Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 06:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение потребности в сырье на предприятии общественного питания в ресторане «Агава»
Задачи работы – рассчитать оборот предприятия общественного питания в ресторане «Агава», составить продуктовый баланс, спланировать потребность в сырье для составления производственной программы по ресторану «Агава»
Введение 3
1. Экономическая характеристика предприятия общественного питания ресторана «Агава» 5
2. Содержание и значение производственной программы. Исходные материалы для составления производственной программы и плана оборота 7
3.Покупательные фонды населения емкость ранка. Расчет численности населения, пользующихся услугами предприятий общественного питания на примере ресторана «Агава». 16
4. Расчет производственной мощности кухни на предприятии общественного питания в ресторане «Агава». 18
5. Рекомендации по совершенствованию составления производственной программы на предприятии общественного питания в ресторане «Агава» 24
Заключение 25
Список используемых источников 27
Приложение А 28
Приложение Б
Внутрифирменное планирование в целом и любого конкретного количественного показателя (в том числе оборота) состоит из шести этапов:
- анализ ситуаций;
- планирование целей (результатов);
- планирование средств, необходимых для достижения целей;
- принятие решений;
- планирование реализации;
- контроль (по критерию успеха).
Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников предприятия в их достижении.
По возможности измерения цели планирования подразделяются на экономические, качественные, стратегические. Суть экономических целей в общем виде формулируется как повышение прибыли на вложенный капитал.
Классификация экономических целей:
- результативные
(степень использования
- количественные (объем и состав оборота; готовность продукции к потреблению; уровень и структура издержек; оборачиваемость; прибыль, рентабельность, ликвидность);
- финансовые (высокая платежеспособность, ликвидность; возможность резервирования прибыли, размеры резервных фондов; соотношении собственных и заемных средств, высокая эффективность их функционирования, структура и объем инвестиционной и финансовой программы).
Качественные
цели тесно связаны с
Важными
исходными данными для
План оборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть – реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.
К
основным методам расчета
- метод, используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;
- используемый на предприятиях с изменяющимся контингентом потребителей;
- основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;
- исходя из производственной мощности и степени ее использования;
- основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;
- основанный на расчете и прогнозировании коэффициентов комплектности.
На предприятиях, обслуживающих сравнительно постоянный континент потребителей, рекомендуется использовать нормы среднего количества потребляемых блюд одним посетителем в единицу времени, данные о количестве потребителей, коэффициент изменения количества потребляемых блюд и др. Например, расчет среднего количества планируемого выпуска блюд на одного человека в день рассчитывается по формуле 1:
ВБ =
К ×ВБ : (Чп ×Д),
где:
ВБ – выпуск блюд на одного человека в день, тыс. блюд;
К – Коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одного питающегося;
ВБ – реализация блюд в отчетном периоде, тыс.блюд;
Ч – численность питающихся в среднем за день в отчетном периоде;
Д – количество дней работы предприятия в отчетном периоде
Коэффициент Кб должен отразить происходящие сдвиги в количестве потребляемых блюд. Его следует определять с учетом складывающихся за несколько предшествующих лет тенденций в изменении среднего показателя потребляемых блюд одним человеком, а так же степени удовлетворения спроса потребителей на эти блюда.
По полученному результату, рассчитывается годовой (квартальный, месячный) план выпуска блюд по формуле (2):
ВБ
= ВБ × Ч × Д,
где:
ВБ – плановый выпуск блюд за период, тыс. блюд;
Ч – среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел.;
Д – количество дней работы предприятия в плановом периоде.– количество дней работы предприятия в плановом периоде
Вместимость зала предприятия характеризуется максимальным количеством потребителей, обслуживаемых за период времени. Она рассчитывается исходя из количества часов работы обеденного зала, числа мест и продолжительности приеме пищи одним посетителем. Среднее время приема пищи зависит от формы обслуживания, количества потребляемых блюд, типа предприятия.
Вместимость зала обеденного зала (чел.)
определяется по формуле 3 или по формуле
4:
ВЗмакс
=
Или
ВЗмакс
=
где:
ВЗ – вместимость зала, чел.;
ВР – продолжительность работы предприятия за день, мин.;
Чм – число мест;
ВП – время приема пищи одним посетителем, мин;
S – площадь обеденного зала, м2;
Пн – площадь по норме на одного посетителя (1,9 м2)
Вместимость зала предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, от формы обслуживания потребителей, рационального использования площади залов и других факторов. Поэтому находится коэффициент использования пропускной способности обеденного зала по формуле 5
Квз=
×100
где:
Квз –
коэффициент использования
ВЗфакт – вместимость зала фактическая, чел.;
ВЗмакс – Вместимость зала максимальная, чел
Повышение коэффициента пропускной способности обеденного зала достигается за счет применения самообслуживания, предварительного накрытия столов, реализации комплексных обедов, завтраков, ужинов, за счет организации выносных раздач и буфетов.
Годовой (квартальный, месячный) план выпуска блюд рассчитывается по формуле 6:
ВБп
= ВЗ макс× Квз × Бп
× Дп,
где:
ВЗ макс. – максимальная вместимость зала;
Квз –
коэффициент использования
Бп – среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде
Другим показателем, характеризующим интенсивность потока потребителей и пропускную способность предприятия, является оборачиваемость одного места на предприятии за день. Оборачиваемость одного места рассчитывается по формуле:
Ом
= Чп / Чм.
где:
Ом – оборачиваемость одного места;
Чп – число посетителей;
Чм – число мест
Этот показатель определяется исходя из максимального количества посетителей, а затем рассчитывается коэффициент оборачиваемости по формуле 8:
Ко=
Ом факт / Ом макс
где:
Ко – коэффициент оборачиваемости одного места;
Ом факт – фактическая оборачиваемость одного места;
Ом макс – максимальная оборачиваемость одного места
Один из методов определения плана выпуска первых блюд - определение плана выпуска первых блюд является расчет производственной мощности кухни ресторана и коэффициента ее использования.
Производственная мощность рассчитывается в натуральных показателях. Так, производственная мощность кухни определяется в блюдах и рассчитывается по формуле 9:
М =
где:
В – продолжительность работы ресторана, мин;
П – время простоя оборудования, мин;
в– средняя продолжительность одной варки, мин;
Ок – емкость котлов, л;
Об – емкость одного блюда, л;
Кз – коэффициент заполнения котлов
Производственная мощность – величина не постоянная. Большое влияние на ее изменение оказывают технический прогресс и совершенствование организации труда и производства, ритмичность снабжения предприятия сырьем и др.
Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент, который определяется как отношение количества фактически выпущенной предприятием продукции к его производственной мощности формула 10:
К = ВБ
факт / М.
где:
К – коэффициент мощности кухни;
ВБ факт – выпуск блюд фактический, блюд;
М – мощность кухни
При планировании стоимостных показателей оборота используется коэффициент эластичности - формула 11:
Кэ = ТПпт
: ТПрт
где:
Кэ – коэффициент эластичности;
ТПпт – темп прироста оборота по покупным товарам;
ТПрт – темп прироста розничного оборота
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов возрастает оборот по покупным товарам, если розничный оборот увеличится на 1%. Темп прироста рассчитывается по формуле 12.