Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить:
Введение
3
1. Характеристика Российской экономики региона
5
1.1. Показатели социально-экономического развития
5
1.2. Характеристика трудовых ресурсов
15
2. Теоретические основы рынка труда
19
2.1. Население и трудовые ресурсы
19
2.2. Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы
24
2.3. Виды рынков труда
26
2.4. Спрос и предложение рабочей силы
32
2.5. Особенности российского рынка труда
33
2.6. Регулирование рынка труда
39
3. Анализ рынка труда в УР
45
3.1. Анализ занятости населения
45
3.2. Виды безработицы, анализ ее уровня
51
3.3. Управление занятостью населения
55
Заключение
65
Список использованной литературы
Следующей особенностью российского рынка труда является скрытая безработица. Скрытая безработица включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц, формально занятых, когда работник лишь числится в штате. В эту категорию входят работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. К особенностям скрытой безработицы можно отнести следующее: этот вид безработицы в любой момент может превратиться в открытую форму; масштабы скрытой безработицы определить очень сложно.
Скрытая безработица порождается различными причинами. Во-первых, глубоким нарушением функционирования рыночных механизмов. Во-вторых, трансформационные процессы в обществе также являются причинами возникновения скрытой безработицы. Высокий уровень скрытой безработицы приходится на начало проводимых реформ, когда изменились условия работы сферы бизнеса. Предприятиям понадобилось время для адаптации. Сокращение производственных мощностей в этот период составило 40-60%. Многие фирмы были вынуждены часть работников отправить в вынужденные отпуска без сохранения содержания и перейти на сокращенный режим работы: три дня в неделю или четырехчасовой рабочий день вместо восьмичасового. В третьих, скрытую безработицу могут породить и чисто экономические причины. В результате конкуренции наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, которые вынуждены покинуть отрасль и рынок. Банкротство предприятия может быть следствием неправильной оценки рыночного сегмента, производства некачественной продукции или переключения спроса покупателей на товар-заменитель. В итоге возникает безработица особого рода, не имеющая отношения к структурным сдвигам в экономике, НТП и иным обстоятельствам. В Удмуртской Республике причинами скрытой безработицы явились:
особенность технологических процессов, так как многие предприятия производили продукцию военно-промышленного комплекса, машиностроения и химической промышленности;
наличие в течение длительного периода социальной инфраструктуры на предприятиях;
характерным для СССР патернализмом руководителей предприятия;
сокращение трансакционных издержек на рынке труда;
низкий уровень затрат на оплату труда в общих издержках производства.
Крупные предприятия со сложным технологическим циклом не могут резко сократить количество работающих даже в случае значительного сокращения объемов производства. Это связано с использованием негибких технологий на отечественных предприятиях, так как специфика отечественной промышленности требует работы всех занятых, даже в случае производства лишь 20% продукции. Наличие разветвленной социальной сферы. Значительное сокращение объемов производства на предприятии отражалось в первую очередь на уменьшении количества работающих в основном производстве. Количество занятых в социальной сфере практически не изменялось. Заинтересованность руководителей предприятия в сохранении основного состава работников подкреплялась надеждой на улучшение экономической конъюнктуры и увеличение масштаба производства предприятия. В этом случае имеет место экономия трансакционных издержек, связанных с подбором необходимых работников, наймом и расстановкой кадров. Доля заработной платы в общих издержках производства в настоящее время составляет 10-12%. Это делает бессмысленным экономию на рабочей силе. В большинстве стран Западной Европы и США аналогичный показатель находится в пределах 40-50%. Для российских предприятий характерны не только сверхзанятость, но и избыточные запасы оборудования, лишние помещения, свободные производственные мощности, спад производства сделал эти ресурсы избыточными. Аренда или распродажа излишних мощностей позволяет выплачивать заработную плату «лишним» работникам. Работодателю выгоднее осуществлять поддержку частичной занятости на предприятии по сравнению с сокращением работников. Снижение среднего уровня оплаты труда соответственно приводило и к уменьшению величины единого социального налога (36,5% от фонда заработной платы работников предприятия – до 2004 г.) на большую величину, чем сумма зарплат, выплачиваемая «ненужным» работникам. Таким образом, в определенной степени скрытая форма безработицы в реформируемой российской экономике выполняет роль своеобразного социального «амортизатора», то есть происходило искусственное сдерживание массового высвобождения рабочей силы. Занятость в России в 1992-1997 гг. сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. По данным института экономики переходного периода, в 1992-1997 гг. при снижении ВВП страны на 1% уменьшение численности занятых в ее экономике составляло в среднем всего 0,34%. В конце 90-х гг. ХХ в. скрытая безработица стала сокращаться во многих регионах страны, в том числе и в Удмуртской Республике. Уровень скрытой безработицы не фиксируется рынком труда. Данная тенденция прослеживается относительно общего уровня безработицы.
В 2000-х гг. уровень безработицы в Удмуртской Республике сокращался значительно медленнее, чем в развитых регионах ПФО. В 2004-2008 гг. он держался на уровне 8%. Причина стагнации на рынке труда – медленный рост экономики республики. В период кризиса уровень безработицы по МОТ: в феврале 2009 г. он превысил 10% и к августу 2009 г. сократился до 9%. Адаптация рынка труда к кризисным условиям идет в основном через механизм скрытой безработицы. Доля занятых неполное время выше средней по стране (4-5% от всех занятых), а при более точном подсчете по крупным и средним предприятиям она достигает 7-8%. Практика неполной занятости особенно широко распространена на машиностроительных предприятиях (до 15-20% занятых в целом).
Статистические данные свидетельствуют о том, что в структуре безработных преобладают лица в возрасте 20-29 и 40-49 лет. Это обусловлено тем, что в возрасте 20-29 лет многие заканчивают учебные заведения и не могут сразу устроиться на работу по специальности, а люди в возрасте 40-49 лет в результате структурной перестройки экономики не могут быстро приспособиться к потребностям новых отраслей или к условиям рыночной экономики.
Количество работников, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, сократилось на 11%, а в торговле, общественном питании выросло в два раза, в сфере деятельности по обеспечению рынка и операции с недвижимостью – в 12 раз, в отраслях кредитования и страхования – на 18%, в аппарате органов управления, судебных, юридических организациях и охране общественной безопасности - в 1,5 раза. В результате изменилась отраслевая структура занятости.
Таким образом, сложилась так называемая «российская модель» формирования рынка труда. Она характеризуется тем, что в России трансформационный спад в экономике был глубже и продолжительнее, чем в других странах с переходной экономикой, однако занятость оставалась достаточно устойчивой, малочувствительной даже к ее шоковым проявлениям. Рост безработицы растянулся на довольно продолжительный период. Низкая эластичность снижения занятости и увеличения безработицы по сравнению со спадом производства обеспечивалась разными формами сокращения рабочего времени, распространением неполной занятости и снижением оплаты труда.
На поверхности процесса формирования рынка труда наблюдается радикальное изменение структуры занятости. Как альтернатива государственным и кооперативным предприятиям появились мелкие предприятия. Причинами произошедшего являются не только сокращение занятых и снижение оплаты их труда, но и ограниченность альтернативной занятости, падение спроса на труд, неразвитость рынка жилья, невысокое качество рабочей силы.
2.6. Регулирование рынка труда
Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:
территориального размещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) и незанятой части экономически активного населения;
характеристик рабочих мест (по содержанию труда, уровню оплаты труда, условиям труда и т.п.) и возросших запросов незанятой части экономически активного населения;
профессионально-
Менять ситуацию на рынке труда в нужную сторону, т.е. регулировать его, можно, воздействуя на отдельные факторы. Но необходимо ли вообще регулирование и не положиться ли лучше на саморегулирование, в определенной мере свойственное рыночной системе? Однако известно, что рыночный механизм не безупречен. Сам по себе он не обеспечивает "полной, продуктивной и свободно избранной занятости", как того требует Закон о занятости населения России. Неорганизованный рынок труда не в состоянии своевременно приспособить структуру рабочей силы к изменяющемуся спросу на нее или обеспечит это с большими социальными издержками. Цель может быть достигнута при направленном воздействии на рыночный механизм, осуществляемом через совокупность взаимосвязанных мер экономического, правового, организационного характера, призванных изменить ситуацию на рынке труда, обеспечить нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение социального напряжения. Чисто конкурентные (основанные на свободной конкуренции) и чисто регулируемые рынки труда существуют лишь в теоретических моделях. В различных странах реально существующие рынки находятся между этими двумя крайностями, сдвигаясь в ту или иную сторону в зависимости от действующей экономической системы, а на разных предприятиях - в зависимости от стиля руководства (демократического или авторитарного). Регулирующее воздействие носит различный характер: защитный (особенно для отдельных слоев населения), поощрительный (для администрации, населения), ограничительный, директивный, контрольный, организационный и т.д. Объектом регулирования служит поведение как собственников рабочей силы, так и работодателей. Целенаправленное регулирование процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Следовательно, регулирование рынка труда - это взаимоувязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий. Есть два типа регулирования рынка труда: пассивное, когда объектом внимания становится рабочая сила, уже попавшая на рынок труда и активно ищущая применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях - на переподготовку; активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок труда, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, т.е. меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающий характер. Регулирующая функция государства осуществляется через:
пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, охрану и условия труда, формы трудоустройства и т.п.;
установление минимума заработной платы;
социальную защиту малоимущих слоев населения, высвобождаемых работников;
контроль за уровнем безработицы;
организацию системы подготовки и переподготовки населения;
федеральную программу занятости и т.д.
Непосредственно регулирование рынка труда осуществляется через такие государственные структуры, как федеральная служба занятости, министерство труда, федеральная миграционная служба и пр. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральной службе занятости, функции которой были определены Верховным Советом Российской Федерации. По наиболее важным вопросам принимаются правительственные решения. Например, в целях реализации Закона о занятости населения и предупреждения массового высвобождения рабочей силы издано постановление, где содержатся критерии массового высвобождения работников, перечень мероприятий по содействию занятости населения, основные принципы взаимодействия работников, работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти по организации занятости населения, требования к предоставлению предприятиями и организациями в территориальные службы занятости населения информации о сроках массового высвобождения работников, объемах высвобождения, сведений о каждом высвобожденном работнике. Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д. Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как:
развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;
развитие новых форм хозяйствования;
разрешение нестандартных форм занятости;
организация общественных работ;
стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;
субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда);
льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости;
снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.
Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д. Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как:
изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства;
расширение масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения квалификации;
миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;
информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;
разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения.
А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:
миграционная политика в регионе;
сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости;
увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме;
увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;
повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию;
интеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и др.
Как видим, среди мер, используемых правительством и местными органами управления в регулировании рынка труда, названы финансовая помощь и выделение кредитов предприятиям (организациям) и даже целым отраслям, оказавшимся в сложном экономическом положении. Однако здесь необходимо учитывать и негативные последствия такого рода шагов. Инвестиционная политика, направленная на искусственное сдерживание безработицы, может привести к наращиванию инвестиционных процессов, падению объемов производства и производительности труда и как следствие - к хронической безработице, дальнейшему обострению социальных проблем, что ставит под сомнение сами экономические реформы. Следовательно, инвестиционная политика государства должна быть рациональной, а подход к приватизации государственных предприятий и привлечению иностранных инвестиций - взвешенным. Нормально функционирующий рынок труда предполагает наличие механизма, обеспечивающего полное возмещение затрат на расширенное воспроизводство рабочей силы и устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.
Информация о работе Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование