Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить:

Оглавление

Введение
3
1. Характеристика Российской экономики региона
5
1.1. Показатели социально-экономического развития
5
1.2. Характеристика трудовых ресурсов
15
2. Теоретические основы рынка труда
19
2.1. Население и трудовые ресурсы
19
2.2. Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы
24
2.3. Виды рынков труда
26
2.4. Спрос и предложение рабочей силы
32
2.5. Особенности российского рынка труда
33
2.6. Регулирование рынка труда
39
3. Анализ рынка труда в УР
45
3.1. Анализ занятости населения
45
3.2. Виды безработицы, анализ ее уровня
51
3.3. Управление занятостью населения
55
Заключение
65
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 2.09 Мб (Скачать)

­         льготы по налогу на прибыль владельцу предприятия, принимающему на работу людей после увольнения в возрасте от 45 до 60 лет.

Особая роль в организационно-экономическом механизме регулирования занятости принадлежит малому бизнесу. Основным направлением совершенствования механизма реализации программы создания новых рабочих мест в регионе является реализация стратегии повышения занятости населения за счет:

­         стимулирования развития малого бизнеса (предоставление налоговых льгот, совершенствование нормативного регулирования может быть достигнуто как сокращением числа лицензируемых видов деятельности, так и упрощением административных процедур обращения в органы власти и использованием новых информационных технологий – «одного окна»);

­         реализации организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих рост числа самозанятых;

­         интеграции малого и крупного бизнеса в рамках решения проблемы занятости населения с целью стимулирования создания новых рабочих мест.

Стимулирование экономической активности и увеличение вследствие этого занятости населения могут достигаться разнообразными методами государственного вмешательства в экономику, направленными на увеличение платежеспособного спроса. В ходе исследования пришли к выводу, что совокупность мер и действий, способствующих расширению спроса на рабочую силу, направлена на создание новых и более рациональное использование действующих рабочих мест. Программы государственной поддержки бизнеса при этом имеют цели: решение вопросов занятости; развитие конкуренции; решение вопросов регионального развития, создание «среднего класса», вовлечение трудовых ресурсов, не используемых (мало используемых) другими категориями работодателей – молодежи, пожилых.

Среди них большое значение приобретают - содействие государства самозанятости и развитию малого бизнеса, так как только эти направления в настоящее время могут увеличить занятость населения и способствовать повышению эффективности экономики (увеличению валового регионального продукта).

В концепции развития регионального рынка труда особое внимание уделяется совершенствованию институтов. На рынок труда оказывают влияние институциональные факторы, представленные на рис.6.

Представленная классификация институциональных факторов дает возможность выявить и усилить адресность мер по совершенствованию институционального регулирования рынка труда за счет обеспечения быстрой идентификации и выбора субъектов-регуляторов, иерархического уровня управления.

В процессе анализа выявлены факторы, оказывающие влияние на повышение уровня занятости населения в республике. К ним можно отнести: создание и сохранение рабочих мест; содействие в профессиональной подготовке и переподготовке; содействие самозанятости населения и развитию малого бизнеса; организация общественных работ; материальная поддержка безработных граждан; помощь в трудоустройстве; социальная защита пострадавших от безработицы людей.

Одним из направлений институционального совершенствования является повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного уровня, так как низкая доля ее в валовом национальном доходе подрывает стимулирующую и воспроизводственную функции рынка труда, умаляет значение экономической функции, сокращая объемы совокупных расходов в обществе, предопределяющих масштабы общественного производства и занятости. Решение данной проблемы предлагается провести поэтапно, не вызывая чрезмерную инфляцию.

 

Рис.6. Институциональные факторы, воздействующие на рынок труда

 

Зарегулированность трудовых отношений, существенное ограничение свободы работодателя в проведении кадровой политики негативно влияют на функционирование рынка труда. В первую очередь за счет снижения спроса на дополнительную рабочую силу, так как чрезмерная защита работника, в частности, значительные расходы, которые несет работодатель в случае необходимости сокращения излишней рабочей силы, в конечном итоге сдерживает создание дополнительных рабочих мест. В настоящее время происходит пересмотр политики, регулирующей найм и увольнение. В качестве приоритетной поставлена задача повышения гибкости рынка рабочей силы, под которой подразумевается ослабление прямого вмешательства государственных институтов в сферу труда, отказ от жесткой регламентации поведения основных контрагентов трудовых отношений, усиление роли договорных отношений между работодателем и работником, снятие различных ограничений в отношении форм занятости, рабочего времени. Одной из главных составляющих этой политики стала реформа законодательства о защите занятости населения.

Возникает необходимость правильного определения стимулов, обеспечивающих соответствие потребности рабочих мест и уровня квалификации работников, качественное и эффективное исполнение работниками функциональных обязанностей. Заработная плата является основным, регулярно реализуемым стимулом. Недифференцированные инвестиции, направленные на социальное обеспечение, повышают статус работника предприятия относительно работников других предприятий, но снижает желание трудиться эффективно, так как социальное обеспечение предоставляется в любом случае. Дифференцированные доплаты и льготы прямо связаны с результатами труда и повышает желание трудиться эффективно. Значимый эффект наблюдается начиная с 30-40% размера целевого стимулирования от общего объема заработной платы.

Следовательно, одним из наиболее значимых инструментов, с помощью которого работодатель привлекает работников, является политика вознаграждения, включающая в себя заработную плату, премии, социальные выплаты и льготы. Вознаграждение должно способствовать повышению профессионально-квалификационного уровня работника, его готовности и способности к профессиональному переобучению, повышению квалификации, а если необходимо к смене профессии. Из этого следует, что использование эффективной заработной платы приводит к положительным результатам, повышению производительности труда и эффективности производства.

Существующие в настоящее время меры региональных властей являются разовыми, а не системными, так как базируются на перераспределении государственных финансовых ресурсов только в пользу организаций, участвующих в региональных программах, а федеральное финансирование программ занятости сейчас минимально и направленно только на пассивную политику.

В настоящее время можно выделить 4 основных направления государственного регулирования рынка труда: программы по стимулированию роста занятости и увеличению рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы (рис. 7).

Рис.7. Взаимосвязь государственной политики на региональном рынке с другими направлениями государственной социально-экономической политики.

В то же время роль государства и роль бизнеса различны и индивидуальны. Государство не в состоянии само установить связи между производством и образованием - оно может лишь способствовать их развитию и координировать это направление, а рынок при всей его заинтересованности в высококвалифицированной рабочей силе не может разрабатывать стратегические направления образования в стране. Непосредственно взаимодействуя с учебными заведениями, бизнес способен оказать влияние на совершенствование ресурсной базы учебных заведений, модернизацию программ и учебных технологий.

Реорганизация профессионального образования в соответствии с требованиями рыночной экономики является комплексной задачей. Она предусматривает на совершенно новой основе организацию финансирования профессиональных учебных заведений, изменение форм, методов и качества обучения обучающихся, пересмотр структуры подготовки специалистов и высококвалифицированных работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Современный рынок труда в России, и в нашей республике обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально- политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого финансовым кризисом, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Выделяются целые "очаговые" территории, многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.            Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с.

2.            Остапенко Ю. М. Экономика труда: Учебное пособие – 2-е изд., - М.: ИНФА – М, 2007. – 272с.

3.            Рынок труда и доходы населения./Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. - 280 с.

4.            Яппаров Д.А. Регулирование уровня занятости населения на ре-гиональном уровне // Проблемы региональной экономики.- Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2007. № 3-4. – 0,6 п.л.

5.            Руденко Г. Г. и др. Рынок  труда: учебник для вузов.- М., 1998

6.            Евсеева В. М. Доклад "Опережающее профессиональное обучение граждан (Опыт Удмуртской Республики)" http://labourmarket.ru/conf6/reports/evseeva.doc Проверено 26.12.2009.

7.            Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на  2009 год. http://www.szan.udmnet.ru/files/employer/internet/PROGRAMMA.doc

Проверено 26.12.2009

8.            Новости  Business Class Удмуртия http://www.udm.business-class.su Проверено 26.12.2009

9.            Сайт Государственной службы занятости УР http://www.szan.udmnet.ru/

10.       Сайт Инвестиции в Удмуртии. Итоги внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики за I полугодие 2009 года

http://udminvest.ru/files/14/ved_ur_2009_6.zip. Проверено 26.12.2009

11.       Сайт Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по Удмуртской Республике http://udmurtstat.htc-cs.com. Проверено 26.12.2009



Информация о работе Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование