Оценка конкурентоспособности компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель - курсовой работы, является теоретическое обоснование методов конкуренции в отрасли и ее значение.
Задачи работы следующие:
Раскрыть сущность конкуренции и условия ее существования;
Определить виды и функции конкуренции;
Раскрыть методы анализа конкуренции в отрасли;
Провести анализ конкурентоспособности компании ЗАО «МОСРЕНТСТРОЙ» ;
Определить методы ценовой и неценовой конкуренции применяемых компанией ЗАО «МОСРЕНТСТРОЙ».

Оглавление

Введение …… …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие конкуренции и ее виды ……………………………….…….. 6
1.1 Сущность конкуренции, условия ее существования……………… 6
1.2 Виды и функции конкуренции………………………………….... 11

Методы анализа конкуренции в отрасли…………….………...... 16

Глава 2. Оценка конкурентоспособности компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» …………........................…………………………....... 22

2.1. Краткая характеристика компании ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» .. 22
2.2. Методы ценовой и неценовой конкуренции, применяемые компанией ЗАО «МОСРЕНТСЕРВИС» ……………………………….. 26
Заключение ........................................................................................................... 31
Список использованной литературы………………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая (готовая).doc

— 176.00 Кб (Скачать)
 

Отрицательные стороны конкуренции:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
 

    Конкуренцию относят к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Виды и функции  конкуренции  

Существует  пять видов конкуренции: 

     1.Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность    потребителя можно удовлетворить по-разному;

Функциональная  конкуренция возникает потому, что  любую потребность, вообще говоря, можно  удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.[1,180]

  

     2.Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

  

     3.Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

 

    4.Ценовая конкуренция - восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

    Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и    соответствующего   повышения массы прибыли.

   Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену  приводит к тому, что конкуренты  реагируют точно также: позиции  фирм на рынке не претерпевают  изменений, однако норма прибыли  падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

     Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

      Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами –  аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

      При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

     5.Неценовая конкуренция - выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только  доносят  до покупателей  информацию о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

      К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

       Функции конкуренции:

     1.Функция регулирования. Для того  чтобы устоять в борьбе, предприниматель  должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет  потребителя). Отсюда и факторы  производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 

    2.Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и  риск одновременно:

    • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
    • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

    3.Функция распределения. Конкуренция  не только включает стимулы  к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять  доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

    4.Функция контроля. Конкуренция  ограничивает и контролирует  экономическую силу каждого предприятия.  Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

    • технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
    • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

    Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро  преимущества в прибыли теряются  в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

    В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что  участники конкурентной борьбы  попытаются уклониться от обязательных  норм и риска, связанных со  свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

    • качество конкуренции;
    • само существование конкуренции;
    • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
    • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным  условиям; 
    • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых   их качествах;
    • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

1.3. Методы анализа конкуренции в отрасли

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные  методы добросовестной конкуренции:

· повышение  качества продукции,

· снижение цен («война цен»),

· реклама,

· развитие до- и послепродажного обслуживания,

· создание новых товаров и услуг и  использование достижений НТР и  т.д.

Основные  методы недобросовестной конкуренции:

· экономический (промышленный шпионаж);

· подделка продукции конкурентов;

· подкуп и шантаж;

· обман  потребителей;

· махинации  с деловой отчетностью;

· валютные махинации;

· сокрытие дефектов и т.д.

Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому  один из распространенных приемов, к  которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической  литературе принято разделять конкуренцию  на:

· ценовую (конкуренцию на основе цены);

· неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном  мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности компании