Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
2. Определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
3. Дать классификацию международных экономических организаций;
4. Рассмотреть механизмы реализации МЭО, а также основные группы и их характеристику;
В последние годы усиливается воздействие мировой хозяйственной системы на национальные хозяйства. Раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, теперь она превращается в самостоятельный субъект, действующий на пространстве суверенных государств и подсистем ТОН. Вместе с тем в международных экономических отношениях наблюдается изменение акцентов с преимущественно торгово-экономических связей на финансово-промышленные, инвестиционные и социальные. При этом наметились существенные дисбалансы в развитии рыночных отношений: темпы роста международного товарооборота превышают темпы роста мирового производства, темпы роста международных капиталопотоков превышают аналогичные показатели по товарообороту, внутрифирменные продажи ТНК превышают международный товарооборот, механизмы регулирования международных экономических связей все более концентрируются в транснациональных корпорациях и банках и международных организациях (МВФ, ВТО и др.).
Все
более четко проявляются
Конкуренция в мировой экономике уже давно ведется не столько между отдельными компаниями и странами, сколько между большими рынками, охватывающими целые группы стран, их региональные объединения и подсистемы ТОН. Конкуренция распространилась и на сферу формирования общественных потребностей. В связи с этим трансформируются подходы к организации управления развитием общественного сознания. Если общество формирует стратегию государственной управляющей системы, то такое общество располагает большими возможностями для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Если стратегия общества формируется под воздействием групповых интересов, не отвечающих общественным потребностям, то национальная экономика становится менее конкурентоспособной.
Интеграция национальных хозяйств в мировую экономику в долгосрочном плане создает условия и возможности для ускорения экономического роста и социально-экономического развития менее развитых стран, помогает странам-аутсайдерам подтянуться к экономическим лидерам. Стимулы интеграции национальных экономик в мировую хозяйственную систему в настоящее время общеизвестны и основываются на принципе сравнительных преимуществ участия страны в международной торговле, согласно которому ее либерализация позволяет получить определенные выводы за счет доступа к более дешевым импортным комплектующим, сырью, услугам (в том числе финансовым) и расширения возможностей экспорта тех национальных товаров, затраты на производство которых в данной стране или регионе меньше. Тем самым создаются необходимые условия для повышения темпов экономического роста и жизненного уровня населения.
Вступление страны в ВТО открывает ее предприятиям доступ к более дешевым импортным комплектующим, сырью и услугам (финансовым, коммуникационным, транспортным и т.д.), а населению - к более дешевым товарам и услугам (в том числе и финансовым) и, таким образом, способствует повышению уровня жизни. Однако это общеизвестное классическое положение развития мировой и национальных экономик было справедливо при определенных условиях, на предыдущих этапах развития мирового хозяйства, при всеобщем соблюдении установленных принципов и норм международного обмена. Практика показывает, что в условиях глобализации мировой экономики эта классическая закономерность нарушается и оказывает негативные последствия на социально-экономическое развитие национальных хозяйств, их региональных подсистем, включая различные подсистемы ТОН. По оценке экспертов, либерализация внешней торговли действительно является одним, но отнюдь не приоритетным фактором экономического роста, и присоединение к ВТО не гарантирует решения проблем развития национальных экономик.
По словам К. Аннана, “... именно развитые страны сегодня сбрасывают по демпинговым ценам продовольственные товары на мировые рынки, излишек которых в развитых странах создан субсидиями на ежегодную сумму в 250 млрд. долл. Это угрожает существованию миллионов бедных фермеров в развивающемся мире”. За последние два десятилетия возрастание объема экспорта не привело к всеобщему экономическому росту. За это время лишь 33 страны смогли поддерживать 3-процентный ежегодный прирост ВВП в расчете на душу населения. В 59 странах этот показатель снизился, а 80 стран имеют в настоящее время более низкие доходы на душу населения, чем 10 или более лет назад.
Указанный
разрыв в последние годы все более
закрепляется и становится практически
непреодолимым в силу распространения
кардинально новых технологий, применение
которых ужесточает конкуренцию. Наиболее
эффективные современные
По мере углубления глобализации мирового хозяйства происходит переосмысление подходов к территориальной организации общества. В настоящее время наметились три подхода к этой проблеме:
1)
мир рассматривается как
2)
как совокупность гибридных
3)
как сложное взаимодействие
Современное западное общество вес более индивидуализируется, и коллективные действия в нем все труднее обозначить и реализовать.22
Современное состояние бюджетного финансировании культуры вызывает глубокую озабоченность в большинстве стран мира. Только в наиболее развитых странах, как правило, с величиной валового национального продукта (ВНП) 20 тыс., доля, и более на душу населения доля расходов на культуру в общих государственных расходах превышает 1%. Не случайно, что именно среди них страны с наиболее устойчивым развитием (Швейцария, Франция, Германия и др.). В большинстве других стран этот показатель составляет первые десятые доли процента при существенно меньших величинах ВНП и меньшем финансировании из негосударственных источников. Очевидно, что это намного меньше объективных потребностей. В случае принятия глобального плана действий в области культуры и развития необходимо будет существенно увеличить государственную поддержку культуры.
Особой проблемой является определение оптимальных параметров финансирования культуры и факторов, их определяющих. Похоже, что эта проблема не была решена и на Стокгольмской конференции. При этом отмечалась ее сложность и противоречивость. Установлено, в частности, что государственные расходы на культуру не зависят от ВНП. Так, например, при почти 24 тыс., доля. ВНП на душу населения в США доля расходов на культуру в этой стране составляет около 0,1%. В то же врем в Чехии и Польше, имеющих на порядок меньшие показатели ВНП, затраты на культуру превышают американские в 12-15 раз и находятся ~ уровне таких развитых стран, как Австрия, Дания, Швеция.
Современный этап развития мировой экономики связан с эволюцией системы управления и регулирования региональных систем ТОН. Эта система, в частности, характеризуется переходом от структурно-функционального принципа организации к сетевому. Необходимость такой эволюции систем управления и регулирования обусловлена ужесточением борьбы корпораций, регионов и стран за мировые рынки важнейших товаров, услуг, труда и капитала. В свете этого происходит и переосмысление теоретико-методологических подходов к исследованию систем территориальной организации населения и территориального развития общества. Так, например, в западной и отечественной экономической литературе предлагается рассматривать регионы как многофункциональную, многоаспектную систему. В частности, последняя может рассматриваться в качестве квазигосударства (относительно обособленной подсистемы государства и муниципальной собственности и экономической деятельности), рынка товаров, услуг, труда, капитала, информации и т.д. или социума (воспроизводство населения, трудовые ресурсы, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда и т.п.), подсистемы информационного общества или подсистемы интернационализации и глобализации экономики.
Глобализация привносит определенные изменения и новации в формы организации глобального общества. Так, аналитики задаются вопросом, сохраняется ли в организации глобального общества принцип иерархии и стратификации типа “центр - периферия” или же появляются новые принципы организации, в которой решающую роль играют “сети” и “потоки”. И тот и другой принцип организации общества используются сегодня в разных регионах. Так, например, в США основными агентами рынка выступают индивидуальные компании. В Азии преобладают бизнес - сети, образованные этническими группами (китайцами, японцами и др.) и отличающиеся большой гибкостью. Основанные на семейных и языковых связях, они легко преодолевают национальные границы. Наиболее распространенная черта азиатского этнического бизнеса - обширная сеть субконтрактных отношений в рамках отрасли. Региональные сети с участием японских ТНК, малых и средних китайских семейных фирм особенно эффективны при интеграции высокотехнологичных и трудозатратных производств. Члены азиатской деловой сети обычно с готовностью делятся друг с другом информацией и ресурсами. Они, как правило, склонны придерживаться принципа “совместных односторонних действий”, т.е. принимать лояльные по отношению к партнерам решения по согласованию с ними и без формальной нормативно-правовой регламентации.
Типичными для мирового хозяйства становятся не изолированные, логические, системные структуры и механизмы, а смешанное общество, смешанные экономики, плюралистические подходы к формированию хозяйственных и социальных систем. Поэтому центр тяжести социально-экономических исследований целесообразно переключить с анализа замкнутых территориальных подсистем и систем на комплексное исследование компонентов, взаимосвязей и пропорций между ними, а также взаимоограничений в их функционировании и развитии. Одной из важнейших особенностей мировой хозяйственной системы является усиление роли социальных факторов в развитии научно-технического прогресса и экономики, выдвижение на первые роли человеческого потенциала и ориентация экономически развитых государств на его преумножение. Лидирующие позиции в решении этих проблем занимают такие страны, как США, Япония и Германия. В США в связи с этим постоянно увеличивается число некоммерческих институтов и организаций, чья сфера деятельности - усиление значения моральных ценностей при выборе трудовой деятельности, роли общественного мнения при проектировании и осуществлении крупных проектов, формировании жизненных установок населения. Наряду с процессами урбанизаций, рационализации размещения производства, специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования на формирование и развитие систем ТОН большое воздействие оказывают проблемы глобализации, интеграции и регионализации мирового хозяйства. В результате развития этих процессов появляются новые условия проживания населения, новые места и формы его занятости, новые возможности осуществления контактов, установления производственно-экономических, научно-технических и культурных связей. Эти и другие условия и особенности развития экономики должны учитываться в процессе проектирования территориальных систем организации населения в странах мира. В составе новых форм ТОН, обусловленных современными тенденциями и закономерностями развития мирового хозяйства, можно назвать такие, как свободные экономические зоны, концессии, приграничные программы, оффшорные зоны, научно-технические проекты и др. Кроме того, внутри стран создаются различные ассоциации, клубы, движения, партии и т.п. 23
Так, например главный признак свободной экономической зоны (СЭЗ) - на ее территории не существуют таможенные условия (тарифные и нетарифные), обязательные для остальной территории страны, т. е, в национальном таможенном пространстве СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств. Поскольку государственная поддержка СЭЗ требует значительных финансовых средств (прямых инвестиции, компенсация выпадающих налоговых доходов и др.) и институциональных усилий (создание специальных законов, контроля и т.д.), то число создаваемых СЭЗ не должно быть большим. Иначе формирование и развитие СЭЗ рискует превратиться в текущий процесс, создающий помехи для развития основной территории страны. Отбор территорий, которым предоставляется статус СЭЗ, осуществляется исходя из возможностей получения значительного эффекта от государственных затрат и предоставляемых экономических льгот или же для преодоления депрессивного (кризисного) состояния соответствующей территории.24
Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике