Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 18:52, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию качества выпускаемой продукции на ООО «Атлант».
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы планирования качества продукции предприятий химической промышленности;
2. выполнить анализ хозяйственной деятельности ООО «Атлант».
3. определить уровень качества продукции, выпускаемой ООО «Атлант», для чего необходимо провести оценку затрат на обеспечение качества продукции, а также оценить потери из-за низкого качества выпускаемой продукции.
4. разработать мероприятия по совершенствованию планирования качества продукции и повышению эффективности работы системы управления качеством.
5. обосновать необходимость использования данных рекомендаций по совершенствованию планирования качества продукции на ООО «Атлант».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Понятие и сущность управления качеством продукции 6
1.2 Сущность и задачи планирования качества продукции 13
1.3 Затраты на обеспечение качества продукции и их классификация 16
2. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «АТЛАНТ» 21
2.1 Характеристика предприятия и основных видов продукции 21
2.2 Оценка затрат на обеспечение качества продукции 25
2.3 Потери из-за низкого качества продукции 28
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 31
3.1 Основные направления повышения качества продукции 31
3.2 Рекомендации по совершенствованию планирования качества продукции с учетом затрат 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Применительно к процессу улучшения качества также используется цикл качества продукции Э. Деминга (цикл Деминга), изображенный на рисунке 4.
Рисунок 4 – Цикл Деминга
Все эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация представляет собой схему процесса управления качеством продукции (рисунок 5) [6].
Рисунок 5 – Содержание процесса управления качеством продукции
Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции [2].
Как было сказано выше, планирование качества продукции является одной из управленческих функций управления качеством.
Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.
Планирование осуществляется на 2-х уровнях:
2) текущее планирование качества, включающее мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:
а) снятие с производства устаревших изделий;
б) модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;
в) разработку и освоение новых изделий;
г) проведение научно – исследовательских работ;
Действенность планирования качества продукции и его повышения должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
В перечень главных задач планирования качества продукции входят:
Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования (таблица 2).
Таблица 2 – Общие принципы планирования качества продукции
Принципы |
Содержание |
Сплочение |
сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений |
пропорциональность |
сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия |
комплексность (полнота) |
взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия; |
детализация |
степень глубины планирования |
точность |
степень допусков и отклонений параметров плана |
простота и ясность |
соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана |
непрерывность |
цельность временного пространства планирования |
эластичность и гибкость |
возможность использования резервов и учет альтернатив |
научность |
учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных) |
экономичность |
эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты |
К методам планирования относят:
1) расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;
2) экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;
3) отчетно-статистический –
Для обеспечения, предусмотренного в планах, улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.
Современные системы управления качеством на химических предприятиях создаются в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9001:2000, представляющих собой целый комплекс документов: методические материалы, руководства по использованию стандартов.
ИСО 9001 является наиболее известным в мире стандартом на построение Системы Менеджмента Качества, используемым в настоящее время более чем 750 тысячами организаций в 161 стране мира. СМК обеспечивает успех организациям любого типа благодаря повышению степени удовлетворенности потребителей, мотивации персонала и постоянному улучшению [7].
Но многие предприятия, внедрившие систему менеджмента качества (СМК) и получившие сертификат, не смогли повысить рентабельность производства, так как не уделили должного внимания экономическим аспектам качества. Для того чтобы СМК способствовала систематическому повышению рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение качества, учет и анализ потерь. По различным источникам, затраты на качество могут составлять от 2 до 80% производственных затрат. Задача экономики качества состоит в том, чтобы корректно учесть эти затраты и связать их с общими показателями эффективности производства.
Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции (таблица 3) [8].
Таблица 3 – Обобщенная классификация затрат на качество
Признак классификации |
Классификационная группа затрат |
По целевому назначению |
На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством |
По экономическому характеру затрат |
Текущие, Единовременные |
По виду затрат |
Производительные, Непроизводительные |
По методу определения |
Прямые, Косвенные |
По возможности учета |
Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Те, которые экономически нецелесообразно учитывать |
По стадиям жизненного цикла продукции |
На качество при разработке изделия На качество при изготовлении изделия На качество при использовании изделия |
По возможности оценки |
Планируемые и фактические |
По характеру структурирования |
По предприятию, по цеху и участку, по видам продукции |
По объемам формирования и учета |
Продукция, процессы, услуги |
По виду учета |
Оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой |
По отношению к производственному процессу |
На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество при обслуживании производства |
Интерес представляет классификация затрат на обеспечение качества продукции, предложенная А. Фейгенбаумом (рисунок 6).
Рисунок 6 – Классификация затрат на обеспечение качества по А. Фейгенбауму.
Японская модель (рисунок 7) кардинально отличается от рассмотренных выше схем, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на обеспечение качества и оценки ее результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая же эффективность оценивается путем сравнивания затрат с затратами, а не затрат с доходами.
Концепция, предложенная японскими специалистами, является более обоснованной. Предусмотренный ею подход, который можно назвать «управленческим», позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество.
Рисунок 7 – Японский подход к классификации затрат на обеспечние качества.
Итак, делая вывод по первой главе, следует сказать, что поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет значение технологических работ и организации производства. Управление качеством связано так же со стандартизацией, так как его основной нормативной базой является стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является планирование качества. Управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества.
Система управления качеством – это особая организация в производственной системе. Основным в этой организации является документированность всех процессов, имеющих отношение к производству продукции, начиная с закупки материалов и заканчивая доставкой потребителю готовой продукции. Во многих случаях это приводит к кардинальным изменениям в технике, технологии и организации производства на химическом предприятии. Обеспечить качество на предприятии химической промышленности возможно только тогда, когда все процессы – технический, технологический, организационный – будут взаимосвязаны между собой через управление качеством. Качество – это система, и этой системой надо управлять.