Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
1. Ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
2. Определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
3. Дать классификацию международных экономических организаций;
4. Рассмотреть механизмы реализации МЭО, а также основные группы и их характеристику;

Файлы: 1 файл

Роль международных экономических организаций в мировой экономике.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

     Межгосударственные  организации подразделяются также  на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

     Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

     Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества, и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

     С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может  стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

     Международные организации как вторичные, производные  субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс  создания новой международной организации  проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

     Международные организации могут быть созданы  и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.7

     Второй  этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

     Подготовительные  органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

     Государства, не являющиеся членами международных  организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ — 30 государств, в том числе Россия.

     Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации. 

     1.2 Механизмы реализации Международных экономических организаций 

     В современных условиях международные экономические организации выступают в разнообразных формах, которые исторически возникли в разные времена, однако в настоящее время наполнены сегодняшним содержанием, соответствуют нынешним потребностям мирового хозяйственного общения.

     Международные экономические организации можно рассматривать на макроуровне (мировое хозяйство) и микроуровне (национальные участники внешнеэкономических связей), их объектов, субъектов, форм, механизма их реализации.

     Международные экономические организации на макроуровне — это формы и способы связей национальных экономик в мировом хозяйстве: внешняя торговля, международная миграция факторов производства.

     На  макроуровне субъектами международными экономическими организациями являются национальные правительства и другие государственные органы (например. Центральный банк), а также международные экономические организации. Главная цель первых — регулирование международных экономических отношений страны посредством соответствующей внешнеторговой, научно-технической, валютной, налоговой, инвестиционной политики. Цель международных организаций — выработать общую для всех участников нормативно-правовую базу осуществления международных экономических отношений в той или иной сфере.

     Формы международных экономических отношении:

     — международная торговля товарами и услугами;

     —международное  производственное и научно-техническое  сотрудничество, включая и обмен технологиями;

     — международные валютно-кредитные и финансовые отношения;

     — международная миграция рабочей  силы.

     Международная торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность экспорта всех стран мира.

     Международное производственное и научно-техническое  сотрудничество — это совокупность отношений между фирмами разных стран в области кооперации производства, обмена технологиями, совместных НИОКР и подготовки кадров.

     Международные валютно-кредитные и финансовые отношения — совокупность валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мировом хозяйстве.

     Международная миграция рабочей силы — это разнонаправленные потоки (эмиграция и иммиграция) трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы в поисках работы.

     Несмотря  на то, что каждая форма международных экономических организаций имеет свою специфическую сферу и способы реализации, они тесно взаимосвязаны между собой и образуют систему.

     Международные экономические отношения как  система представляют собой совокупность форм международных экономических организаций в их тесной взаимообусловленности и взаимодействии.

     Механизм  реализации международных экономических отношений — это совокупность правовых норм и инструментов по их реализации (международные соглашения, договоры, конвенции, хартии, кодексы, руководства и т.п.), принятых на национальном и межгосударственном уровнях, включая региональные и глобальные международные экономические организации.

     Международные экономические отношения осуществляются в основном посредством участия их субъектов в международном разделении труда. На реализацию международных экономических отношений влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.8

     Механизм  реализации международных экономических организаций на макроуровне включает организационные, правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т.д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных экономических отношений.

     Международные экономические оотношения подразделяются на три основные группы: традиционные, переходные к стратегическим и стратегические.

     К традиционным, возникшим в глубокой древности, принадлежат разнообразные формы обмена в виде международной торговли, которые в настоящее время наполнены новыми разновидностями и проявлениями. Переходными к стратегическим формам международных экономических отношений стали: вывоз капитала и международная инвестиционная деятельность, международная миграция рабочей силы, научно-технические связи, международные валютные отношения.9

     Стратегическими, за которыми будущее развития мировых хозяйственных связей в условиях транснационализации производства, являются производственно-инвестиционные связи в форме специализации и кооперирования производства.

     Международные экономические организации на микроуровне — это особая сфера деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи, основанная на международном разделении труда. С позиции национальных производителей и потребителей международные экономические отношения понимаются как экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт товаров, услуг, капиталов, технологий, международная кооперация производства и НИОКР, обеспечивающие их международные перевозки, страхование, расчеты и др.10

     Объектами МЭО являются:

     — товары в материальной форме (сырьевые и продовольственные товары, готовые изделия, продукция обрабатывающей промышленности, машинно-техническая продукция);

     — услуги (международные инжиниринг (инжиниринг (англ. engineering, от лат. ingenium — изобретательность; выдумка; знания), одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой — предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства), консалтинг, аудит, лизинг, туризм, перевозки, расчеты и т.п.);

     — технологии (патентные и беспатентные лицензии, товарные знаки);

     —капитал (прямые и портфельные зарубежные инвестиции, международный кредит); — рабочая сила.

     Реальными субъектами (контрагентами) международных экономических организаций на микроуровне являются:

     — фирмы;

     — международные корпорации;

     — союзы предпринимателей;

     —государственные  органы и организации (министерства), занимающиеся внешнеэкономической  деятельностью;

     —международные организации, осуществляющие инвестиционное строительство.

     Механизм  осуществления международных экономических организаций на микроуровне включает систему международного маркетинга и организации и техники внешнеэкономической деятельности. При всем внешнем сходстве с общим (внутренним) маркетингом международный маркетинг представляет собой специфический инструмент управления предпринимательством на международном уровне. Его специфика проявляется прежде всего в методах изучения особенностей национальных рынков, а также мировых рынков тех или иных товаров и услуг.

     Международная практика свидетельствует, что современные  международные экономические организации требуют существенного, постоянного наднационального, межгосударственного регулирования.

     Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет международной общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства.11

     В России действует следующая нормативно-правовая база в отношении международных  организаций12:

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010). Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях.
  2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010). Статья 400. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации.
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.06.1995). Статья 27. Регистрация международных договоров Российской Федерации в международных организациях.
  4. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009). Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств.
  5. Указ Президента РФ от 28.08.2001 N 1080 (ред. от 13.03.2009) "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)".
  6. Приказ МИД РФ N 4938, Минфина РФ N 33н от 09.04.2007 (ред. от 01.06.2010) "Об утверждении Перечня международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2007 N 9503).

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике