Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель работы: изучить, как организовано производство молока в данном хозяйстве, насколько эффективно используются имеющиеся в распоряжении ресурсы и имеются ли резервы для повышения эффективности производства, предложить пути повышения этой эффективности.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1. Изучить организацию производства молока в ООО «Бурмакино плюс»;
2. Оценить эффективность производства;
3. Найти и рассчитать резервы повышения эффективности;
4. Найти пути повышения эффективности производства молока.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКАЯ ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БУРМАКИНО ПЛЮС» 6
1.1. Анализ организационного устройства предприятия 6
1.2. Характеристика природных и климатических условий 9
1.3. Местонахождение, пункты реализации продукции, дорожная сеть 10
1.4. Землепользование хозяйства и его структура 11
1.5. Специализация и интенсификация производства 13
1.6. Обеспеченность трудовыми ресурсами и их использование 16
1.7. Рентабельность производства 18
2. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БУРМАКИНО ПЛЮС». 20
2.1. Характеристика отрасли, животноводческих помещений 20
2.2. Организация труда и технология производства молока 24
2.3. Качество молока и организация сбыта 25
2.4. Организация оплаты труда административно-управленческого аппарата, нормирования и оплаты труда работников предприятия 26
2.5. Экономическая эффективность производства молока 31
3. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
Как видно, собственная земельная площадь хозяйства невелика и представлена в основном сельскохозяйственными угодьями, из которых наибольший удельный вес занимает пашня, 61,8%. Кроме того у хозяйства имеются пастбища, составляющие 38,2% от всех сельскохозяйственных угодий.
Для оценки использования хозяйством земельных ресурсов рассчитываются показатели эффективности. Они дают более полное представление о деятельности предприятия с точки зрения экономики. Экономическая эффективность может быть выражена и в натуральных и в стоимостных показателях (см. табл.2). В качестве исходных данных берутся количество произведенного молока, стоимость валовой продукции, денежная выручка от реализации продукции, ее полная себестоимость, прибыль или полученный убыток от реализации.
Таблица 2 - Экономическая эффективность использования сельскохозяйственных угодий за 2008 год
Показатели |
Анализируемое предприятие |
Урожайность с 1 га, ц: |
|
зерновых и зернобобовых |
- |
многолетних трав на сено |
25 |
однолетних трав на сено |
- |
естественных сенокосов на сено |
- |
Произведено на 100 га с.-х. угодий: |
|
Молока, ц |
2224 |
Прироста живой массы скота, ц: |
62,3 |
-крупного рогатого |
62,3 |
-свиней |
- |
Валовой продукции, тыс.руб. |
2770 |
в т.ч.валовой продукции животноводства |
2563 |
Денежной выручки, всего, тыс.руб. |
2928 |
в т.ч. животноводства |
2928 |
Прибыли, всего, тыс.руб. |
604 |
в т.ч. животноводства |
604 |
Все показатели в расчете на 100 га с.-х. угодий достаточно велики и показывают, что земельные ресурсы используются очень эффективно.
Специализация – это производство определенного вида продукции, которое в данных условиях и при данных ресурсах получается у предприятия наиболее эффективно. Специализация развивается под воздействием двух тенденций: с одной стороны – углубление общественного разделения труда, содействующее более узкой специализации, с другой – особенности сельскохозяйственного производства вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий.
В качестве основного показателя, характеризующего специализацию предприятия, используют структуру денежной выручки (см. табл.3). По удельному весу в общем ее объеме выделяют 2-3 основные отрасли или культуры и дополнительные.
Для оценки уровня (глубины) специализации используют коэффициент специализации, который рассчитывается по формуле:
Ygi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж
n – порядковый номер каждого вида продукции в соответствии с удельным весом ранжированном ряду.
Значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1. От 0 до 0,4 – слабая специализация, 0,4-0,6 – средний уровень, 0,6 и выше – углубленная специализация.
С учетом того, что в хозяйстве реализуется только продукция животноводства, в таблице будет представлена выручка только по этой отрасли.
Таблица 3 - Структура денежной выручки от реализации
Вид продукции |
Денежная выручка, тыс.руб. |
В % к общему объему денежной выручки |
Порядковый номер |
Молоко |
13026 |
97,3 |
1 |
Мясо |
395 |
2,7 |
2 |
Всего денежной выручки |
13421 |
100 |
- |
Таким образом, исходя из денежной выручки, хозяйство имеет молочную специализацию с производством мяса.
Коэффициент специализации составляет 0,34. Это говорит о том, что у хозяйства слабая специализация.
Специализация
оказывает особое влияние на интенсификацию
производства. Для оценки интенсификации
рассматриваются такие показате
Таблица 4 - Уровень интенсивности и эффективность производства молока
Показатели |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2008г. к 2006г., (+, -)% |
Продуктивность, кг |
3246 |
3163 |
3741 |
+15 |
Производство молока на 100 га с.-х. угодий, ц |
1166 |
1880 |
2224 |
+91 |
Затраты на 1 голову: кормов, ц к.е. труда, чел.-ч |
6,8 116,6 |
18,5 103,7 |
41,1 64,3 |
+504 -45 |
Затраты на 1 ц молока: кормов, ц к.е. труда, чел.-ч |
0,21 3,6 |
0,3 1,6 |
1,1 1,72 |
+423 -52 |
Себестоимость 1 ц молока, руб.: производственная полная |
565,08 571,8 |
770,9 772,7 |
897,6 900,4 |
+59 +57 |
Средняя цена реализации, 1 ц руб. |
812,6 |
951,5 |
1397,8 |
+72 |
Прибыль (убыток) на 1 ц молока, руб. |
240,8 |
178,8 |
497,4 |
+106 |
Уровень рентабельности молока, % |
42 |
23 |
55 |
+13 |
В хозяйстве наблюдается очень интенсивный подъем производства. Продуктивность коров в 2008г., по сравнению с 2006г. выросла на 495 кг или на 15%. Такое увеличение произошло за счет улучшения условий кормления животных, что видно из произведенных расчетов кормов на 1 голову скота. Т.к. корма являются основным фактором, влияющим на продуктивность животных, а их стоимость занимает наибольший удельный вес в структуре себестоимости молока, то увеличение данного фактора привело к повышению себестоимости молока на 57%. Тем не менее в результате улучшения кормления улучшилось и качество производимого молока, а это, в свою очередь, позволило поднять цену реализации в 2008г., по сравнению с 2006г., на 72%.
Повышение цены увеличило прибыль, получаемую с каждого реализованного центнера, в 2 раза, а это привело к тому, что уровень рентабельности в 2008г. составил 55%, что выше 2006г. на 13%.
В целом можно сказать, что уровень интенсивности высокий, а производство молока эффективно.
Трудовые ресурсы являются одним из основных факторов производства, поэтому очень важно определить обеспеченность ими хозяйства, рассчитать показатели производительности труда. Кроме того, очень важно и наличие квалифицированных специалистов.
В ООО «Бурмакино плюс» за период с 2006г. по 2008г. не было никакого колебания численности работников, к концу 2008г. общее их количество составило 32 человека. Серьезные изменения произошли в структуре работников организации: в 2008г. произошло увеличение количества специалистов в 1,5 раза, уменьшение скотников крупного рогатого скота и операторов машинного доения в 2 и 1,5 раза соответственно. В целом же общая численность работников осталась неизменной (табл. 5).
Таблица 5 - Структура и численность работников
Показатель |
Численность | ||
2006г. |
2007г. |
2008г. | |
По организации - всего |
33 |
33 |
33 |
в т.ч., занятые в с.-х. производстве - всего |
32 |
29 |
31 |
в том числе работники постоянные |
21 |
18 |
17 |
из них: трактористы-машинисты |
8 |
7 |
9 |
операторы машинного доения |
7 |
6 |
5 |
скотники крупного рогатого скота |
6 |
5 |
3 |
Служащие |
11 |
11 |
14 |
из них: руководители |
2 |
2 |
1 |
специалисты |
8 |
8 |
12 |
Работники, занятые на строительстве хозспособом |
1 |
4 |
2 |
Основным показателем, характеризующим обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами, является трудообеспеченность. Он может рассчитываться как приходящиеся на 1 работника основные производственные средства, площадь сельскохозяйственных угодий, площадь пашни, количество голов КРС и т.д. Кроме данного показателя трудовые ресурсы характеризуют такие величины, как производительность труда и эффективность его использования (см.табл.6).
Таблица 6 - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, производительность труда и эффективность его использования
Показатель |
Значение |
Среднегодовая численность работников, чел. |
33 |
Основных производственных средств на 1 среднегодового работника, тыс.руб. |
962,4 |
Площадь с.-х. угодий на 1 среднегодового работника, га |
14,3 |
Площадь пашни на 1 среднегодового работника, га |
8,8 |
Количество голов КРС на 1 среднегодового работника |
9,2 |
Прямые затраты труда, чел.ч: |
|
на 1 корову |
86,8 |
на 1 голову КРС на выращивании и откорме |
100,8 |
на 1 ц молока |
1,7 |
на 1 ц прироста КРС |
13,5 |
Произведено валовой продукции на 1 среднегодового работника – всего, тыс.руб. |
395,4 |
в т.ч. в животноводстве |
365,8 |
на 1 чел.-ч. – всего, руб. |
213,9 |
в т.ч. в животноводстве |
482,9 |
Занятость 1 среднегодового работника по хозяйству в год, час. |
1848 |
Занятость 1 среднегодового работника в течение дня, час. |
5 |
Коэффициент использования годового фонда рабочего времени |
1,05 |
В хозяйстве наблюдается
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности производства. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Рентабельность производства складывается из рентабельности продукции и рентабельности продаж. Эти коэффициенты рассчитываются по видам продукции.
Рентабельность продукции определяется как частное от деления прибыли, полученной при продаже данного вида продукции на ее себестоимость.
Рентабельность продаж определяется как частное от деления прибыли, получаемой при продаже конкретного вида продукции на выручку от ее реализации.
Рассмотрим оба показателя по производимым в хозяйстве видам продукции (табл.7).
Таблица 7 - Рентабельность производства продукции животноводства
Показатель |
Годы | |||||
2006г. |
2007г. |
2008г. | ||||
молоко |
мясо КРС |
молоко |
мясо КРС |
молоко |
мясо КРС | |
Денежная выручка от реализации, тыс.руб. |
2615 |
41 |
7677 |
173 |
13026 |
395 |
Полная себестоимость, тыс.руб. |
1840 |
38 |
6234 |
1804 |
8391 |
2076 |
Прибыль (убыток), тыс.руб. |
775 |
3 |
1443 |
-1631 |
4635 |
-1681 |
Рентабельность (убыточность), % |
42 |
8 |
23 |
-90 |
55 |
-81 |
В хозяйстве наиболее выгодным является производство молока: денежная выручка от его реализации растет, за счет нее растет прибыль. Таким образом получается, что рентабельность молока гораздо выше среднего значения в 11%, при котором производство считается выгодным. Кроме того, наблюдается существенный рост рентабельности молока за три последних года: в 2008г. увеличение составило 1,3 раза по отношению к 2006г. и 2,4 раза – к 2007г.
Особенно видна вся выгода для хозяйства производить молоко при сравнении с производством мяса, которое совершенно невыгодно и приносит очень большие убытки. Только в 2006г. по данному виду продукции убытка не было. Это связано с тем, что хозяйство реализовало всего 8 ц мяса, т.е. продажа в маленьких количествах убытка не приносит, хотя и большой прибыли тоже.