Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 16:57, реферат
Современная управленческая наука все чаще обращает внимание на «человеческий
фактор», говоря о его важности, указывает на трудность его учета и использования.
Говорить об организационной культуре стали в 70-80-х годах как о феномене,
определяющем деятельность организаций. Однако явление организационной культуры
возникло не во второй половине ХХ века, оно появилось вместе с появлением организаций.
В разные времена, в зависимости от социально-экономических условий существовали
различные типы организационных культур. Но раньше мы не искали их признаки в описании
организации, просто потому, что мы не считали культуру чем-то важным.
С развитием рыночной экономики, переходом к информационному обществу большую
роль приобретают знания, квалификация и, что самое главное, мотивация персонала, без
которой невозможны реализация знаний, идей, инициативы работников.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1 Определение культуры организации …………………………………………………………………5
2. Предмет организационной культуры…………………………………………………………………6
3. Классификация и основные типы организационной культуры……………………………………..8
4. Основные элементы организационной культуры…………………………………………………12
4.1 Ценности...........................................................................................................................................12
4.2 Нормы................................................................................................................................................17
4.3 Другие элементы..............................................................................................................................19
4.4 Структуры организационной культуры..........................................................................................25 5 Организационная структура компании Samsung…………………………………………………...28
5.1. Анализ организационной структуры компании Samsung……………………………………….28
5.2.Организационная культура компании Samsung………………………………………………….28
5.3.Особенности организационной культуры в предприятии……………………………………….28
5.4.Субъективные и объективные элементы организационной культуры………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………………………….30
Организации используют различные типы обычаев для выражения разного рода
идеологических образцов.
Ритуал – следующий определенному образцу, культурно стандартизированный набор
действий или слов символического содержания, предписываемых традицией (форма
символического поведения). Иногда ритуалу приписывают какое-то негативное значение как
некоторой форме бессмысленного, отжившего поведения.
«Ритуал можно понимать в трех смыслах: во-первых, как принцип межиндивидуальных
повседневных взаимодействий; во-вторых, это тип индивидуальной адаптации, когда
индивид отвергает культурно определенные цели по причине неспособности их достижения,
но продолжают исполнять институциональные правила и нормы, предназначенные для
достижения этих целей; в-третьих, это систематическое следование нормам и правилам,
которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не
соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни» [7, с. 127–128]. 23
В целом же ритуалом можно считать сравнительно короткое по своей
продолжительности действие, осуществление которого носит, как правило, непроизвольный
характер. В организации, как и в обществе в целом, ритуал является неотъемлемым
фактором человеческого поведения. Особый интерес у исследователей вызывают ритуалы,
выражающие характерные для организации идеологические образцы.
В повседневной жизни фирмы ритуалы играют важную роль. Они укрепляют структуру
фирмы. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на фирме.
Ритуалы, выражающие признание, например: юбилеи, празднование успехов во внешней
службе, зачисление в перспективный резерв, публичные поощрения – все эти события
должны продемонстрировать что вознаграждается, и что торжественно отмечается. Ритуалы
служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы.
Табу – термин, представляющий собой категорический запрет на определенные
действия по отношению к табуированным предметам. Табу представляется как нечто само
собой разумеющееся и является символом членства в группе. В основе табу лежат убеждения
о нежелательности или даже опасности определенных действий. В большинстве
американских организаций существует табу на разглашение ее сотрудниками информации о
размере получаемых ими окладов.
Обряды и церемонии.
Обряд – устойчивая, упорядоченная последовательность символических коллективных
действий, воплощающая в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы,
ценности и вызывающая определенные коллективные чувства. Как правило, большинство
воплощаемых руководством организации управленческих стратегий, направленных на
достижение конкретных практических целей, также могут выступать в роли культурных
обрядов (обряд приема в штат или назначения на руководящую должность, например,
символизирует изменение статусных позиций сотрудников организации).
Церемония представляет собой более детализированную, продолжительную
последовательность действий, включающую в себя некоторое число обрядов.
Элементом системы управления организационной культурой можно также считать
систему информирования.
Система информирования – система передачи и циркуляции информации в
организации, использующая формальные, неформальные, культурные средства
информирования членов организации.
Система информирования обеспечивает реализацию следующих задач:
• обеспечение базовой информацией о законах, правилах, требованиях
организации, ее структуре, основных процедурах решения вопросов в
организации;
• оперативное информирование об изменениях в законах, правилах, требованиях
организации, ее структуре, основных процедурах решения вопросов в
организации;
• информирование о движении фирмы, ее успехах и проблемах;
• развитие и коррекция фоновой информации;
• мотивация на участие в мониторинговых исследованиях;
• коррекция внешней информации;
• развитие менеджеров и ключевых специалистов (обучающая информация);
• обеспечение информационной базы для принятия организационно-
управленческих решений;
• адаптационная функция (первичное информирование об организации);
• координационная функция (информация о стратегических задачах, акценты в
решении этих задач, предпочтительные способы); 24
• мотивационная функция (система информирования о поощрениях и
взысканиях);
• обеспечение двустороннего движения информации.
Эффективность действующей в организации системы информирования определяется
соответствием следующим правилам:
• регулярность исследований отношения сотрудников к организации и системе
управления, которые позволяют выявить проблемы до того, как они станут
кризисом;
• последовательность и регулярность сообщений как хороших, так и плохих
новостей;
• личностная окрашенность коммуникативных сообщений;
• искренность сообщаемой информации;
• инновационность в выборе коммуникативных решений;
• обязательность информирования сотрудников о результатах исследований, с
одной стороны, обеспечит обратную связь, а с другой – является мотиватором
для последующих мониторинговых исследований;
• двусторонняя направленность каналов коммуникации, подразумевающая
возможность подготовки коммуникационных сообщений, авторами которых
являются сотрудники, а реципиентом – администрация.
Чтобы сама работа была мотивирующим фактором, необходимо чтобы индивиды
чувствовали, что делают что-то значимое и им необходимо обязательно получать обратную
связь.
Обратная связь – это, пожалуй, тот самый момент в организации деятельности
подчиненных, которым пренебрегают менеджеры. Точнее, это положительная или
нейтральная обратная связь, поскольку негативную обратную связь дают обычно все.
А именно такое сочетание (негативная обратная связь при полном отсутствии других видов
обратной связи) является одним из основных источников демотивации сотрудников.
Решение проблемы здесь состоит в обязательных процедурах, специальным образом
организованных, вынуждающих менеджеров давать такую положительную или нейтральную
обратную связь.
Социально-психологический климат – это устойчивая система внутренних связей
группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах
деятельности. Это социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных
ориентаций, межличностных отношений, взаимных ожиданий. Социально-психологический
климат зависит от среды и уровня развития коллектива, непосредственно влияет на
деятельность его членов, на осуществление его основных функций. Социально-
психологический климат (СПК) не отделим от культуры организации и является отражением
состояния культуры группы в конкретный момент времени и при существующих в данный
момент обстоятельствах.
СПК может быть благоприятным и неблагоприятным в зависимости от того, как он
влияет на общую работоспособность коллектива.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуется следующим:
• ценности и отношения в коллективе соответствуют в основном ценностям и
задачам общества, т. е. социально одобряются и одновременно соответствуют
ценностям и задачам организации;
• у членов коллектива достаточно развита потребность в труде на благо общества
как сфере самоактуализации личности;
• развито творческое отношение к труду, поощряется инициатива;
• в межличностных отношениях господствует взаимное доверие и уважение друг
к другу; 25
• групповая деятельность эффективна, коллектив характеризуется высоким
уровнем сплоченности;
• существует достаточная взаимовыручка и взаимная ответственность.
Неблагоприятный, нездоровый социально-психологический климат характеризуется
следующим:
• преобладание рвачества (побольше взять от общества, поменьше дать);
• неуважение к товарищам;
• подавление творчества, инициативы;
• равнодушие и черствость в общении;
• склоки, сплетни, подсиживание;
• невозможность привести в действие групповой потенциал;
• падение результативности;
• взаимное укрывательство, «круговая порука».
Изучение состояния СПК поможет оценить, какое влияние оказывает организационная
культура на деятельность предприятия – положительное или отрицательное.
4.4. Структуры организационной культуры
Культуру можно представить как достаточно сложную систему, имеющую следующие
структуры: ценностно-нормативную, организационную структуру, структуру коммуникаций,
структуру социально-психологических отношений, игровую (мифологическую) структуру,
структуру внешней идентификации (фирменного стиля). Каждая структура представляет
собой срез организационной культуры в какой-то важной для анализа плоскости, отражает
один аспект деятельности организации. Эти срезы могут пересекаться, т. е. содержать
одинаковые элементы, но рассмотренные с разных точек зрения.
Ценностно-нормативная структура:
• основные ценности, разделяемые в организации;
• корпоративные традиции, ритуалы;
• корпоративные нормы и правила (взаимоотношения с клиентами).
Принято считать, что именно ценности являются ядром, определяющим
корпоративную культуру в целом, и в большей или меньшей степени разделяемые всеми
членами организации. Эти ценности, как правило, не осознаются, но именно они являются
стержнем человеческой составляющей любой организации. Ценности не только могут
проявляться в поведении и языке, они определяют выборы, которые делает организация,
решения, которые принимаются. Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими
людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных
целей, так и негативными, которые отрицательно влияют на организационную
эффективность. Они определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и
клиентами, уровень мотивированности, активность и другое.
Поведенческие нормы – это те требования (как зафиксированные в документах, так и
негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил,
определяющих, каким должно быть «правильное», «должное» поведение членов
организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, быстрое и качественное
обслуживание клиентов, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства,
помощь и сотрудничество в командной работе и т. п.
Организационная структура:
• формальная и неформальная организационная структура;
• структура власти и лидерства;
• нормы и правила (писаные и неписаные) внутреннего взаимодействия;
• традиции и правила «внутреннего распорядка» (поведения на рабочем месте). 26
Структура коммуникаций:
• структура формализованных и неформальных информационных потоков;
Информация о работе Основные элементы организационной культуры предприятия