Планирование качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию качества выпускаемой продукции на ООО «Атлант».
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы планирования качества продукции предприятий химической промышленности;
2. выполнить анализ хозяйственной деятельности ООО «Атлант».
3. определить уровень качества продукции, выпускаемой ООО «Атлант», для чего необходимо провести оценку затрат на обеспечение качества продукции, а также оценить потери из-за низкого качества выпускаемой продукции.
4. разработать мероприятия по совершенствованию планирования качества продукции и повышению эффективности работы системы управления качеством.
5. обосновать необходимость использования данных рекомендаций по совершенствованию планирования качества продукции на ООО «Атлант».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Понятие и сущность управления качеством продукции 6
1.2 Сущность и задачи планирования качества продукции 13
1.3 Затраты на обеспечение качества продукции и их классификация 16
2. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «АТЛАНТ» 21
2.1 Характеристика предприятия и основных видов продукции 21
2.2 Оценка затрат на обеспечение качества продукции 25
2.3 Потери из-за низкого качества продукции 28
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 31
3.1 Основные направления повышения качества продукции 31
3.2 Рекомендации по совершенствованию планирования качества продукции с учетом затрат 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 184.41 Кб (Скачать)

Применительно к процессу улучшения качества также используется цикл качества продукции Э. Деминга (цикл Деминга), изображенный на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Цикл Деминга

 

Все эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация представляет собой схему процесса управления качеством продукции (рисунок 5) [6].

 

Рисунок 5 – Содержание процесса управления качеством продукции

 

Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции [2].

    1. Сущность и задачи планирования качества продукции

 

Как было сказано выше, планирование качества продукции является одной из управленческих функций управления качеством.

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

Планирование осуществляется на 2-х уровнях:

  1. стратегическое, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей стратегией предприятия и включает в себя также распределение ресурсов и адаптацию к изменениям внешней среды;

2) текущее планирование качества, включающее мероприятия, намечаемые  на предстоящий год. Эти мероприятия  обычно предусматривают:

а) снятие с производства устаревших изделий;

б) модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;

в) разработку и освоение новых изделий;

г) проведение научно – исследовательских работ;

Действенность планирования качества продукции и его повышения должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных задач планирования качества продукции входят:

  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;
  • достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования (таблица 2).

 

Таблица 2 – Общие принципы планирования качества продукции

Принципы

Содержание

Сплочение

сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений

пропорциональность

сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия

комплексность (полнота)

взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

детализация

степень глубины планирования

точность

степень допусков и отклонений параметров плана

простота и ясность

соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана

непрерывность

цельность временного пространства планирования

эластичность и гибкость

возможность использования резервов и учет альтернатив

научность

учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных)

экономичность

эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты


 

К методам планирования относят:

1) расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

2) экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

3) отчетно-статистический – разработка  проектов планов на основе  отчетов, статистики и иной фактической  информации, характеризующей реальное  состояние и изменение характеристик  подсистем управления.

Для обеспечения, предусмотренного в планах, улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.

    1. Затраты на обеспечение качества продукции и их классификация

Современные системы управления качеством на химических предприятиях создаются в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9001:2000, представляющих собой целый комплекс документов: методические материалы, руководства по использованию стандартов.

ИСО 9001 является наиболее известным в мире стандартом на построение Системы Менеджмента Качества, используемым в настоящее время более чем 750 тысячами организаций в 161 стране мира. СМК обеспечивает успех организациям любого типа благодаря повышению степени удовлетворенности потребителей, мотивации персонала и постоянному улучшению [7].

Но многие предприятия, внедрившие систему менеджмента качества (СМК) и получившие сертификат, не смогли повысить рентабельность производства, так как не уделили должного внимания экономическим аспектам качества. Для того чтобы СМК способствовала систематическому повышению рентабельности предприятия, необходимо наладить учет и анализ затрат на обеспечение качества, учет и анализ потерь. По различным источникам, затраты на качество могут составлять от 2 до 80% производственных затрат. Задача экономики качества состоит в том, чтобы корректно учесть эти затраты и связать их с общими показателями эффективности производства.

Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции (таблица 3) [8].

 

Таблица 3 – Обобщенная классификация затрат на качество

Признак классификации

Классификационная группа затрат

По целевому назначению

На улучшение качества

На обеспечение качества

На управление качеством

По экономическому характеру затрат

Текущие, Единовременные

По виду затрат

Производительные, Непроизводительные

По методу определения

Прямые, Косвенные

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету

Не поддающиеся прямому учету

Те, которые экономически нецелесообразно учитывать

По стадиям жизненного цикла продукции

На качество при разработке изделия

На качество при изготовлении изделия

На качество при использовании изделия

По возможности оценки

Планируемые и фактические

По характеру структурирования

По предприятию, по цеху и участку, по видам продукции

По объемам формирования и учета

Продукция, процессы, услуги

По виду учета

Оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой

По отношению к производственному процессу

На качество в основном производстве

На качество во вспомогательном производстве

На качество при обслуживании производства


 

Интерес представляет классификация затрат на обеспечение качества продукции, предложенная А. Фейгенбаумом (рисунок 6).

Рисунок 6 – Классификация затрат на обеспечение качества по А. Фейгенбауму.

Японская модель (рисунок 7) кардинально отличается от рассмотренных выше схем, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на обеспечение качества и оценки ее результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая же эффективность оценивается путем сравнивания затрат с затратами, а не затрат с доходами.

Концепция, предложенная японскими специалистами, является более обоснованной. Предусмотренный ею подход, который можно назвать «управленческим», позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество.

Рисунок 7 – Японский подход к классификации затрат на обеспечние качества.

 

Итак, делая вывод по первой главе, следует сказать, что поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет значение технологических работ и организации производства. Управление качеством связано так же со стандартизацией, так как его основной нормативной базой является стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является планирование качества. Управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества.

Система управления качеством – это особая организация в производственной системе. Основным в этой организации является документированность всех процессов, имеющих отношение к производству продукции, начиная с закупки материалов и заканчивая доставкой потребителю готовой продукции. Во многих случаях это приводит к кардинальным изменениям в технике, технологии и организации производства на химическом предприятии. Обеспечить качество на предприятии химической промышленности возможно только тогда, когда все процессы – технический, технологический, организационный – будут взаимосвязаны между собой через управление качеством. Качество – это система, и этой системой надо управлять.

 

Информация о работе Планирование качества продукции