Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
2. Определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
3. Дать классификацию международных экономических организаций;
4. Рассмотреть механизмы реализации МЭО, а также основные группы и их характеристику;

Файлы: 1 файл

Роль международных экономических организаций в мировой экономике.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, в современной мировой  экономике действуют две основные тенденции. Прежде всего, это усиление целостности мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Наиболее отчетливо данный процесс проявляется через деятельность ТНК, являющихся, по признанию специалистов, «самым мощным агентом интернационализации общества».

 

      Заключение

 

     Усиление  интернационализации хозяйственной  жизни, усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни, обусловливает необходимость их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.

     Все международные экономические организации  обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно  государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения  производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

     В результате проделанного в работе анализа  можно сказать, что международные  валютно-кредитные учреждения, такие  как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский  банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

     В настоящее время Российская Федерация  является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.

     Построение  взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МЭО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МЭО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МЭО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

     Результаты  взаимодействия России с МЭО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

     Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

     Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

     В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной  экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

     Каждое  из направлений сотрудничества характеризуется  соответствующими функциями, которые  реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МЭО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МЭО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.

     Анализ  участия России в МЭО позволяет  сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:

     - сотрудничество с МЭО должно  осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих  его цели, способствовать реализации  среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

     - фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции МЭО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

     - концепция сотрудничества должна  быть ориентирована на сокращение  неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы  на реализации крупных инвестиционных  проектов общегосударственного  значения;

     - информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

     - государственная политика сотрудничества  России с МЭО, на современном  этапе должна быть ориентирована  на минимизацию заимствований,  а на эффективное использование  возможностей и преимуществ, которое  предоставляет членство в МЭО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

     Каждое  из рассмотренных направлений сотрудничества России с МЭО призвано содействовать  решению актуальных социально-экономических  задач, в частности, стимулировать  развитие отечественного несырьевого  экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МЭО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским.

     Также были рассмотрены и основные тенденции  развития мировой экономики. Как  уже было сказано, современные процессы в развитии мирового хозяйства характеризуются глобализацией экономики, ее транснационализацией, информатизацией, технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии и другими тенденциями. Эти тенденции обусловливают острую необходимость разработки механизмов, способствующих, с одной стороны, использованию в местах проживания населения позитивных результатов и тенденций международного разделения труда, а с другой - выработке и реализации мер противостояния имеющимся негативным явлениям, их устранению на основе экономической интеграции.

     Таким образом, в современной мировой  экономике действуют две основные тенденции.

     Прежде  всего, это усиление целостности  мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм.

 

      Список используемой литературы 

  1. Алисов  Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и  социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 704 с.
  2. Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2007. – 344с.
  3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие – М.: издательство «Консалтбанкир», 2002. С. 260.
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 495 с.
  5. Колесов В.П., Осьмовая М.Н.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. Колесова В.П. и Осьмовой М.Н. – М.: «Флинта», 2007. – 441 с.
  6. Дао Май Хань. Внешнеторговая деятельность стран в контексте процессов глобализации (методология и результаты эконометрического анализа) // Экон. наука соврем. России. - 2006. - N 4. - С.126-143.
  7. Зевин Л. Россия и развивающиеся станы: поиск новых путей экономического взаимодействия / Л.Зевин, Б.Хейфец // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2006. - N 12. - С.13-23.
  8. Кузнецов А. Проблемы российско-прибалтийских экономических связей / А.Кузнецов, А.Четверикова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2009. - N 7. - С.73-81.
  9. Кузнецов В.. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения - 2002 - № 7- С. 46.
  10. Kутейников А. Е. Международные организации: функции и деятельность. Введение в социологию международных межправительственных организаций. СПб., 2007. – 257с.
  11. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 2002. - N 4. С. 23.
  12. Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 349 с.
  13. Рудько-Силиванов В.В. Межбанковское сотрудничество России и стран АТЭС как фактор успешного развития рынка международных услуг // Деньги и кредит. - 2008. - N 12. - С.22-25.
  14. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА, 2008. – 503 с.
  15. Федоров В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2007. – 324 с.
  16. Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход.// Вопросы экономики. – 2004. - №4. - С. 15.
  17. Арбатова Н. Общее политическое пространство между Россией и ЕС: Утопия или реальность \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №12. – С.3-12.
  18. Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №9. – С.102-107.
  19. Кондрашов С. Заметки об Отечестве \\ Международная жизнь. 2006. - №1-2. – С.16-21.
  20. Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без \\ Международная жизнь. 2006. - №1-2. – С.94-105.
  21. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №1. – С.76-87.
  22. Разумнова Л. Россия-ВТО: интересы российских экспортеров \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №10. – С.17-23.
  23. Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения: Учеб. пособие/ Под ред. строф. Е.Г. Чистякова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 188 с.
  24. Шастичко А., Яковлева E. Инвестиционный имидж России \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №9. – С.25-31.
  25. Шишков Ю. Россия в мирохозяйственном интерьере \ \\ Мировая экономика и международные отношения. 2006. - №2. – С.113-118.
  26. www.intertrends.ru/seventeenth/006.htm - Кутейников Александр. Новое в исследовании Международных Организаций.
  27. www.cbr.ru/statistics
  28. www.consultant.ru
  29. www.forex.ru
  30. www.gks.ru
  31. www.opec.org
  32. www.rubricon.com
  33. www.rusimpex.ru/
  34. www.slovari.yandex.ru
  35. www.tfi.uz/et
  36. www.wikipedia.ru
  37. www.wto.org

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике