Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
2. Определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
3. Дать классификацию международных экономических организаций;
4. Рассмотреть механизмы реализации МЭО, а также основные группы и их характеристику;
В 2009 году темпы прироста ВВП практически всех государств – участников СНГ заметно ниже, чем в 2008 году. По данным ООН (на октябрь 2008 года), в среднем по государствам–участникам СНГ произошло увеличение ВВП на 5,9 %, МВФ (на ноябрь 2008 года) – на 3,2 %, Всемирного банка (на декабрь 2008 года) – на 2,9 %, Европейского банка реконструкции и развития (на конец ноября 2008 года) – 3,4 %.
Исходя из того, что в ближайшей перспективе возможно нарастание негативных тенденций, сложившихся в последние 2 года, Статкомитет СНГ ожидает, что в большинстве государств – участников СНГ темпы роста ВВП и производства продукции промышленности резко замедлятся, а в отдельных государствах, если общеэкономическая ситуация не улучшится, возможно даже некоторое снижение объемов их производства.
Экономическое развитие государств – участников СНГ в следующем году будет сильно зависеть от уровня мировых цен на нефть (если они будут на уровне 50 долларов США за баррель и выше, можно ожидать некоторого оживления экономики), природный газ, металлы; от тенденций внешнего и внутреннего спроса на основные биржевые товары (нефть, газ, золото, платина, серебро, медь, алюминий, цинк, олово, свинец, никель, зерно и др.), продукцию химической промышленности, строительные материалы и продукцию машиностроения; а также от того, сумеют ли государства найти действенные пути и достаточные ресурсы для преодоления проблем в финансовой сфере. Экономические органы управления государств – участников СНГ и международные организации считают, что «пик» негативных тенденций в экономике и финансовой сфере государств – участников СНГ придется на первое полугодие следующего года. По прогнозам министерств экономики отдельных государств – участников СНГ, ряда международных организаций, оценок экспертов Статкомитета СНГ, в среднем по Содружеству, в России, Казахстане, Кыргызстане и Молдове ВВП в 2011 году может увеличиться на 2–3 %; в Беларуси, Армении, Таджикистане, Узбекистане – на 4–6 %. В то же время в Украине возможно его снижение более чем на 3 %. В Азербайджане темпы прироста промышленного производства и ВВП будут сильно зависеть от объемов добычи нефти, экспорта и мировых цен на нее, при этом двузначных темпов роста ВВП (как в предыдущие годы, когда он рос самыми высокими в мире темпами) в 2011 году вряд ли удастся добиться.
Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз по росту мировой экономики в 2010г. с 4,6% до 4,8%, однако в 2011г. рост общемирового ВВП замедлится до 4,2%. Новые прогнозы МВФ приводятся в очередном докладе World Economic Outlook, опубликованном в октябре. В июле МВФ прогнозировал, что мировая экономика вырастет на 4,6% по итогам нынешнего года и на 4,3% - по итогам 2011г.
В новом макроэкономическом прогнозе МВФ отмечается, что глобальная экономика остается "уязвимой", экономическое восстановление - "неустойчивым и несбалансированным". Безработица по-прежнему является основным экономическим и социальным вызовом: по оценкам МВФ, в настоящее время на планете насчитывается более 210 млн. безработных - на 30 млн. больше, чем в предкризисном 2007г. При этом "ахиллесовой пятой" мировой экономики остается финансовый сектор, многие проблемы которого так и не были устранены. Для того, чтобы финансовый сектор не поставил под угрозу восстановление, необходимо реструктурировать проблемные банки, повысить достаточность банковских капиталов, эффективно реформировать международное финансовое регулирование, считают в МВФ. В докладе World Economic Outlook также говорится, что восстановление экономик проходит неравномерно: индустриально развитые экономики тормозят общемировой рост, тогда как основным драйвером роста являются развивающиеся экономики Азии. МВФ прогнозирует, что совокупный ВВП группы развитых стран (США, Канада, страны Европы, Япония) в 2010г. увеличится на 2,7% (прежний прогноз - 2,6%), а в 2011г. - на 2,2% (прежний прогноз - 2,4%). В то же время экономики развивающихся государств вырастут в 2010г. на 7,1% (вместо июльской оценки в 6,8%), а в 2011г. - на 6,4% (июльский прогноз - также 6,4%).
Оценка экономического роста США в текущем году понижена сразу на 0,7 процентного пункта - до 2,6%, а в 2011г. рост американской экономики замедлится до 2,3%, прогнозирует МВФ. В более ярком свете видятся экспертам МВФ экономические перспективы Германии, крупнейшей европейской экономики. По прогнозу фонда, ВВП Германии в 2010г. увеличится на 3,3% (по сравнению с июльским прогнозом в 1,4%), в 2011г. - на 2% (июльский прогноз - 1,6%).
Без изменения оставлен прогноз экономического роста Китая: в 2010г., по мнению МВФ, экономика КНР вырастет на 10,5%, а в 2011г. - на 9,6%. Снижен прогноз роста и ВВП России - с 4,3% до 4%, однако только на 2010 год. Ожидания роста на 2011 год повышены с 4,1% до 4,3%. МВФ посоветовал российским властям сосредоточиться на контроле за инфляцией, которая, по прогнозам фонда, составит 6,6% в этом и 7,4% в 2011 году. В 2009г. мировая экономика, по данным МВФ, сократилась на 0,6%. В том числе ВВП США уменьшился на 2,6%, ВВП Еврозоны - на 4,1%, ВВП группы развитых стран - на 3,2%. Между тем развивающиеся экономики показали рост на 2,5%, в том числе ВВП Китая вырос на 9,1%.
Рассмотрим и проанализируем денежные обороты в международных экономических организациях за 2005-2009 гг. в таблице 7.
Из
таблицы 7 видно, что денежные обороты
международных организаций растут. Наибольший
рост наблюдается в ОПЕК и ВТО и это не
удивительно, так как основной поток экспорта
и импорта необходимых товаров, продуктов
и энергоносителей проходит именно через
эти две организации.
Таблица 7. Денежные обороты основных международных экономических организаций 2005-2009 гг. (млрд.долл.США)
|
Необходимо
отметить, что через международные
экономические организации
2.3
Анализ воздействия
Россия участвует во многих экономических и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства (рис. 2.). Рассмотрим подробнее взаимоотношения России с этими организациями.
В
2010 году исполнилось 18 лет с момента
вступления России в Международный
валютный фонд. Переговоры о присоединении
к нему были начаты еще Советским Союзом
и явились составной частью политики «нового
мышления», интеграции в мировое хозяйство
и мировую валютную систему, деидеологизации
международных экономических и валютно-финансовых
отношений.
Рисунок 2. Взаимоотношения России с этими организациями.
Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.
Согласно этому требованиям МВФ, Россия установила единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности 15.
Непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
Что касается кредитов, то кредиты МВФ России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью международных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, практически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран «семерки».
Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.
Первая категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране.
Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:
Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике