Планирование и управление муниципальной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:40, доклад

Краткое описание

Управление – это интеграционный процесс последовательного формирования и развития системы целей и способов их достижения. Технология управления на любом ее уровне и функциональном направлении предполагает выполнение общих функций управления. Состав общих функций управления включает в себя - планирование и прогнозирование, организацию, координацию и регулирование, контроль, учет и анализ. Отсюда вытекает, что планирование – это элемент управления, одна из его общих функций. Вместе с тем, планирование предопределяет направленность и содержание остальных общих функций управления и потому еще именуется ведущей функцией управления.

Файлы: 1 файл

22.docx

— 21.23 Кб (Скачать)

Планирование  и управление муниципальной деятельностью.

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ  КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 Управление – это  интеграционный процесс последовательного  формирования и развития системы  целей и способов их достижения. Технология управления на любом  ее уровне и функциональном  направлении предполагает выполнение  общих функций управления. Состав  общих функций управления включает  в себя - планирование и прогнозирование,  организацию, координацию и регулирование,  контроль, учет и анализ. Отсюда  вытекает, что планирование –  это элемент управления, одна  из его общих функций. Вместе  с тем, планирование предопределяет  направленность и содержание  остальных общих функций управления  и потому еще именуется ведущей  функцией управления [10, с. 197].

 Сущность планирования  состоит в формировании системы  адресных мероприятий и показателей  (критериев) по достижению целей  управления, увязанных во времени  и пространстве, т.е. - в систематическом  поиске возможностей предприятия  действовать и прогнозировании  последствий этих действий.

 Функции планирования  заключаются в решении плановых  задач на основе принципов  планирования, при использовании  плановых методов и обеспечивающих  подсистем.

 Необходимость планирования  в процессе муниципального управления  при отсутствии комплексных исследований  элементов системы управления  обусловила формирование достаточно  широкой палитры подходов к  пониманию сущности развития  и инструментов его организации.  До сих пор зачастую происходит  подмена понятий в отношении  инструментов планирования: концепции  и стратегии развития наделяются  свойствами программ и проектов. Между тем, от степени ожиданий  при разработке документов планирования во многом будет зависеть результат и качество управления муниципальным развитием.

 Концепция формулирование  перспектив развития муниципалитета, документ, в котором изложена  общая философия развития, а также  провозглашены намерения разработать  подходы к реализации перспектив. Смысловая нагрузка и организационная  ценность этого документа в  том, что в нем декларируется  решение предпринимать дальнейшие  управленческие действия.

 Стратегия (стратегический  план) документ общественного согласия  о приоритетных (стратегически важных  для различных групп местного  сообщества) направлениях развития  территории проживания и работы. В стратегическом плане декларируется  выбор в пользу наиболее оптимальной  модели развития муниципалитета (направление «главного удара») на  основе комплексного анализа  социально-экономической ситуации, оценки влияния внешних и внутренних  факторов в различных сценарных  условиях.

 Программа социально-экономического  развития, как правило, она понимается  как комплексная, обеспечивающая  достижение заявленных в стратегии  целей. Как инструмент программно-целевого  характера, программа является  документом, обеспечивающим баланс  целей, задач, ресурсов. Содержит  детальные расчеты всех ресурсных  затрат с указанием их источников  и этапов привлечения для реализации  программных мероприятий. Программа  это тот инструмент, который позволяет  осуществить многоуровневое бюджетное  финансирование, а также привлечение  внебюджетных средств заинтересованных  в реализации мероприятий программы  участников. Результативность и  эффективность программы оценивается  на основе системы показателей  и индикаторов, позволяющей проводить  мониторинг и оценку приближения  (достижения) запланированных целей  и задач посредством сравнения  поэтапных результатов с базовым  (стартовым) значением установленных  показателей/индикаторов.

 Применение на практике  различных видов программ (комплексных,  социально-экономического развития, целевых, ведомственных, долгосрочных) породило различные толкования  термина «программа». По этому  поводу следует пояснить, что  существенной разницы в программах  перечисленных видов нет, так  как в их основе лежат взаимоувязанные  по целям, задачам, ресурсам, срокам  и исполнителям мероприятия; все  они должны содержать механизм  эффективного управления результатами  и специально разработанную систему  индикаторов (показателей) измерения  достижения запланированных целей.

 План действий ввиду  того, что муниципальный бюджет  разрабатывается сроком на один  год, среднесрочный финансовый  план на три года, а горизонт  программы (в зависимости от  сложности и ресурсоемкости поставленных  целей) может быть более пяти  лет, организационно удобно формировать  приоритеты развития в бюджетном  периоде в виде плана действий  органов местного самоуправления. План акцентирует управленческие  ресурсы на главных мероприятиях, которые были предусмотрены в  программе социально-экономического  развития для данного этапа.

 Политика развития  базируется на документах стратегического  и программного планирования, является  инструментом взаимодействия, коммуникации, отражает последовательность управленческих  решений. Политика развития, основанная  на документах стратегического  планирования, обеспечивает преемственность  и непрерывность эволюционного  развития муниципалитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 С целью обеспечения  соответствия текущей деятельности  местной администрации стоящим  передней целям и задачам формируется  система планирования работы  администрации

 Система планирования  представляет собой комплекс  мероприятий, осуществляемых местной  администрацией и ее структурными  подразделениями с целью определения  задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения  в соответствии с целями администрации  на основе анализа ситуации, прогнозных  оценок ее развития, возможных  ресурсов. Планирование обеспечивает  эффективное использование организационных  ресурсов, внутреннюю координацию,  адаптивность структурно-функциональной  организации администрации к  внешним требованиям, осознание  организационных стратегий руководителями  и специалистами. Процесс планирования  включает в себя анализ стратегических  целей, являющихся отражением  текущего состояния и проблем  в сфере деятельности местной  администрации; прогноз будущего  состояния целевых объектов и  внешних условий; формирование  системы задач; определение оптимальных  стратегий деятельности.

 Эффективному планированию  деятельности местной администрации  должно предшествовать определение  приоритетов социально-экономического  развития муниципального образования,  основанное на всестороннем анализе  текущей ситуации во всех сферах  жизни местного сообщества. На  базе сформулированных приоритетов  формируется стратегия социально-экономического  развития муниципального образования  (или вносятся коррективы в  существующую стратегию), определяются  цель и задачи деятельности  местной власти на долгосрочную  перспективу.

 В свою очередь,  на основании стратегии развития, целей и задач деятельности  органов местного самоуправления  формируются среднесрочные программы  социально-экономического развития  и стратегический план (концепция)  деятельности местной администрации.

 На основе программы  социально-экономического развитии  муниципального образования на  среднесрочную перспективу и  соответствии со стратегическим  планом (концепцией) деятельности местной  администрации разрабатывается  годовой план работы администрации.

 Такая комплексная  многоуровневая система планирования  обладает значительным потенциалом  в решении и текущих проблем  и долгосрочных задач, стоящих  перед администрацией, однако и  настоящее время в связи с  недостаточной степенью использования  программно-целевых методов управления  на уровне муниципальных образований  является практически невостребованной [2, с. 98]

 Как правило, существующие  системы планирования работы  администрации направлены в основном  на согласование во времени  деятельности руководства местной  администрации и ее структурных  подразделений. С этой целью  в администрациях разрабатывают  годовые и квартальные, а иногда  и месячные планы работы местной  администрации и ее структурных  подразделений. На урон не структурных  подразделений могут формироваться  недельные планы работы.

 Система планирования  поддерживается и регулируется  внутренними правовыми актами, главным  из которых является регламент  местной администрации.

3. ВИДЫ ПЛАНОВ

 Годовой план администрации  — документ, включающий перечень  мероприятий, проводимых администрацией  в течение года с указанием  сроков их выполнения, ответственных  исполнителен и плановых показателей  эффективности и результативности  деятельности с конкретными значениями. Мероприятия группируются по  основным направлениям деятельности  администрации. Ответственным за формирование годового плана администрации является руководитель аппарата администрации, находящийся, как правило, в статусе заместителя главы администрации.

 Предложения по формированию  годового плана вносятся главой  администрации, его заместителями,  структурными подразделениями. Руководители  структурных подразделений в  установленные сроки вносят в  аппарат администрации предложения  по включению мероприятий в  годовой план работы администрации  с указанием сроков исполнения, ответственного структурною подразделения  и плановых показателей эффективности  и результативности деятельности. Руководитель аппарата обобщает  по ступившие предложения и  готовит проект годового плана  работы администрации. Проект  плана работы направляется на  согласование руководителям структурных  подразделений и дорабатывается  с учетом полученных замечаний.  В планы работы администрации,  как правило, включаются:

1) вопросы, которые вносятся  на рассмотрение представительного  органа муниципального образования;

2) вопросы, рассмотрение  которых требует созыва коллегии;

3) вопросы, по которым  необходимо принятие постановлений  главы администрации; 

4) организационные мероприятия  администрации.

 Годовой план работы  утверждается главой администрации  и передается структурным подразделениям  для исполнения.

 После утверждения  годового плана работы администрации  формируются годовые планы деятельности  структурных подразделений. Они  согласовываются с заместителем  главы администрации, курирующим  эти подразделения, и утверждаются  главой администрации.

 Вопросы о ходе выполнения  мероприятий, включенных в годовой  план работы администрации должны, выноситься на постоянно действующее  совещание при главе администрации.  Мероприятия годового плана работы  администрации, годовых планов работы отделов и секторов могут корректироваться в течение года.

 Квартальный (месячный) план представляет собой элемент  годового плана. Он формируется  на уровне администрации, уровне  самостоятельных структурных подразделений.  Мероприятия годового плана, планируемые  на соответствующий месяц, могут  корректироваться в соответствии  с актуальными проблемами, заданиями  и поручениями представительного  органа муниципального образования.

 Недельный план представляет  собой перечень мероприятий, проводимых  в течение недели. Недельный план  может формироваться на уровне  самостоятельных структурных подразделений  как элемент месячного плана  с учетом дополнительных поручений  и заданий и по решению руководителя  структурного подразделения.

 В соответствии со  стратегическим и оперативными  планами определяется объем планируемых  работ для каждого сотрудника, его вклад или участие в  достижении общих целей деятельности, отраженными в индивидуальных  планах сотрудника [2, с. 65].

 Индивидуальные планы  являются одним из методов  научной организации труда работников  местной администрации, способствующим  эффективному использованию рабочего  времени, определению главных  и второстепенных направлений  деятельности и препятствующим  выполнению излишних функций.  Индивидуальные планы составляются  на квартал, месяц, неделю, очередной  день.

Информация о работе Планирование и управление муниципальной деятельностью