Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа
Рыночная экономика обусловливает необходимость развития хозяйствующих субъектов в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Цели, принципы и методы управленческого анализа……………..6
1.1Методологические принципы управленческого анализа и уровни его проведения……………………………………………………………………….9
1.2Методы управленческого анализа…………………………………………11
Глава 2.Понятие, предмет и метод экономического анализа………………15
2.1Характеристика основных приемов и методов экономического
анализа…………………………………………………………………………19
Глава 3.Экономический анализ и его связь с контролем…………………..22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………….27
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Цели, принципы и методы управленческого анализа……………..6
1.1Методологические принципы
управленческого анализа и уровни его
проведения……………………………………………………
1.2Методы управленческого анализа…………………………………………11
Глава 2.Понятие, предмет и метод экономического анализа………………15
2.1Характеристика основных приемов и методов экономического
анализа…………………………………………………………
Глава 3.Экономический анализ и его связь с контролем…………………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Рыночная экономика
Экономику государства упрощенно
можно рассматривать как
В условиях становления и
развития рыночной экономики важной
для казахстанской
Современное производственное
предприятие представляет собой
сложный комплекс, динамизм и слаженность
работы которого обеспечивается механизмом
управления. Механизм управления предприятием
– это, прежде всего, иерархическая
система администрирования
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать внешнюю среду и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматривать как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Он играет существенную роль в развитии бизнеса, т.к. предприятия проводят комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы. В этом заключается актуальность данной темы.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами: при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла; для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах; управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
В результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов, таких как: переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие; переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов; каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.
Результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений.
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.
Глава 1. Цели, принципы и методы управленческого анализа
Управленческий анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ, — служба внутреннего аудита.
Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ, тем не менее, ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:
1)во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
2)во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;
3)в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
В результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов:
-переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;
-переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;
-каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение.
А результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений.
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов — к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности казахстанских предприятий.
Выделяются два направления экономического анализа на предприятии и соответственно две группы показателей:
-показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;
-показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.
При управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.
Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
Показатели |
Способ расчета |
1. Рентабельность продаж 2. Рентабельность активов (return on assets, ROA) 3. Норма прибыли на собственный капитал (return oh equity, ROE) 4. Норма чистой прибыли на собственный капитал 5. Эффективность труда |
Балансовая прибыль/Выручка от реализации Балансовая прибыль/Стоимость активов
Балансовая прибыль/
Чистая прибыль/Собственные средства Выручка от реализации/ Численность работающих |
1.1 Методологические
принципы управленческого
В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие общеметодологические принципы:
системный подход, в соответствии
с которым предприятие
принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
динамический принцип
и принцип сравнительного анализа:
анализ всех показателей в динамике,
а также в сравнении с
принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональной).
В соответствии с выделенными принципами управленческий анализ деятельности предприятия осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии. Ранее было выделено три уровня принятия управленческих решений и соответственно три уровня анализа: корпоративный, конкурентный (деловой, или бизнес-уровень) и функциональный. Сложность проведения анализа заключается в том, что управленческие решения этих уровней тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют иерархическую структуру.
Следует отметить, что в любой экономической системе все тесно взаимосвязано и сложно выделить непересекающиеся блоки для анализа. В данном случае выделение уровней принятия управленческих решений является важным методическим шагом, позволяющим структурировать задачи анализа, четко определив круг задач, подлежащих решению на каждом уровне управления. Скажем, принимаемые в функциональной службе (финансовом отделе) решения по управлению финансовыми потоками, безусловно, затрагивают корпоративный уровень и уровень бизнес-единиц, однако анализ управления финансами может быть отнесен к функциональным блокам именно в силу того, что существует (или должна существовать) соответствующая служба. Точно так же маркетинговые, инновационные решения, решения, касающиеся управления персоналом, затрагивают все уровни принятия решений, однако рассматриваются в функциональном блоке, поскольку ими занимаются функциональные службы.
Выделение уровня отдельных видов деятельности (бизнес-единиц) существенно усложняет задачу управленческого анализа, так как такой уровень принятия управленческих решений наименее развит или наименее формализован на российских предприятиях. Однако при таком подходе появляется возможность делегировать полномочия в крупных диверсифицированных фирмах, определять права и ответственность в сфере управления отдельными продуктами предприятия.
1.2 Методы управленческого анализа
Выделяют следующие методы управленческого анализа:
-ситуационный анализ;
-портфельный анализ;
-кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;
-наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью);
-«мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;
-экспертные оценки;
-математические методы — анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.
Методы работы с количественной информацией более очевидны и традиционны в отличие от методов сбора и анализа качественной информации. Основными методами получения качественной информации являются беседы с руководителями и специалистами предприятия, экспертами, анкетные опросы работников предприятия, а также различные методы групповой работы, которые позволяют выработать согласованные взгляды и позиции по обсуждаемым проблемам.
Информация о работе Особенности экономического и управленческого анализа