Особенности финансовых ресурсов ОАО «Камская долина»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: определение источников формирования финансовых ресурсов предприятия и их использование на примере ОАО «Камская долина»
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику изучаемому предприятию ОАО «Камская долина»;
Определить его основные финансово-экономические показатели;
Предоставить теоретические аспекты источников формирования финансовых ресурсов и их использования;
Соотнести изучаемую проблему с показателями ОАО «Камская долина» и разработать рекомендации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика объекта исследования: ОАО «Камская долина»…….5
История развития и специфика деятельности ОАО «Камская долина……………………………………………………………………5
Организационно правовая форма предприятия………………………8
Организационно-управленческая структура предприятия………….11
Основные финансово-экономические показатели предприятия……12
Глава 2. Теоретический аспект финансовых ресурсов предприятий.………….18
2.1. Финансовые ресурсы предприятия и их классификация…………....18
2.2. Характеристика собственных средств предприятия…………………20
2.3. Характеристика заемных средств предприятия……………………..22
2.4. Расчет коэффициентов соотношения собственных и заемных средств
………………………………………………………………………….25
2.5. Расчет оптимальной структуры капитала……………………………26
2.6. Анализ доходности собственного капитала…………………………29
Глава 3. Особенности финансовых ресурсов ОАО «Камская долина»………..31
3.1. Финансовые ресурсы и зависимость ОАО «Камская долина» от
внешних инвесторов…………………………………………………...31
3.2. Привлечение заемных средств………………………………………..32
3.3. Факторный анализ рентабельности собственного капитала………..34
3.4. Финансовые риски ОАО «Камская долина»…………………………36
3.5. Рекомендации по формированию финансовых ресурсов ОАО
«Камская долина»………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………...................39
Список литературы…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 764.00 Кб (Скачать)
 

     Анализируя полученные данные мы можем сделать следующий вывод: коэффициент оборачиваемости оборотных средств за период с 2006 по 2008 гг. увеличивался, что говорит о положительной динамике использования оборотных средств, то есть увеличивается количество рублей оборота (выручки) с каждого рубля данного вида активов. Если предприятие постоянно при этом прибегает к дополнительному использованию заемных средств, значит сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности.

     Но  наблюдается снижение скорости оборота  материальных запасов, т.е. число оборотов за отчетный период, за который материальные оборотные средства превращаются в денежную форму (снижение показателя оборачиваемости материальных запасов к 2008 г. до 4,63) и оборачиваемости кредиторской задолженности (снижение к 2008 г. – 1,16).

     В свою очередь наблюдается рост оборачиваемости  дебиторской задолженности (к 2008г. – 0,35), что свидетельствует об улучшении  расчетов дебиторами, и превышение данной величины над оборачиваемостью кредиторской задолженности может  говорить о возможных остатках денежных средств у предприятия.

     Коэффициент оборачиваемости собственного капитала отражает активность собственных средств  или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры или собственники предприятия. Рост в 2008 г. – 2,47 говорит о повышении эффективности используемого собственного капитала.

     Продолжительность операционного цикла из года в  год уменьшается, следовательно, время, в течение которого финансовые ресурсы  находятся в материальных средствах  и дебиторской задолженности уменьшается, что является положительным фактором.

     Продолжительность финансового цикла также снижается, а значит, предприятие сокращает  операционный цикл и замедляет сроки  оборота кредиторской задолженности  до приемлемого уровня, что подтверждается вышеизложенными фактами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Теоретический аспект финансовых ресурсов предприятий

     2.1. Финансовые ресурсы предприятия и их классификация

     Финансовые  ресурсы – это денежные средства, формируемые при образовании  предприятия и пополняемые в  результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а так же путем привлечения внешних источников финансирования. [3].

     Финансовые  ресурсы фирмы представляют совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для реализации его финансовых обязательств и затрат по расширенному воспроизводству. [9]

     Все источники средств предприятия  авторы зачастую разделяют на две  большие группы: собственные и  заемные. Так к данной классификации склоняются следующие авторы: О.И. Волкова [3] и В.И. Титов [8]. Источники и движение денежных ресурсов предприятия, сформированные О.И. Волковой [3], представлены в Приложении 1.

     В табл.2.1. предоставим информацию по видам источников собственных и заемных средств.

     Таблица 2.1. Источники средств предприятия

Источники собственных средств Источники привлеченных средств
1. Уставной  капитал (средства от продажи  акций и паевые взносы участников) 1. Ссуды банков
2. Резервы,  накопленные предприятием  (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль) 2. Заемные средства
3. Прочие  взносы юридических и физических  лиц (целевое финансирование, пожертвование,  благотворительные взносы и др.) 3. Средства от  продажи облигаций и других ценных бумаг
  4. Кредиторская  задолженность
 

     В.Я.Горфинкель [4] также подразделяет источники финансовых ресурсов на собственные и заемные (табл.2.2.). В отличие от В.И. Титова [8] и О.И. Волковой [2] его классификация более развернута, хотя смысловое содержание не изменяется.

     Таблица 2.2. Финансовые ресурсы предприятия

Внутренние Внешние
1. Уставный  капитал 1. Кредиты банков
2. Добавочный  капитал 2. Заемные средства
3. Резервный  капитал 3. Бюджетные  средства
4. Нераспределенная  прибыль 4. Средства внебюджетных фондов
5. Прочие  резервы 5. Средства от  выпуска корпоративных облигаций
  6. Средства от  эмиссии акций
 

     Х. Ширенбек [10]швейцарский профессор, доктор экономических наук в своем учебнике акцентирует внимание на то, что деление форм финансирования на финансирование собственного капитала и финансирование из заемного капитала является грубым и подлежит уточнению. В связи с этим он предлагает деление источников финансирования на внутренние и внешние (табл. 2.2. и табл.2.3.)

     Таблица 2.3. Внешнее финансирование

Внешнее финансирование
Долевое финансирование Заемное финансирование Субвенционное финансирование
Краткосрочное заемное финансирование Долгосрочное  заемное финансирование
Привлечение отвечающего по обязательствам капитала путем приема в компанию новых членов, эмиссии акций и т.д. Например, покупка  с оплатой в рассрочку и  векселями, ломбардный кредит, аккредитивы, авансы клиентов Например, долгосрочный банковский кредит, выпуск облигаций Например, компенсация  государством части инвестиционных затрат, пожертвования, беспроцентные государственные кредиты
 

      Таблица 2.4. Внутреннее финансирование

Внутреннее  финансирование
Финансирование  из денежных потоков Финансирование  в результате реструктуризации активов
Самофинансирование Финансирование из амортизационных отчислений
Нераспределение в течение короткого или длительного  срока получаемых прибылей (часто  скрываемых) Неиспользование в течение короткого или длительного  срока части выручки, направляемой как отчисления в амортизационный и резервный фонды Например, реализация части оборудования, высвобождение  капитала путем сокращения складского запаса, факторинг, возвратный лизинг
 

      Предприятие не может покрыть свои потребности  только за счет собственных источников. Это связанно с особенностями движения денежных потоков, при которых моменты поступления платежей за товары и услуги на предприятие не совпадают со сроками погашения обязательств предприятия, могут возникать непредвиденные задержки платежей. Дополнительная потребность в источниках финансирования может быть также обусловлена инфляцией, когда поступающие на предприятие в виде выручки от реализации средства обесцениваются и не могут обеспечить возросшую в связи с повышением цен на сырье и материалы потребность предприятия в денежных средствах. Кроме этого, расширение деятельности предприятия требует вовлечения дополнительных ресурсов. Таким образом, появляются заемные источники финансирования. [3]

      Заемные средства для предприятия являются платным источником финансирования. Практика показывает, что их использование является более эффективным, чем собственных.

     Принципиальное  различие между источниками собственных  и заемных средств кроется  в юридической причине – в  случае ликвидации предприятия его  владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.  

     2.2. Характеристика собственных средств  предприятия

     Анализ  структуры капитала имеет огромное значение для собственников предприятия  и инвесторов, так как имеющиеся  существенные различия между привлеченными и собственными средствами определяют политику финансового менеджмента предприятия.

     В таблице 2.5. представим краткую характеристику внутренним источниками средств.

     Таблица 2.5. Характеристика внутренних источников финансирования

Собственные средства Характеристика
1. Собственный  капитал Основной рисковый капитал предприятия, средства, которые  предприятие может с наибольшей уверенностью инвестировать на долгосрочной основе и подвергнуть наибольшему  риску
1.1. Уставный  капитал Представляет собой совокупность вкладов учредителей, его размер зафиксирован в учредительных документах. Взнос в уставный капитал может осуществляться как в денежной, так и в имущественной форме — в виде зданий, оборудования, прав пользования землей и природными ресурсами, патентов, лицензий, товарных знаков и других видов нематериальных активов. Он может пополняться за счет прибыли предприятия.

Уставный  капитал акционерного общества разделен на определенное число акций; акционеры  не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Уставный  капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций  общества, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

1.2. Добавочный  капитал Добавочный  капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по нескольким каналам.

Добавочный  капитал возникает в результате:

• прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

• получения  дополнительных денежных средств (или  имущества) при продаже акций  в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

• прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств;

• прироста стоимости внеоборотных активов, созданных  за счет

чистой  прибыли или фондов предприятия;

• отражения  положительной курсовой разницы  по вкладам

иностранных инвесторов в уставные капиталы российских

предприятий.

Что включать в состав добавочного капитала и как его использовать, решают собственники предприятия, разрабатывая соответствующие положения.

1.3. Резервный  капитал Создается в обязательном порядке за счет чистой прибыли и выступает в качестве страхового фонда для возмещения убытков. По его величине судят о запасе финансовой прочности организации. Отсутствие или недостаточная величина резервного капитала рассматривается как элемент дополнительного риска при вложении капитала в организацию. Главная задача резервного капитала состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у организации до того, как будет уменьшен уставный капитал. Минимальный размер резервного капитала не должен быть менее 5% от уставного капитала.

В отличие  от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой организации, независимо от организационно-правовой формы его собственности.

1.4. Нераспределенная прибыль Это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами и осталась в распоряжении предприятия. Ее доля в собственных источниках финансирования российских предприятий невелика, однако это наиболее быстро растущий элемент собственного капитала предприятий. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту.
1.5. Прочие  резервы  
 

     2.3. Характеристика заемных средств  предприятия

      В условиях рыночной экономики внешние  источники финансовых ресурсов имеют  огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. Многообразие каналов привлечения заемных ресурсов создает возможность использовать их в различных ситуациях.

      Все источники финансирования заемного капитала попадают в две категории: финансирования путем получения кредитов (кратко- и долгосрочных) и эмиссии.

      Таблица 2.6. Характеристика внешних источников финансирования

Заемные средства Характеристика
1. Коммерческий кредит Такой кредит предприятие  может получить при закупке товаров  или создании производственного запаса у поставщика. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления.

Особенностью  коммерческого кредита является то, что ссудный

капитал здесь объединен с промышленным. Цель коммерческого

кредита — ускорить реализацию товаров и  получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. Предприятие может получить коммерческий кредит при выпуске товаров или создании производственного запаса у поставщиков. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования. [4]

2. Банковский  кредит При взятии у  банка заемных средств предприятие  заключает с ним кредитный договор, в котором определяются условия предоставления ссуды (срок кредита, условия его погашения), однако еще до заключения договора предприятие должно определить возможности погашения ссуды, т. е. оценить источники, из которых она будет погашаться. Банковское кредитование предприятий на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов возвратности, платности и срочности, отражающих сущность и содержание кредита. Источниками могут быть как собственные средства, имеющиеся при взятии кредита, так и вырученные от реализации продукции. Для определения возможности предприятия рассчитаться со своими долгами применяют показатели платежеспособности, (Кп) или, иными словами, структуры капитала:

Кп = (Собственный  капитал/Весь капитал п/п)*100% [8]

3. Факторинг  и лизинг Основной принцип  факторинга — покупка фактор - фирмой (зачастую в этой роли выступает банк) у своего клиента-предприятия требований к покупателям его продукции. Фактически банк покупает дебиторскую задолженность. В течение 2-3 дней он оплачивает 70—80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Таким образом, банк фактически финансирует предприятие.

Лизинг - это косвенная форма финансирования деятельности (долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества) применяется в случае, когда предприятие не желает приобретать данный вид основных средств или не имеет финансовых возможностей сделать это. По окончании срока аренды право собственности на имущество переходит к арендатору. [8]

4. Выпуск  облигаций Облигации — это разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств. Облигации могут быть краткосрочными (на 1—3 года), среднесрочными (на 3—7 лет), долгосрочными (на 7—30 лет). В конце срока обращения они погашаются, т. е. владельцам выплачивается их номинальная стоимость. Облигации могут быть купонными, по которым выплачивается периодический доход. Купон — это отрывной талон, на котором указана дата выплаты процента и его размер. Облигации могут быть бескупонными, периодический доход по которым не выплачивается. Они размещаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. Разница между ценой размещения и номиналом образует дисконт — доход владельца. Недостатком данного способа финансирования является наличие затрат на эмиссию ценных бумаг, необходимость выплаты процентов по ним, ухудшение ликвидности баланса. [3]

Информация о работе Особенности финансовых ресурсов ОАО «Камская долина»