Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
2. Определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
3. Дать классификацию международных экономических организаций;
4. Рассмотреть механизмы реализации МЭО, а также основные группы и их характеристику;

Файлы: 1 файл

Роль международных экономических организаций в мировой экономике.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

     Примечание: Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. 

     * Внешний долг государственного  сектора в расширенном определении  охватывает внешнюю задолженность  органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора. 

     Из  таблицы 8 видно, что внешний долг России по равнению с 2005 годом увеличился почти в два раза, а если сравнивать с 2008 годом, то получается, что он постепенно снижается. Рост внешнего долга в 2007-2008 гг. можно объяснить мировым экономическим кризисом, который «неохотно», но сдает свои позиции. Остается лишь надеяться, что лет через 30-50 долгов у России не останется.

     К настоящему моменту проблемы долга  банкам в глобальном международном  понимании как таковой не существует - около 30 стран реструктурировали  долги на общую сумму почти 250 млрд. долл. После долгих колебаний  было решено, что для России более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризации вообще никаких ограничений нет - их можно проводить бесконечно, так и не приступая к выплате основной части долга.

     Также необходимо рассмотреть  сотрудничество России со странами СНГ  и Дальнего Зарубежья, так как  эти сообщества тоже относятся к  международным экономическим организациям (таблица 9). 
 

 

      Таблица 9.Динамика внешней торговли России, млн.долл.США21

Год Экспорт (ФОБ) Импорт (ФОБ)
Всего Со странами СНГ Со странами Дальнего Зарубежья Всего Со странами СНГ Со странами Дальнего Зарубежья
2005 245255 211641 33613 125123 103337 21786
2006 303926 260558 43368 164692 140115 24577
2007 355175 301455 53720 223058 191194 31864
2008 471603 400456 71148 291861 2529908 38953
2009 303388 255270 48118 191803 167726 24077
Абсолютное  отклонение +58133 +43629 +14505 +66680 +64389 +2291
Относительное отклонение, % 123,7 120,6 143,1 153,3 162,3 110,5
 

     Итак, за пятилетний период наблюдается рост по всем рассмотренным показателям. Наиболее значительные изменения претерпел  импорт со странами СНГ он увеличился на 64389 млн.долл.США, а рост составил 162%. В свою очередь импорт со странами Дальнего Зарубежья остался фактически на прежнем месте.

     Целесообразно построить диаграмму по таблице 9 и наглядно посмотреть изменения  за 5 лет. (рис.4) 

     

     Рисунок 4. Экспорт и импорт России со странами СНГ и Дальнего Зарубежья. 

     Из  диаграммы видно, что пик экспорта и импорта пригодится на 2008 год, затем в 2009 наблюдается спад во внешнем экспорте и импорте России со странами СНГ и Дальнего Зарубежья, а следовательно и взаимодействие этих организаций.

     Таким образом, в настоящее время Российская Федерация является членом различных международных экономических институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми МФО на договорной основе. Сотрудничество осуществляется на различных уровнях:

  • Ведущие мировые финансовые институты – МВФ и группа Всемирного банка;
  • ЕБРР, созданный специально для кредитования переходных экономик;
  • Организации бывшего СЭВ - МБЭС и МИБ, адаптированные к современным условиям;
  • Новые региональные межгосударственные банки – Черноморский банк торговли и развития и Межгосударственный банк СНГ;
  • Европейские банки – ЕИБ, СИБ (на договорной основе). Сотрудничество России с каждой из этих организаций имеет разные цели, задачи и пути их решений, отличается, различаются эффективностью.

     Построение  взаимоотношений России с МФО  определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

     3.1 Pest и Swot – анализ международный экономических организаций 

     Пpимeняeмый  для aнaлизa cpeды мeтoд SWOT (aббpeвиaтypa cocтaвлeнa из пepвыx бyкв aнглийcкиx cлoв: cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и yгpoзы) являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды и в дальнейшем для принятия той или иной стратегии развития и укрепления своих позиций международных экономических организаций в мировой экономике.

     Пpимeняя  мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй  и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи той или иной экономической организации, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.

     Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть иcпoльзoвaны для фopмyлиpoвaния cтpaтeгии.

     Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции, a тaкжe yгpoз и  вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT в таблице 10.

     Анализ  проводится на основе данных первой и второй глав курсовой работы. 

     Таблица 10 SWOT – анализ Международных экономических организаций

  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ВОЗМОЖНОСТИ "O" — OPPORTUNITIES УГРОЗЫ "T" — THREATS
внешняя СРЕДА - усиление воздействия  международных экономических организаций на мировое хозяйство;

- полный  контроль за внешним сотрудничеством  стран через международные экономические  организации;

- благодаря  международным экономическим организациям  контролируются и сдерживаются  негативные факторы, которые могут принести вред мировой экономике (инфляция и т.д.).

- разрыв в уровнях социально-экономического развития индустриальных и развивающихся стран.
  ПРЕИМУЩЕСТВА "S" — STRENGTH НЕДОСТАТКИ "W" — WEAKNESS
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА - трансформируются подходы к организации управления развитием общественного сознания;

- вступление  в ту или иную международную  экономическую организацию открывает  доступ к той или иной привилегии.

 - изменение акцентов с преимущественно торгово-экономических связей на финансово-промышленные, инвестиционные и социальные.
 

 

      Выводы 

     По  проведенному swot-анализу можно сделать вывод, что международные экономические организации имеют преобладающее большинство сильных сторон и в связи с этим можно предложить единственно верную стратегию – интенсивного роста (интеграцию и диверсификацию). Цели для реализации данной стратегии будут представлены после Pest анализа.

     PEST - акроним для Политических, Экономических,  Социальных и Технологических  факторов, которые используются, чтобы  оценить рынок организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление в мировой экономи. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.

     PEST-анализ  изучает рынок; SWOT-анализ изучает  положение международных организаций  на мировом рынке, концепцию  или идею.

     На  практике ПЭСТ-анализ удобно применять  при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.

     На  основе полученной информации о рынке  формируются комплекс целей и  стратегия компании.

     Для более тщательного рассмотрения влияния организаций на основные факторы мировой экономики необходимо составить Pest анализ и сделать по нему выводы (таблица 11).

     Учитывая  неопределённость текущей ситуации в экономике, будем считать, что  все факторы имеют равный ранг и время воздействия 1 год (таблица 11).

 

      Таблица 11 Влияние Международных экономических организаций на основополагающие факторы развития Мировой экономики на основе Pest анализа

МЭО Факторы
Политический  Экономический Социальный Технологический
ООН –  Организация Объединенных Наций - поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров. - способствует разрешению экономических споров. - обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека;

- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов.

- состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий, которые способствуют развитию технологий.
ВТО –  Всемирная Торговая Организация - разрешение торговых споров путем консультаций государств. - предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных ограничений;

- содействие справедливой конкуренции.

- удовлетворение потребностей государств. - развитие информационных ресурсов.
Группа  Всемирного Банка - консультирование, информация об инвестиционном законодательстве государств. - финансовая помощь развитых стран. - повышение уровня жизни в развивающихся странах. - научные исследования.
МВФ –  Международный валютный фонд - предоставление консультаций и участие в сотрудничестве. - поддержание общей системы расчетов;

- наблюдение за состояние международной валютной системы;

- содействие стабильности обменных курсов валют;

- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов.

- повышение уровня жизни населения. - развитие электронных систем и использование их в международной практике.
 

     Выводы:

     Pest анализ выявил, что Международные  экономические организации затрагивают  все сферы и факторы развития  мировой экономики. Поэтому наличие  данных организаций на международной  арене просто необходимо. Тем  более процесс глобализации требует  еще большего развития имеющихся и возможно создание новых более адаптированных к данной кризисной экономике организаций.

     Необходимо  разработать и реализовать следующие  цели для достижения максимального эффекта от выбранной стратегии:

     - сгладить разрыв между развитыми и развивающимися странами, так как это тормозит развитие мировой экономики в целом;

     - ускорить формирования единого  общемирового финансово-информационного  пространства на базе новых,  преимущественно компьютерных технологий;

     - содействовать развитию глобализационных процессов в мировой экономике.

     Стратегии и их тенденции воздействия на МЭ

     Разработка  концепции и стратегии устойчивого  развития напрямую связана с глубокими  и чрезвычайно быстрыми - с исторической точки зрения - сдвигами в системе  международных отношений последних полутора десятилетий.

     Разрыв  в уровнях социально-экономического развития индустриальных и развивающихся  стран достиг таких масштабов, когда  обеими сторонами он воспринимается как фундаментальная угроза международной  стабильности на Планете. В таких условиях высокоразвитые страны рассматривают устойчивое развитие как ту стратегию, которая позволит сократить масштабы такого разрыва и снизить уровень обусловленной им социальной напряженности в отношениях с развивающимися странами.

     Существует множество стратегий развития международных отношений, но все они в первую очередь зависят от направления существующих тенденций. Цели и задачи стратегии развития могут быть, как реализованы, а могут быть и не реализованы. Неблагоприятные и непредвиденные изменения в мировой экономике свели на нет предпосылки, лежавшие в основе прогнозов роста.

     Развитие  национальных систем не может рассматриваться  в отрыве от современных тенденций  и особенностей функционирования мирового хозяйства, которые определяют состояние мировой экономической среды, мирового экономического пространства для всех государств и регионов Земли. Темпы и уровень социально-экономического развития мирового хозяйства и его отдельных регионов оказывают существенное влияние на социально-демографические и эколого-экономические процессы, изменяя параметры материальных и духовных потребностей населения, показатели его воспроизводства, размещение, миграцию, формы расселения, организацию производства.

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике