Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 16:57, реферат
Современная управленческая наука все чаще обращает внимание на «человеческий
фактор», говоря о его важности, указывает на трудность его учета и использования.
Говорить об организационной культуре стали в 70-80-х годах как о феномене,
определяющем деятельность организаций. Однако явление организационной культуры
возникло не во второй половине ХХ века, оно появилось вместе с появлением организаций.
В разные времена, в зависимости от социально-экономических условий существовали
различные типы организационных культур. Но раньше мы не искали их признаки в описании
организации, просто потому, что мы не считали культуру чем-то важным.
С развитием рыночной экономики, переходом к информационному обществу большую
роль приобретают знания, квалификация и, что самое главное, мотивация персонала, без
которой невозможны реализация знаний, идей, инициативы работников.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1 Определение культуры организации …………………………………………………………………5
2. Предмет организационной культуры…………………………………………………………………6
3. Классификация и основные типы организационной культуры……………………………………..8
4. Основные элементы организационной культуры…………………………………………………12
4.1 Ценности...........................................................................................................................................12
4.2 Нормы................................................................................................................................................17
4.3 Другие элементы..............................................................................................................................19
4.4 Структуры организационной культуры..........................................................................................25 5 Организационная структура компании Samsung…………………………………………………...28
5.1. Анализ организационной структуры компании Samsung……………………………………….28
5.2.Организационная культура компании Samsung………………………………………………….28
5.3.Особенности организационной культуры в предприятии……………………………………….28
5.4.Субъективные и объективные элементы организационной культуры………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………………………….30
Субъективная организационная культура включает в себя разделяемые всеми работниками ценности, убеждения, этические нормы, духовные символы (герои организации, истории и мифы о лидерах и самой организации, обряды, язык и стиль общения работников). Субъективная
организационная культура создает основу для формирования управленческой культуры, то есть стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различия между схожими на вид организационными культурами.
Известный профессор Лондонской школы бизнеса Чарльз Хэнди определил четыре основных типов организационной культуры: культура Власти, культура Роли, культура Задачи и культура Личности, которые отличаются характером управления организацией. В Приложении
представлены тесты, которые позволят определить тип организационной культуры конкретной фирмы по Ч.Хэнди.
Американский исследователи К.Камерон и Р.Куинн счиатют, что
существуют следующие типы организационной культуры: клановая, адхократическая, иерархическая, рыночная.
Организации с клановой культурой фокусируют внимание на гибкости в принятии решений внутри организации, заботе о людях, добром чувстве к потребителям, лидеры – воспитатели. Организация объединяется за счет преданности и традиций. Высокое значение придается моральному климату,сплоченности коллектива. Успех определяется добрым чувством к потребителям и заботе о людях.
Организации с адхократическим типом культуры фокусируют
внимание на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подхода к людям. Люди готовы идти на риск, лидеры – новаторы. Связывает организацию преданность экспериментированию и новаторству. Успех означает производства уникальных новых продуктов.
Поощряется личная инициативы и свобода. Иерархическая культура характерна для организаций, которые фокусируют внимание на внутренней поддержке в сочетании с требуемой
стабильностью и контролем. В организациях с иерархической культурой формализованное и структурированное место работы. Лидеры – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Успех определяется в выполнении календарных графиков, низких затратах. Управление
персоналом сосредоточено на гарантии занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Организации с рыночной культурой акцентируют внимание на внешних
позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. Главной заботой организации является выполнение поставленной задачи и достижение цели. Лидеры – твердые руководители и жесткие конкуренты.
Главное в организациях с культурой, ориентированной на роли, – процедуры, правила, предписанные функции. В центре внимания в организациях с культурой, ориентированной на задачу– выполнение задачи, способность справляться с задачей, новой ситуацией, способность
адаптироваться к ней. Главное в организациях с культурой, ориентированной на человека – потенциал человека, работника, его умения. В организациях с культурой, ориентированной на власть акцент делается на росте организации, а значимость работников определяется значимостью
занимаемой ими должности.
По характеру развития можно выделить также «мужские» и «женские»
культуры.
Мужские культуры обеспечивают связь и адекватную и своевременную реакцию на изменения во внешней среде, производят обмен информацией с нею. Мужские культуры тяготеют к динамичности, постоянному обновлению, стремлению к изменениям. При доминировании
мужского начала в культуре организации будут стремиться к постоянному внедрению инноваций, качественным преобразованиям.
Женские культуры обеспечивают устойчивое функционирование организации, стремятся к сохранению, упрочению, расширению достигнутых результатов и существующих порядков. При преобладании женской культуры в организации основные усилия управляющего воздействия будут направлены на усиление и сохранение старого. Обе культуры взаимодополняемы и
необходимы для нормального функционирования организации, так как в разных условиях различные культуры оказываются более целесообразными.
Голландский исследователь Гирт Хофстед, разделяет организационные
культуры по следующим аспектам:
• по степени индивидуализма или коллективизма;
• по степени неприятия неопределенности, то есть степени комфорта
сотрудников при необходимости принимать решения, определении
будущего;
• по степени мужественности или женственности. Мужественность
определяет степень настойчивости, независимости, индивидуального
доминирования, поощряемого в организации;
• по дистанции между людьми, имеющими различный статус (дистанции
власти), то есть в какой степени члены организации воспринимают статус
и социальное положение лиц;
• по степени значимости настойчивости, статуса, бережливости, и
незначительности личной стойкости, репутации, уважение традиций,
взаимность услуг (Г.Хофстед назвал этот аспект «конфуцианский
динамизм»).
Интровертная организационная культура характеризуется
акцентированием внимания на внутренней среде организации (структуре,
процессах, ресурсах), на внутренних связях и отношениях фирмы (между
подразделениями, работниками). Организации с экстравертной культурой
сосредотачивают внимание на внешних связях и отношениях, они
направлены во внешнее окружение, активно взаимодействуют с внешней
средой.
В организациях с культурой индивидуализма приоритетной ценностью
является личный успех каждого работника, личная карьера, для работников
характерно совершенствование собственного профессионализма, часто узко
специализированного. В организациях с культурой коллективизма можно
наблюдать преобладание коллективных решений, приоритет интересов и
целей организации над личными интересами работников; в таких
организациях высокий «командный дух», сплоченность коллектива,
работники идентифицируют себя с организацией. Важно отметить, что «бюрократическая организационная культура» не
является синонимом неэффективной, устаревшей культуры. В определенных
условиях и для определенных организаций данный тип культуры может
являться предпочтительным.
Известный немецкий социолог, философ, экономист Макс Вебер
сформулировал теорию бюрократии, где он определял бюрократическую
организацию как наиболее совершенную и эффективную. Причины высокой
результативности бюрократического устройства организаций М.Вебер видел
в четко определенных и очерченных функций и обязанностей каждого члена
организации; в таких организациях четко распределена власть и полномочия; жесткие обезличенные требования к должности обеспечивают прием на работу только квалифицированных специалистов. Преимущество бюрократической организации в иерархии, субординации, в том, что управление основывается только на письменных приказах и распоряжениях.
В бюрократических организациях существуют четкие стабильные и простые правила, которые любой может быстро понять и запомнить. За счет
этих качеств, по мнению М.Вебера, достигается максимальная эффективность организации, уменьшение трений в коллективе, снижения
затрат материальных и человеческих ресурсов. Главная положительная черта
бюрократии – ее полная обезличенность
Бюрократический тип организационной культуры имеет свои
положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.).
4. Основные элементы организационной культуры
Элементами организационной культуры являются ценности, разделяемые
большинством членов организации, а также нормы поведения и процедуры,
поддерживающие воспроизводство господствующих ценностей организации, средства, с
помощью которых передаются ценности и нормы другим поколениям работников –
эмоциональный информационно-исторический фон и система информирования в
организации, социально-психологический климат.
4.1. Ценности
Основу любой организационной культуры составляют ценности и нормы поведения,
поддерживающие воспроизводство господствующих ценностей организации.
Ценности – объекты и явления, наиболее важные, с точки зрения субъекта, которые
являются целями и ориентирами его жизнедеятельности. Отвечают основным потребностям
субъекта, служат средством их удовлетворения.
Ценности обеспечивают сохранение целостности социальной системы (организации), в
силу того, что в ценностях выражается особая значимость определённых материальных и
духовных благ для существования и развития системы. С точки зрения управления
персоналом организации важны как ценности-цели, отражающие стратегические цели
существования организации, так и ценности-средства, т. е. те ценные для данной
организации качества персонала (например, дисциплинированность, честность,
инициативность) и характеристики внутренней среды (например, командный дух), которые
позволяют достигнуть ценности-цели.
Изначально при создании (образовании) организации закладываются ценности-цели,
определяющие назначение, роль организации; этому процессу придается первостепенное
значение, но при этом забывают о необходимости формирования ценностей-средств –
ценностей, с помощью которых достижение данных целей будет более успешно. Ценности-
цели выражаются в миссии организации и являются важнейшим элементом организационной
культуры. Они формируются, как правило, на начальном этапе образования организации под
непосредственным влиянием руководителя (непосредственно руководителем, с учетом его
способностей, уровня компетентности, стиля руководства и даже его характера).
Всякая система, в том числе и организация, стремится удовлетворить свои
потребности. Кроме индивидуальных целей, которые отражают потребности личностей,
входящих в организацию как систему, существуют также цели, направленные на
самосохранение организации.
Эти оба вида целей интегрируются в основной цели деятельности
предпринимательской организации – ценности-цели – миссии, реализация которой возможна
через удовлетворение потребностей субъектов внешней среды.
Миссия в качестве ценности-цели дает субъектам внешней среды общее представление
о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова
использовать в своей деятельности, какова ее философия, что в свою очередь способствует
формированию или закреплению определенного имиджа организации.
Ценности-цели способствуют формированию единства внутри организации и созданию
корпоративного духа. Доведенные до сознания сотрудников ценности-цели ориентируют их
в неопределенной ситуации, создают возможность для более эффективного управления
организацией, так как они обеспечивают непротиворечивость набора целей, обогащают
деятельность работника.
«В нормативном регулировании поведения ценность похожа на цель, но, в отличие от
цели, она не может быть задана волей р уководства или лидерской группы, а
сопряжена со свободным признанием… Ценность требует смысла – признания набора 16
действий и суждений как аффективных жизненных переживаний, формирующих человека
и организацию» [5, с. 40].
Ценности-средства (ценности, позволяющие достигать цели организации, например,
качества персонала, принципы работы организации) могут как целенаправленно внедряться
в организацию, так и образовываться (формироваться) стихийно – на основе опыта
Информация о работе Основные элементы организационной культуры предприятия