Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
2. Определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
3. Дать классификацию международных экономических организаций;
4. Рассмотреть механизмы реализации МЭО, а также основные группы и их характеристику;

Файлы: 1 файл

Роль международных экономических организаций в мировой экономике.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

     В 2009 году темпы прироста ВВП практически  всех государств – участников СНГ заметно ниже, чем в 2008 году. По данным ООН (на октябрь 2008 года), в среднем по государствам–участникам СНГ произошло увеличение ВВП на 5,9 %, МВФ (на ноябрь 2008 года) – на 3,2 %, Всемирного банка (на декабрь 2008 года) – на 2,9 %, Европейского банка реконструкции и развития (на конец ноября 2008 года) – 3,4 %.

     Исходя  из того, что в ближайшей перспективе  возможно нарастание негативных тенденций, сложившихся в последние 2 года, Статкомитет СНГ ожидает, что в большинстве государств – участников СНГ темпы роста ВВП и производства продукции промышленности резко замедлятся, а в отдельных государствах, если общеэкономическая ситуация не улучшится, возможно даже некоторое снижение объемов их производства.

     Экономическое развитие государств – участников СНГ в следующем году будет  сильно зависеть от уровня мировых  цен на нефть (если они будут на уровне 50 долларов США за баррель  и выше, можно ожидать некоторого оживления экономики), природный газ, металлы; от тенденций внешнего и внутреннего спроса на основные биржевые товары (нефть, газ, золото, платина, серебро, медь, алюминий, цинк, олово, свинец, никель, зерно и др.), продукцию химической промышленности, строительные материалы и продукцию машиностроения; а также от того, сумеют ли государства найти действенные пути и достаточные ресурсы для преодоления проблем в финансовой сфере. Экономические органы управления государств – участников СНГ и международные организации считают, что «пик» негативных тенденций в экономике и финансовой сфере государств – участников СНГ придется на первое полугодие следующего года. По прогнозам министерств экономики отдельных государств – участников СНГ, ряда международных организаций, оценок экспертов Статкомитета СНГ, в среднем по Содружеству, в России, Казахстане, Кыргызстане и Молдове ВВП в 2011 году может увеличиться на 2–3 %; в Беларуси, Армении, Таджикистане, Узбекистане – на 4–6 %. В то же время в Украине возможно его снижение более чем на 3 %. В Азербайджане темпы прироста промышленного производства и ВВП будут сильно зависеть от объемов добычи нефти, экспорта и мировых цен на нее, при этом двузначных темпов роста ВВП (как в предыдущие годы, когда он рос самыми высокими в мире темпами) в 2011 году вряд ли удастся добиться.

     Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз  по росту мировой экономики в 2010г. с 4,6% до 4,8%, однако в 2011г. рост общемирового ВВП замедлится до 4,2%. Новые прогнозы МВФ приводятся в очередном докладе World Economic Outlook, опубликованном в октябре. В июле МВФ прогнозировал, что мировая экономика вырастет на 4,6% по итогам нынешнего года и на 4,3% - по итогам 2011г.

     В новом макроэкономическом прогнозе МВФ отмечается, что глобальная экономика остается "уязвимой", экономическое восстановление - "неустойчивым и несбалансированным". Безработица по-прежнему является основным экономическим и социальным вызовом: по оценкам МВФ, в настоящее время на планете насчитывается более 210 млн. безработных - на 30 млн. больше, чем в предкризисном 2007г. При этом "ахиллесовой пятой" мировой экономики остается финансовый сектор, многие проблемы которого так и не были устранены. Для того, чтобы финансовый сектор не поставил под угрозу восстановление, необходимо реструктурировать проблемные банки, повысить достаточность банковских капиталов, эффективно реформировать международное финансовое регулирование, считают в МВФ. В докладе World Economic Outlook также говорится, что восстановление экономик проходит неравномерно: индустриально развитые экономики тормозят общемировой рост, тогда как основным драйвером роста являются развивающиеся экономики Азии. МВФ прогнозирует, что совокупный ВВП группы развитых стран (США, Канада, страны Европы, Япония) в 2010г. увеличится на 2,7% (прежний прогноз - 2,6%), а в 2011г. - на 2,2% (прежний прогноз - 2,4%). В то же время экономики развивающихся государств вырастут в 2010г. на 7,1% (вместо июльской оценки в 6,8%), а в 2011г. - на 6,4% (июльский прогноз - также 6,4%).

     Оценка  экономического роста США в текущем году понижена сразу на 0,7 процентного пункта - до 2,6%, а в 2011г. рост американской экономики замедлится до 2,3%, прогнозирует МВФ. В более ярком свете видятся экспертам МВФ экономические перспективы Германии, крупнейшей европейской экономики. По прогнозу фонда, ВВП Германии в 2010г. увеличится на 3,3% (по сравнению с июльским прогнозом в 1,4%), в 2011г. - на 2% (июльский прогноз - 1,6%).

     Без изменения оставлен прогноз экономического роста Китая: в 2010г., по мнению МВФ, экономика  КНР вырастет на 10,5%, а в 2011г. - на 9,6%. Снижен прогноз роста и ВВП России - с 4,3% до 4%, однако только на 2010 год. Ожидания роста на 2011 год повышены с 4,1% до 4,3%. МВФ посоветовал российским властям сосредоточиться на контроле за инфляцией, которая, по прогнозам фонда, составит 6,6% в этом и 7,4% в 2011 году. В 2009г. мировая экономика, по данным МВФ, сократилась на 0,6%. В том числе ВВП США уменьшился на 2,6%, ВВП Еврозоны - на 4,1%, ВВП группы развитых стран - на 3,2%. Между тем развивающиеся экономики показали рост на 2,5%, в том числе ВВП Китая вырос на 9,1%.

     Рассмотрим  и проанализируем денежные обороты  в международных экономических  организациях за 2005-2009 гг. в таблице 7.

     Из  таблицы 7 видно, что денежные обороты международных организаций растут. Наибольший рост наблюдается в ОПЕК и ВТО и это не удивительно, так как основной поток экспорта и импорта необходимых товаров, продуктов и энергоносителей проходит именно через эти две организации. 

     Таблица 7. Денежные обороты основных международных экономических организаций 2005-2009 гг. (млрд.долл.США)

Наименование  организации 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
 ОПЕК 257 234 226 303 447 +190 174
 ВТО 602 566 543 727 1072 +470 178
МВФ 298 343 360 310 210 -88 70,5
МБРР 73 75 79 68 46 -27 63
ЕБРР  51 50 52 43 54 +3 105,9
Международные валютные биржи 39 43 41 52 55 +16 141
 

     Необходимо  отметить, что через международные  экономические организации проходят внушительные суммы денег, они в  значительной степени влияют на мировую экономику и полностью контролируют все процессы происходящие между странами. 

     2.3 Анализ воздействия международных экономических организаций на Россию 

     Россия  участвует во многих экономических  и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства (рис. 2.). Рассмотрим подробнее взаимоотношения России с этими организациями.

     В 2010 году исполнилось 18 лет с момента  вступления России в Международный  валютный фонд. Переговоры о присоединении  к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. 

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок 2. Взаимоотношения России с этими организациями.

     Членство  в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять  требования, зафиксированные в Статьях  соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое  хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

     Согласно  этому требованиям МВФ, Россия установила единый рыночный курс рубля по отношению  к доллару и другим иностранным  валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности 15.

     Непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены  должны регулярно предоставлять  Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

     Что касается кредитов, то кредиты МВФ России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью международных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, практически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран «семерки».

     Требования, с выполнением которых МВФ  обычно связывает предоставление своих  кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью  достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

     Первая  категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране.

     Вторым  постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:

  • всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, секретизацию долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей; обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике