Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить:
Введение
3
1. Характеристика Российской экономики региона
5
1.1. Показатели социально-экономического развития
5
1.2. Характеристика трудовых ресурсов
15
2. Теоретические основы рынка труда
19
2.1. Население и трудовые ресурсы
19
2.2. Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы
24
2.3. Виды рынков труда
26
2.4. Спрос и предложение рабочей силы
32
2.5. Особенности российского рынка труда
33
2.6. Регулирование рынка труда
39
3. Анализ рынка труда в УР
45
3.1. Анализ занятости населения
45
3.2. Виды безработицы, анализ ее уровня
51
3.3. Управление занятостью населения
55
Заключение
65
Список использованной литературы
Все формы безработицы можно разделить на две группы: на естественную и вынужденную.
Естественной по определению лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридмена, является безработица, которая по каким-либо причинам неустранима и в долгосрочном периоде не нарушает равновесия рынка труда. Она включает в себя фрикционную, институциональную и добровольную безработицу.
Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.
Одни люди чувствуют себя способными выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее, другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже. В свободном рыночном обществе всегда есть определенное количество людей, которые по разным причинам ищут для себя более подходящую работу
Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.
Эти процессы способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному их распределению.
Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике.
Рост фрикционной безработицы может вызвать ряд причин:
- неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;
- факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка труда западных стран.
Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются перетеки рабочей силы между регионами.
Институционная безработица порождается системой правовых норм, спецификой организации труда, традициями и привычками в данном государстве.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-то другими обстоятельствами.
Если фактическая безработица превышает естественную, то говорят о вынужденной безработице. Она включает в себя технологическую, структурную, региональную и скрытую безработицу.
Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Понятно, что структура производства не может оставаться неизменной. В результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. В итоге появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие.
Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (в настоящее время такие отрасли связаны, как правило, с компьютерными технологиями, так появились такие профессии, как веб-дизайнер, системный администратор и многие другие). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.
Так, например, вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника – программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.
Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы - циклическая.
Региональная безработица обычно является следствием комплекса причин (исторических, социальных, демографических, политических, международных и др.). Она характеризует уровень вынужденной незанятости населения, определяемый местными причинами в рамках данного административного образования (субъекта федерации, экономического района, края, области, города).
Наконец, можно выделить еще один вид безработицы - скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной, т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.
3.3. Управление занятостью населения
Эффективная политика на рынке труда предполагает проведение активной политики занятости, улучшение функционирования рынка труда и создание эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, с тем условием, чтобы мотивированное поведение наемных работников и предприятий было не только взаимно совместимым, но также социально и политически приемлемым.
1. Опережающий рост оплаты труда, сопровождающийся увеличением потребляемой части добавленной стоимости, приводит к снижению ее доли накопления. Это негативно отражается в накоплении потенциала развития и сдерживает рост экономического потенциала территории. В интересах ускорения прироста ВРП эта тенденция должна быть преодолена в ходе реализации программы социально-экономического развития. Для этого необходимо повысить уровень средней заработной платы до среднероссийского значения при росте коэффициента занятости трудоспособного населения, используя возможности достижения более эффективной структуры экономики и диверсификации производства, одновременно нацеливаясь на повышение его законченности. Достижение цели на практике возможно также путем корректировки структуры отраслевой занятости и обеспечения опережающих темпов развития сфер деятельности, где выше эффективность труда.
2. Для повышения конкурентоспособности региона необходимо реализовать систему мер качественного улучшения профессионально-
На формирование потребности в развитии трудовых способностей работника оказывают влияние множество факторов: динамические процессы внешней среды – появление новых видов техники и технологий, изменение отраслевой структуры рынка труда, необходимость освоения новых видов деятельности. В этих условиях успешную карьеру может обеспечить та система образования, которая учитывает процессы глобализации. Проявляется прямая связь между использованием новых информационных технологий и повышением требований к уровню образования и квалификации работников.
Современной экономике нужны специалисты нового типа, работники, обладающие помимо профессиональных качеств, такими свойствами, как способность к управленческой и предпринимательской деятельности, к диагностированию деловых отношений и установлению деловых контактов, компетентность, высокий интеллект и высокий уровень культуры. А также работники, обладающие склонностью к индивидуальному творчеству и, что наиболее важно, умению жить и работать в новом информационном мире. В настоящее время возникла проблема отставания образования от запросов «новой экономики».
Эти тенденции вынуждают руководителей пересматривать свою политику в сфере образования, финансировать ее, чтобы максимально содействовать ее модернизации, повышению квалификации и качества рабочей силы и тем самым стимулировать экономический рост. Современные условия требуют от системы профессионального образования существенных изменений в структуре подготовки кадров. Система образования призвана должна быть способной подготавливать обучающийся контингент к постоянным изменениям, происходящим в мире техники и технологии, к пониманию относительности знаний и необходимости непрерывного совершенствования образования с целью своевременной адаптации к быстро меняющемуся внешнему миру.
В настоящее время структура потребности экономики в специалистах и структура их выпуска образовательными учреждениями, как правило, не совпадает. Преодоление ситуации связано с определением оптимальной структуры набора в учебные заведения в зависимости от информации о промышленной и инвестиционной ориентированности политики территорий. Кроме того, требуется определить приоритетные направления обучения и переобучения работников и, прежде всего, выделить основные тенденции развития. Целью такой политики является обеспечение потребности экономики квалифицированными кадрами, способными быстро и во многом самостоятельно адаптироваться к технологическим и социально-экономическим изменениям.
3. Финансирование служб занятости осуществляется за счет средств федерального бюджета, используя казначейскую систему обслуживания, что является недостаточным для реализации мероприятий активной политики занятости. В связи автор [4] считает, что нужно законодательно закрепить следующие положения:
создать структуру для поддержки самозанятости и малого бизнеса, учредителями которой могут стать органы местного самоуправления, Государственные учреждения Центров занятости населения, администрация предприятий;
обязательные отчисления в размере 1% от начисленного фонда оплаты труда с оплатой за счет данной структуры;
разрешить работодателям относить вышеуказанные затраты на издержки производства с уменьшением налогооблагаемой прибыли;
денежные средства, направляемые юридическими и физическими лицами на обучение, переобучение, повышение квалификации не облагать налогами с целью повышения качества рабочей силы.
4. Увеличение источников финансирования за счет предоставления платных услуг Государственными учреждениями Центров занятости населения. К ним можно отнести - ксерокопирование, сканирование необходимой информации, продажа продукции, оказание услуг, выполнение работ безработными гражданами в процессе их обучения, переобучения, профориентации и переориентации в соответствии с Порядком реализации мероприятий по содействию занятости населения и направления расходования финансовых средств.
5. Одним из направлений снижения напряженности на рынке труда, улучшения положения безработных, обеспечения их прожиточного минимума, сокращения бедности является содействие самозанятости населения и развитие малого бизнеса.
6. Регулирование рынка труда на региональном уровне предполагает разработку механизма взаимодействия трех уровней управления: федерального, регионального и местного.
Финансирование программы содействия занятости в регионе осуществляется через оплату потребленных товаров и услуг гарантированного спроса. Следовательно, необходимо разработать и использовать систему налоговых льгот для предприятий, внутренняя кадровая политика которых соответствует достижению сбалансированности интересов участников рынка труда на региональном уровне. Автор [4] предлагает следующие мероприятия:
льготы по налогу на прибыль владельцу предприятия, принимающему меры по поддержанию занятости, такие как временный перевод на работу в другую фирму, кадровые перестановки, переподготовку кадров;
льготы по налогу на прибыль владельцу предприятия, осуществляющему пере- и дооборудование предприятия, в ходе которого существует необходимость высвобождения части работников на период модернизации;
Информация о работе Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование