Подготовка материалов к производственному потреблению и их доставка в цехи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность, структуру и функции процесса организации материально-технического обеспечения как предприятия в целом, так и его подразделений (цехов и участков).

Ранее планирование материально-технических ресурсов на промышленных предприятиях Беларуси осуществлялось централизованно.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...4

1. Организация работы по обеспечению цехов материально-

техническими ресурсами……………..………………………...…………....6

1.1. Задачи и содержание плана материально-технического

обеспечения производства……………………………………………...6

1.2. Разработка плана закупок материальных ресурсов…………………...9

1.3. Определение потребности производственных цехов

в материальных ресурсах……………………………………………...10

1.4. Методы определения потребности в материальных ресурсах……...12

1.5. Управление производственными запасами…………………………..18

2. Планирование снабжения цехов и установление лимита

отпуска материалов……………………………………………………...…20

2.1. Организация снабжения цехов материальными ресурсами………...20

3. Подготовка материалов к производственному потреблению

и их доставка в цехи………………………………………………………..22

3.1. Документальное оформление выдачи материалов…………………..22

3.2. Организация поставок МТР на предприятие………………………...25

Заключение…………………………………………………………………….29

Литература……………………………………………………………………..31

Приложения……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КД.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

     • снижения веса выпускаемых изделий без ухудшения их качественных характеристик (помимо экономии сырья и материалов это влечет за собой снижение трудоемкости их изготовления, увеличение пропускной способности оборудования, уменьшение объема перевозок, расхода топлива, энергии и т. п.);

     • уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных техпроцессов (рационального раскроя материалов, комплексного использования сырья, применения нестандартных профилей и т. п.);

     •  замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми, многократного использования масел, тары, резины, стекла и т. п.;

       В условиях рынка у предприятий  возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

       План  материально-технического обеспечения предприятия составляется в натуральном и стоимостном выражении сроком на год и с разбивкой этого срока по кварталам. Разработка осуществляется в два этапа.

       На  первом этапе в середине года (июнь - июль), предшествующего плановому году, предприятия-потребители в письменном виде информируют поставщиков о своих потребностях в их продукции, сопровождая информацию предложением о заключении договоров. Отправка такого документа необходима для ориентации производителей, поскольку потребность предприятия в i-м сырье, материалах и т. д. есть составная часть производственной программы предприятия-поставщика.

       На  втором этапе в конце года, предшествующего  плановому году, предприятия-поставщики представляют предприятиям-потребителям проекты договоров на поставку продукции с указанием объемов поставки и расчетных цен (которые затем могут уточняться в течение года). Заключение договоров осуществляется в общепринятом порядке.

       План  материально-технического обеспечения  состоит из расчетов потребности в материально-технических ресурсах и балансов материально-технического обеспечения. В общую потребность включаются ресурсы, необходимые для выполнения производственной программы и других производственных и хозяйственных потребностей, а также разница переходящих запасов ресурсов на начало и конец планового года. 
 
 
 

     1.2. Разработка плана закупок материальных ресурсов 

       Разработка  плана закупок – составная часть планирования МТО производства. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов, чтобы производство получало их по мере необходимости.

       Рационально закупить материальные ресурсы —  значит приобрести их в нужном качестве, количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.

        План закупок материальных ресурсов разрабатывается после изучения рынка сырья и материалов в  такой последовательности. Вначале рассчитывается потребность в каждом виде сырья, материалов, топлива и т.д. После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Известны следующие виды закупок:

- напрямую у изготовителя;

- оптовые через посредника или биржу;

- мелкими партиями в магазинах розничной торговли.

       Прямые  закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.

       Через оптовую фирму закупаются материалы  и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства. В странах с развитой рыночной экономикой фирма – посредник может поставлять товар быстрее, чем производитель.

       Весьма  распространенными являются закупки  через биржи и аукционы. Через  них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Таким образом, закупается большая часть сельскохозяйственного сырья предприятиями пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

       Для каждого материала выбирается вид  закупки. Определив и или установив  конкретные сроки закупок, следует  рассчитать объем закупок по каждому материалу.

       При расчете объема закупок учитываются  остатки материалов на складе, а  также заказанные поставщику, но не поступившие материалы. Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия (Приложение А).

       В процессе планирования материально-технического обеспечения в целях сокращения затрат осуществляется стоимостной анализ.

       Для проведения стоимостного анализа в  отделе снабжения 
предприятия должен быть один или несколько специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и материалов. Основной задачей этих специалистов является снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества благодаря смене поставщиков, замены материалов альтернативными, концентрации объема  закупок. Проведение  стоимостного

анализа предполагает сотрудничество отдела снабжения с другими отделами предприятия.

     1.3. Определение потребности производственных цехов в материальных ресурсах 

       Потребность предприятия в сырье и материалах должна быть обоснована. Каждый вид потребления (основное производство, внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ, ремонтно-эксплуатационные нужды, изготовление технологической оснастки и инструмента, прирост незавершенного производства, создание необходимых материальных запасов) имеет соответствующую специфику расчетов.

       Потребность является исходным и главенствующим понятием рынка. Она представляет собой  особую движущую силу, выражающую объективный характер бытия человека и обуславливающую необходимость потребления определенных благ. Под потребностью понимается желание или необходимость обладать (пользоваться) данным товаром (услугой), нужным для самого воспроизводства жизни (в производственной сфере – обеспечения производственного цикла) и поддержания определенного уровня жизни. По тому, в какой степени насыщаются потребности общества в целом, отдельных групп потребителей и каждого человека, можно судить об уровне развития экономики, о ее соответствии природе и запросам людей ее структуре и приоритетных направлениях развития.

       Потребность в товаре – это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения.

       Коммерсант  должен знать, что целью определения  потребности в товарах является предоставление покупателям необходимых товаров в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. А это, в свою очередь, позволит торговой фирме успешно функционировать на потребительском рынке, реализовывать товары и  получать прибыль через

удовлетворение  покупательского спроса.

       Информация  о потребности в материальных ресурсах отдельных подразделений предприятием является важным фактором, влияющим на результаты его деятельности. От качества произведенных оценок возможной потребности в материальных ресурсах зависит надежность функционирования всего предприятия, возможность своевременного удовлетворения предъявляемого спроса на произведенную продукцию, а также величина текущего и страхового запасов и, следовательно, величина капитала, связанного в запасах.

       Потребность в материальных ресурсах определяется как в натуральных единицах (для обеспечения производственной деятельности, регулирования работы транспортно-складской подсистемы), так и в денежных единицах (для планирования и оценки финансовых показателей деятельности предприятия).

       Алгоритм  определения потребности в материальных ресурсах для функционирования промышленного предприятия представлен в Приложении Б.

       Процесс формирования потребности в материальных ресурсах состоит из трех этапов.

       Этап 1. Формирование исходной информации для определения потребности в материальных ресурсах.

       На  данном этапе формируется необходимая информация для определения потребности в материальных ресурсах в зависимости от выбранных методологических подходов и методов расчета. Анализируется потребление материальных ресурсов в прошлые периоды по номенклатуре и количеству, выявляются остатки ресурсов на складах предприятия, анализируется «портфель заказов», корректируются нормы расхода сырья и материалов, нормы запасов, номенклатура-ценник материалов.

       Этап 2. Определение сводной потребности в материальных ресурсах.

       Методологической  основой при определении сводной  потребности в материальных ресурсах должен служить системный подход, предусматривающий расчеты потребностей во всех звеньях логистической цепи, начиная от рынка закупок и заканчивая потреблением продукции и услуг. С этих позиций система показателей для определения сводной потребности предприятия в материальных ресурсах представлена в Приложении 3.

       Этап 3. Выбор методов определения потребности в материальных ресурсах.

       При определении потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать различные способы ее расчета.

       Выбор того или иного метода к определению потребности в материальных ресурсах, а также методов ее расчета зависит от особенностей потребления конкретных видов материалов и наличия необходимых исходных данных для проведения расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Методы определения потребности в материальных ресурсах 

       Обеспечение цехов материальными ресурсами — это заключительная часть материально-технического снабжения производства. Основные задачи материально-технического обеспечения производственных цехов:

       - полное, своевременное и комплектное  удовлетворение потребности в материалах каждого цеха, участка и рабочего места;

       - обеспечение производства материалами  в наиболее подготовленном к производственному потреблению виде;

       - осуществление регулярного контроля  за отпуском и расходом материалов в производстве.

       Для выполнения указанных задач прежде всего необходимо правильно определить потребность каждого цеха в материальных ресурсах.

       Применяемые на предприятиях материалы подразделяются на основные и вспомогательные. К основным материалам относятся такие, из которых изготавливают изделие или же которые являются составной частью изделия, входят в его вес. Затраты на основные материалы относятся к прямым затратам на производство и отражаются в соответствующей статье калькуляции прямым счетом. Вспомогательные материалы применяются для осуществления технологических процессов, для содержания оборудования, для хозяйственных и бытовых нужд (масла, смазочные, обтирочные материалы и т. д.). Затраты на вспомогательные материалы отражаются в соответствующих статьях комплексных смет затрат и через них списываются на себестоимость продукции.

       При определении потребности в товарах  коммерсант должен ориентироваться  на используемые в практике методы:

    1.    метод прямого счета;

    2.    метод расчета потребности по аналогии;

    3.     метод типовых представителей;

    4.    метод динамических коэффициентов;

    5.    балансовый метод;

    6. метод использования оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке

    7.   потребность в материальных ресурсах на изготовление инструмента;

    8.   потребность в топливе и энергии.

       Выбор того или иного метода зависит от экономической ситуации, условий, в которых работает торговое предприятие, целей прогноза, а также от особенностей потребления конкретных видов ресурсов и наличие необходимых исходных данных для проведения расчетов. 

  1. Метод прямого счета

Информация о работе Подготовка материалов к производственному потреблению и их доставка в цехи