Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 18:52, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию качества выпускаемой продукции на ООО «Атлант».
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы планирования качества продукции предприятий химической промышленности;
2. выполнить анализ хозяйственной деятельности ООО «Атлант».
3. определить уровень качества продукции, выпускаемой ООО «Атлант», для чего необходимо провести оценку затрат на обеспечение качества продукции, а также оценить потери из-за низкого качества выпускаемой продукции.
4. разработать мероприятия по совершенствованию планирования качества продукции и повышению эффективности работы системы управления качеством.
5. обосновать необходимость использования данных рекомендаций по совершенствованию планирования качества продукции на ООО «Атлант».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Понятие и сущность управления качеством продукции 6
1.2 Сущность и задачи планирования качества продукции 13
1.3 Затраты на обеспечение качества продукции и их классификация 16
2. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «АТЛАНТ» 21
2.1 Характеристика предприятия и основных видов продукции 21
2.2 Оценка затрат на обеспечение качества продукции 25
2.3 Потери из-за низкого качества продукции 28
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 31
3.1 Основные направления повышения качества продукции 31
3.2 Рекомендации по совершенствованию планирования качества продукции с учетом затрат 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный
исследовательский технологический университет»
Факультет промышленной политики и бизнес-администрирования
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Планирование на предприятии»
на тему:
Планирование качества продукции
К защите допустить
_____________"___"__________
Выполнила:
\
Проверила:
Казань – 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защиты прав потребителей. Всё это свидетельствует об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке как внутри страны, так и на мировом уровне.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
И соответственно, для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции.
Изделия наших химических предприятий должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Качество продукции – это не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная.
Современным химическим предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Это и обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.
Данная проблема является актуальной как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов, поскольку продукция химических предприятий, в большинстве случаев, пока не дотягивает до общемировых показателей.
Для исследуемого предприятия ООО «Атлант» в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое, прежде всего формирование имиджа предприятия, уверенность и популярность, устойчивое и положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Атлант».
Предмет исследования - планирование качества продукции химических предприятий.
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию качества выпускаемой продукции на ООО «Атлант».
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
Базой для исследования в работе является предприятие химической промышленности ООО «Атлант».
В соответствии с поставленными задачами работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены показатели качества продукции и изучены теоретические основы планирования качеством продукции предприятий. Вторая глава включает краткую характеристику ООО «Атлант», анализ его финансового состояния и качества выпускаемой продукции, также произведена оценка затрат на обеспечение качества продукции. На основе этого был выполнена оценка потерь из-за низкого качества выпускаемой продукции. В третьей главе предложены пути снижения затрат на качество продукции и соответственно его повышения на предприятии.
Информационная база, которая использовалась при написании данной курсовой работы следующая: научно-теоретическая литература по планированию и интернет-ресурсы.
К числу важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий относится качество продукции. От уровня качества выпускаемых изделий во многом зависят экономическая эффективность работы предприятия, его конкурентоспособность, положение на рынке товаров и услуг
Итак, качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [1].
Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Потребителем изделия может быть как отдельный человек, так и коллективы людей – предприятия, организации или общество в целом (рисунок 1).
Рисунок 1 – Изделие как средство удовлетворения потребностей
ирование управление качество затраты
Для более полной характеристики сущности качества продукции необходимо определить взаимосвязанные с ним понятия:
Также можно добавить, что квалифицированный и мотивированный персонал и современная материальная база с передовой технологией определяют необходимую основу обеспечения качества продукции – базу качества. Причём, из всех факторов, влияющих на качество, ключевым является человеческий фактор, а в нем – заинтересованность работников в хорошей работе. Объясняется это тем очевидным соображением, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на хорошем оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности для повышения своей квалификации и достижения высокого качества выпускаемой продукции [2];
Таблица 1 – Показатели качества продукции
Показатель качества |
Содержание |
Назначение |
Характеризует полезный эффект от эксплуатации и использования продукции, обуславливающие область ее применения. |
Экономичность |
Отражает затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации. |
Долговечность |
Длительное сохранение работоспособности объекта в пределах срока его службы или до первого капитального ремонта при соблюдении установленного порядка проведения технического обслуживания и текущих ремонтов этого объекта. |
Надежность |
Способность объекта безотказно функционировать в течение определенного времени. |
Технологичность |
Степень соответствия конструкции объекта существующим технологиям изготовления, транспортировки, технического обслуживания. |
Ремонтопригодность |
Приспособленность к восстановлению его рабочего состояния посредством технического обслуживания и ремонта. |
Экологичность |
Степень вредного воздействия объекта на окружающую среду (воздушный и водный бассейн, почву, животный мир) и здоровье людей. |
Эргономичность |
Показатели, отражающие соответствие объекта антропологическим, физиологическим и психофизическим особенностям человека. |
Эстетичность |
Показатели, отражающие уровень воздействия объекта на чувственное восприятие человека (форма, цвет, стиль, гармоничность и т.п.). |
Безопасность |
Способность объекта выполнять свои функции безопасно для контактирующих с ним людей и для других объектов. |
Стандартизованность |
Наличие в объекте унифицированных узлов, деталей и т.п. (облегчающих сборку, разборку, техобслуживание и ремонт). |
Патентно-правовые показатели |
Характеризуют степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту. |
Таким образом, качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 3)
Рисунок 3 – Пирамида качества [4]
Учитывая вышесказанное, можно сказать, что все предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.
Итак, под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях производства на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
И как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций: планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий.
То есть, управлять качеством продукции – значит выполнять следующие функции:
1) прогнозирование уровня качества с использованием системы соответствующих показателей;
2) контроль качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
3) разработка и реализация программ повышения качества товаров и услуг;
4) стимулирование высокого качества работ и продукции;
5) сертификация продукции;
6) разработка стандартов и других нормативных документов, регулирующих качество товаров и услуг.
7) взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами) [5].
Международный стандарт ИСО – 8402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству» [1]. При этом по логике ИСО-8402 часть этих функций относится к общему руководству качеством, а часть – к оперативному управлению качеством. Но все эти функции связаны между собой в виде петли качества и в совокупности представляют собой процесс управления качеством в рамках всего предприятия.