального раскроя материалов, комплексного использования сырья, применения нестандартных профилей и т. п.);
• замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми, многократного использования масел, тары, резины, стекла и т. п.;
В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.
План материально-технического обеспечения предприятия составляется в натуральном и стоимостном выражении сроком на год и с разбивкой этого срока по кварталам. Разработка осуществляется в два этапа.
На первом этапе в середине года (июнь - июль), предшествующего плановому году, предприятия-потребители в письменном виде информируют поставщиков о своих потребностях в их продукции, сопровождая информацию предложением о заключении договоров. Отправка такого документа необходима для ориентации производителей, поскольку потребность предприятия в i-м сырье, материалах и т. д. есть составная часть производственной программы предприятия-поставщика.
На втором этапе в конце года, предшествующего плановому году, предприятия-поставщики представляют предприятиям-потребителям проекты договоров на поставку продукции с указанием объемов поставки и расчетных цен (которые затем могут уточняться в течение года). Заключение договоров осуществляется в общепринятом порядке.
План
материально-технического обеспечения
состоит из расчетов потребности в
материально-технических ресурсах и балансов
материально-технического обеспечения.
В общую потребность включаются ресурсы,
необходимые для выполнения производственной
программы и других производственных
и хозяйственных потребностей, а также
разница переходящих запасов ресурсов
на начало и конец планового года.
1.2.
Разработка плана закупок
материальных ресурсов
Разработка плана закупок – составная часть планирования МТО производства. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов, чтобы производство получало их по мере необходимости.
Рационально закупить материальные ресурсы — значит приобрести их в нужном качестве, количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.
План закупок материальных ресурсов разрабатывается после изучения рынка сырья и материалов в такой последовательности. Вначале рассчитывается потребность в каждом виде сырья, материалов, топлива и т.д. После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Известны следующие виды закупок:
- напрямую у изготовителя;
- оптовые через посредника или биржу;
- мелкими партиями в магазинах розничной торговли.
Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.
Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства. В странах с развитой рыночной экономикой фирма – посредник может поставлять товар быстрее, чем производитель.
Весьма распространенными являются закупки через биржи и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Таким образом, закупается большая часть сельскохозяйственного сырья предприятиями пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.
Для каждого материала выбирается вид закупки. Определив и или установив конкретные сроки закупок, следует рассчитать объем закупок по каждому материалу.
При расчете объема закупок учитываются остатки материалов на складе, а также заказанные поставщику, но не поступившие материалы. Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия (Приложение А).
В процессе планирования материально-технического обеспечения в целях сокращения затрат осуществляется стоимостной анализ.
Для
проведения стоимостного анализа в
отделе снабжения
предприятия должен быть один или несколько
специалистов по стоимостному анализу
и изучению рынка сырья и материалов. Основной
задачей этих специалистов является снижение
затрат на материальные ресурсы, повышение
их качества благодаря смене поставщиков,
замены материалов альтернативными, концентрации
объема закупок. Проведение стоимостного
анализа предполагает сотрудничество отдела снабжения с другими отделами предприятия.
1.3.
Определение потребности
производственных цехов
в материальных ресурсах
Потребность
предприятия в сырье и
Потребность является исходным и главенствующим понятием рынка. Она представляет собой особую движущую силу, выражающую объективный характер бытия человека и обуславливающую необходимость потребления определенных благ. Под потребностью понимается желание или необходимость обладать (пользоваться) данным товаром (услугой), нужным для самого воспроизводства жизни (в производственной сфере – обеспечения производственного цикла) и поддержания определенного уровня жизни. По тому, в какой степени насыщаются потребности общества в целом, отдельных групп потребителей и каждого человека, можно судить об уровне развития экономики, о ее соответствии природе и запросам людей ее структуре и приоритетных направлениях развития.
Потребность в товаре – это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения.
Коммерсант должен знать, что целью определения потребности в товарах является предоставление покупателям необходимых товаров в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. А это, в свою очередь, позволит торговой фирме успешно функционировать на потребительском рынке, реализовывать товары и получать прибыль через
удовлетворение покупательского спроса.
Информация о потребности в материальных ресурсах отдельных подразделений предприятием является важным фактором, влияющим на результаты его деятельности. От качества произведенных оценок возможной потребности в материальных ресурсах зависит надежность функционирования всего предприятия, возможность своевременного удовлетворения предъявляемого спроса на произведенную продукцию, а также величина текущего и страхового запасов и, следовательно, величина капитала, связанного в запасах.
Потребность в материальных ресурсах определяется как в натуральных единицах (для обеспечения производственной деятельности, регулирования работы транспортно-складской подсистемы), так и в денежных единицах (для планирования и оценки финансовых показателей деятельности предприятия).
Алгоритм определения потребности в материальных ресурсах для функционирования промышленного предприятия представлен в Приложении Б.
Процесс формирования потребности в материальных ресурсах состоит из трех этапов.
Этап 1. Формирование исходной информации для определения потребности в материальных ресурсах.
На данном этапе формируется необходимая информация для определения потребности в материальных ресурсах в зависимости от выбранных методологических подходов и методов расчета. Анализируется потребление материальных ресурсов в прошлые периоды по номенклатуре и количеству, выявляются остатки ресурсов на складах предприятия, анализируется «портфель заказов», корректируются нормы расхода сырья и материалов, нормы запасов, номенклатура-ценник материалов.
Этап 2. Определение сводной потребности в материальных ресурсах.
Методологической
основой при определении
Этап 3. Выбор методов определения потребности в материальных ресурсах.
При
определении потребности в
Выбор
того или иного метода к определению
потребности в материальных ресурсах,
а также методов ее расчета зависит от
особенностей потребления конкретных
видов материалов и наличия необходимых
исходных данных для проведения расчетов.
1.4.
Методы определения
потребности в материальных
ресурсах
Обеспечение цехов материальными ресурсами — это заключительная часть материально-технического снабжения производства. Основные задачи материально-технического обеспечения производственных цехов:
- полное, своевременное и комплектное удовлетворение потребности в материалах каждого цеха, участка и рабочего места;
-
обеспечение производства
-
осуществление регулярного
Для выполнения указанных задач прежде всего необходимо правильно определить потребность каждого цеха в материальных ресурсах.
Применяемые на предприятиях материалы подразделяются на основные и вспомогательные. К основным материалам относятся такие, из которых изготавливают изделие или же которые являются составной частью изделия, входят в его вес. Затраты на основные материалы относятся к прямым затратам на производство и отражаются в соответствующей статье калькуляции прямым счетом. Вспомогательные материалы применяются для осуществления технологических процессов, для содержания оборудования, для хозяйственных и бытовых нужд (масла, смазочные, обтирочные материалы и т. д.). Затраты на вспомогательные материалы отражаются в соответствующих статьях комплексных смет затрат и через них списываются на себестоимость продукции.
При
определении потребности в
1. метод прямого счета;
2. метод расчета потребности по аналогии;
3. метод типовых представителей;
4. метод динамических коэффициентов;
5. балансовый метод;
6. метод использования оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке
7. потребность в материальных ресурсах на изготовление инструмента;
8. потребность в топливе и энергии.
Выбор
того или иного метода зависит от
экономической ситуации, условий, в которых
работает торговое предприятие, целей
прогноза, а также от особенностей потребления
конкретных видов ресурсов и наличие необходимых
исходных данных для проведения расчетов.
Информация о работе Подготовка материалов к производственному потреблению и их доставка в цехи