Планирование
и управление муниципальной деятельностью.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ
КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
Управление – это
интеграционный процесс последовательного
формирования и развития системы
целей и способов их достижения.
Технология управления на любом
ее уровне и функциональном
направлении предполагает выполнение
общих функций управления. Состав
общих функций управления включает
в себя - планирование и прогнозирование,
организацию, координацию и регулирование,
контроль, учет и анализ. Отсюда
вытекает, что планирование –
это элемент управления, одна
из его общих функций. Вместе
с тем, планирование предопределяет
направленность и содержание
остальных общих функций управления
и потому еще именуется ведущей
функцией управления [10, с. 197].
Сущность планирования
состоит в формировании системы
адресных мероприятий и показателей
(критериев) по достижению целей
управления, увязанных во времени
и пространстве, т.е. - в систематическом
поиске возможностей предприятия
действовать и прогнозировании
последствий этих действий.
Функции планирования
заключаются в решении плановых
задач на основе принципов
планирования, при использовании
плановых методов и обеспечивающих
подсистем.
Необходимость планирования
в процессе муниципального управления
при отсутствии комплексных исследований
элементов системы управления
обусловила формирование достаточно
широкой палитры подходов к
пониманию сущности развития
и инструментов его организации.
До сих пор зачастую происходит
подмена понятий в отношении
инструментов планирования: концепции
и стратегии развития наделяются
свойствами программ и проектов.
Между тем, от степени ожиданий
при разработке документов планирования
во многом будет зависеть результат и
качество управления муниципальным развитием.
Концепция формулирование
перспектив развития муниципалитета,
документ, в котором изложена
общая философия развития, а также
провозглашены намерения разработать
подходы к реализации перспектив.
Смысловая нагрузка и организационная
ценность этого документа в
том, что в нем декларируется
решение предпринимать дальнейшие
управленческие действия.
Стратегия (стратегический
план) документ общественного согласия
о приоритетных (стратегически важных
для различных групп местного
сообщества) направлениях развития
территории проживания и работы.
В стратегическом плане декларируется
выбор в пользу наиболее оптимальной
модели развития муниципалитета
(направление «главного удара») на
основе комплексного анализа
социально-экономической ситуации,
оценки влияния внешних и внутренних
факторов в различных сценарных
условиях.
Программа социально-экономического
развития, как правило, она понимается
как комплексная, обеспечивающая
достижение заявленных в стратегии
целей. Как инструмент программно-целевого
характера, программа является
документом, обеспечивающим баланс
целей, задач, ресурсов. Содержит
детальные расчеты всех ресурсных
затрат с указанием их источников
и этапов привлечения для реализации
программных мероприятий. Программа
это тот инструмент, который позволяет
осуществить многоуровневое бюджетное
финансирование, а также привлечение
внебюджетных средств заинтересованных
в реализации мероприятий программы
участников. Результативность и
эффективность программы оценивается
на основе системы показателей
и индикаторов, позволяющей проводить
мониторинг и оценку приближения
(достижения) запланированных целей
и задач посредством сравнения
поэтапных результатов с базовым
(стартовым) значением установленных
показателей/индикаторов.
Применение на практике
различных видов программ (комплексных,
социально-экономического развития,
целевых, ведомственных, долгосрочных)
породило различные толкования
термина «программа». По этому
поводу следует пояснить, что
существенной разницы в программах
перечисленных видов нет, так
как в их основе лежат взаимоувязанные
по целям, задачам, ресурсам, срокам
и исполнителям мероприятия; все
они должны содержать механизм
эффективного управления результатами
и специально разработанную систему
индикаторов (показателей) измерения
достижения запланированных целей.
План действий ввиду
того, что муниципальный бюджет
разрабатывается сроком на один
год, среднесрочный финансовый
план на три года, а горизонт
программы (в зависимости от
сложности и ресурсоемкости поставленных
целей) может быть более пяти
лет, организационно удобно формировать
приоритеты развития в бюджетном
периоде в виде плана действий
органов местного самоуправления.
План акцентирует управленческие
ресурсы на главных мероприятиях,
которые были предусмотрены в
программе социально-экономического
развития для данного этапа.
Политика развития
базируется на документах стратегического
и программного планирования, является
инструментом взаимодействия, коммуникации,
отражает последовательность управленческих
решений. Политика развития, основанная
на документах стратегического
планирования, обеспечивает преемственность
и непрерывность эволюционного
развития муниципалитета.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
С целью обеспечения
соответствия текущей деятельности
местной администрации стоящим
передней целям и задачам формируется
система планирования работы
администрации
Система планирования
представляет собой комплекс
мероприятий, осуществляемых местной
администрацией и ее структурными
подразделениями с целью определения
задач, текущих результатов деятельности,
средств и способов их достижения
в соответствии с целями администрации
на основе анализа ситуации, прогнозных
оценок ее развития, возможных
ресурсов. Планирование обеспечивает
эффективное использование организационных
ресурсов, внутреннюю координацию,
адаптивность структурно-функциональной
организации администрации к
внешним требованиям, осознание
организационных стратегий руководителями
и специалистами. Процесс планирования
включает в себя анализ стратегических
целей, являющихся отражением
текущего состояния и проблем
в сфере деятельности местной
администрации; прогноз будущего
состояния целевых объектов и
внешних условий; формирование
системы задач; определение оптимальных
стратегий деятельности.
Эффективному планированию
деятельности местной администрации
должно предшествовать определение
приоритетов социально-экономического
развития муниципального образования,
основанное на всестороннем анализе
текущей ситуации во всех сферах
жизни местного сообщества. На
базе сформулированных приоритетов
формируется стратегия социально-экономического
развития муниципального образования
(или вносятся коррективы в
существующую стратегию), определяются
цель и задачи деятельности
местной власти на долгосрочную
перспективу.
В свою очередь,
на основании стратегии развития,
целей и задач деятельности
органов местного самоуправления
формируются среднесрочные программы
социально-экономического развития
и стратегический план (концепция)
деятельности местной администрации.
На основе программы
социально-экономического развитии
муниципального образования на
среднесрочную перспективу и
соответствии со стратегическим
планом (концепцией) деятельности местной
администрации разрабатывается
годовой план работы администрации.
Такая комплексная
многоуровневая система планирования
обладает значительным потенциалом
в решении и текущих проблем
и долгосрочных задач, стоящих
перед администрацией, однако и
настоящее время в связи с
недостаточной степенью использования
программно-целевых методов управления
на уровне муниципальных образований
является практически невостребованной
[2, с. 98]
Как правило, существующие
системы планирования работы
администрации направлены в основном
на согласование во времени
деятельности руководства местной
администрации и ее структурных
подразделений. С этой целью
в администрациях разрабатывают
годовые и квартальные, а иногда
и месячные планы работы местной
администрации и ее структурных
подразделений. На урон не структурных
подразделений могут формироваться
недельные планы работы.
Система планирования
поддерживается и регулируется
внутренними правовыми актами, главным
из которых является регламент
местной администрации.
3. ВИДЫ ПЛАНОВ
Годовой план администрации
— документ, включающий перечень
мероприятий, проводимых администрацией
в течение года с указанием
сроков их выполнения, ответственных
исполнителен и плановых показателей
эффективности и результативности
деятельности с конкретными значениями.
Мероприятия группируются по
основным направлениям деятельности
администрации. Ответственным за формирование
годового плана администрации является
руководитель аппарата администрации,
находящийся, как правило, в статусе заместителя
главы администрации.
Предложения по формированию
годового плана вносятся главой
администрации, его заместителями,
структурными подразделениями. Руководители
структурных подразделений в
установленные сроки вносят в
аппарат администрации предложения
по включению мероприятий в
годовой план работы администрации
с указанием сроков исполнения,
ответственного структурною подразделения
и плановых показателей эффективности
и результативности деятельности.
Руководитель аппарата обобщает
по ступившие предложения и
готовит проект годового плана
работы администрации. Проект
плана работы направляется на
согласование руководителям структурных
подразделений и дорабатывается
с учетом полученных замечаний.
В планы работы администрации,
как правило, включаются:
1) вопросы, которые вносятся
на рассмотрение представительного
органа муниципального образования;
2) вопросы, рассмотрение
которых требует созыва коллегии;
3) вопросы, по которым
необходимо принятие постановлений
главы администрации;
4) организационные мероприятия
администрации.
Годовой план работы
утверждается главой администрации
и передается структурным подразделениям
для исполнения.
После утверждения
годового плана работы администрации
формируются годовые планы деятельности
структурных подразделений. Они
согласовываются с заместителем
главы администрации, курирующим
эти подразделения, и утверждаются
главой администрации.
Вопросы о ходе выполнения
мероприятий, включенных в годовой
план работы администрации должны,
выноситься на постоянно действующее
совещание при главе администрации.
Мероприятия годового плана работы
администрации, годовых планов работы
отделов и секторов могут корректироваться
в течение года.
Квартальный (месячный)
план представляет собой элемент
годового плана. Он формируется
на уровне администрации, уровне
самостоятельных структурных подразделений.
Мероприятия годового плана, планируемые
на соответствующий месяц, могут
корректироваться в соответствии
с актуальными проблемами, заданиями
и поручениями представительного
органа муниципального образования.
Недельный план представляет
собой перечень мероприятий, проводимых
в течение недели. Недельный план
может формироваться на уровне
самостоятельных структурных подразделений
как элемент месячного плана
с учетом дополнительных поручений
и заданий и по решению руководителя
структурного подразделения.
В соответствии со
стратегическим и оперативными
планами определяется объем планируемых
работ для каждого сотрудника,
его вклад или участие в
достижении общих целей деятельности,
отраженными в индивидуальных
планах сотрудника [2, с. 65].
Индивидуальные планы
являются одним из методов
научной организации труда работников
местной администрации, способствующим
эффективному использованию рабочего
времени, определению главных
и второстепенных направлений
деятельности и препятствующим
выполнению излишних функций.
Индивидуальные планы составляются
на квартал, месяц, неделю, очередной
день.