Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:45, курсовая работа
Целью курсовой работы являлось рассмотреть, как используется мерчандайзинг на предприятии розничной торговли.
В процессе выполнения курсовой работы были поставлены задачи:
1. Осветить сущность и значение мерчандайзинга в деятельности торгового предприятия;
2. Исследовать экономико-организационную характеристику предприятия;
3. Провести анализ использования инструментов мерчандайзинга в магазине;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………6
1.1 Понятие, цели и задачи мерчандайзинга…………………………………..6
1.2 История и современное развитие мерчандайзинга……………………….8
1.3 Планировка торгового зала…………………………………………………9
1.4 Способы выкладки товаров. Правила мерчандайзинга…………………..11
1.5 Реклама в розничном торгового предприятии……………………………12
1.6 Атмосфера магазина………………………………………………………..13
1.7 Реклама…………………………………………………………………….14
2 ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..20
2.1Общая характеристика предприятия………………………………………..20
2.2 Анализ материально-технической базы в предприятии…………………..22
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В МАГАЗИНЕ………………………………………………………………………….24
3.1 Исследование торговых зон, анализ эффективности распределения торговых площадей в магазине……………………………………………………..24
3.2 Исследование способов выкладки товаров, использование полочного пространства в магазине «ТЕХНОСИЛА»………………………………………..26
3.3 Рекламно-информационная поддержка магазина………………………..30
3.4 Исследование атмосферы торгового предприятия……………………….32
3.5 Оценка эффективности проведения рекламной акции…………………...33
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………….....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
По данным таблицы 1 мы видим, что предприятие технически хорошо оснащено:
- имеется 3 контрольно-кассовых аппарата, которые помогают без очередей расплачиваться покупателям;
- на складе имеется все оборудования для быстрой и без особой сложности работы.
Так же на предприятии большое количество торгово-выставочного оборудования, это позволяет выставлять товар в богатом ассортименте.
Но есть и проблемные моменты, например: по данным из таблицы видно что компьютеры сильно устарели и необходимо закупить новые для увеличения скорости работы предприятия и тем самым можно увеличить товарооборот предприятия.
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В МАГАЗИНЕ
3.1 Исследование торговых зон, анализ эффективности распределения торговых площадей в магазине
Входная зона магазина отвечает за позитивный настрой покупателя на совершение покупок, в ней покупатель переключает внимание с того, что окружало его на улице, на то, что происходит в магазине.
В гипермаркете электроники и бытовой техники «Техносила» в г. Кемерово сразу за входом в магазин ничем не занятое пространство, что дает покупателю возможность замедлить шаг, осмотреться, перевести дух, чтобы почувствовать себя комфортно в новом для него помещении. Так же важно, чтоб входная зона побуждала покупателя купить что-то прямо сейчас.
Кассовая зона - горячее место торгового зала. Покупатели, совершавшие покупки, обязательно приходят к кассе. В кассовой зоне предлагают множество товаров импульсного спроса - сопутствующие товары и др.
В данной зоне расстояние между кассами большое, что является преимуществом, так как это не будет способствовать скоплению и толкучки покупателей.
Зоны основного потока покупателей - самая основная в торговом зале. Она должна тщательно планироваться, ведь от успешности планировки напрямую будет зависеть количество покупок.
Магазин «Техносила» подразделяется на 6 зон (Приложение Г):
- зона «серой» техники;
- зона «белой» техники;
- зона «черной» техники;
- зона климатической техники;
- зона аксессуаров;
- зона товаров для отдыха.
Зона «серой» техники подразделяется на отделы:
отдел компьютерной техники (компьютеры, ноутбуки, мониторы, периферийные устройства, компьютерная мебель, аксессуары);
отдел мобильных устройств и устройств связи (телефоны, персональное аудио, радиостанции, аксессуары);
отдел фото- и видео техники (фотокамеры, видеокамеры, аксессуары).
В составе зоны «белой» техники отметим отделы:
отдел крупной бытовой техники (встраиваемая техника, холодильники, стиральные и сушильные машины, посудомоечные машины, плиты, СВЧ, аксессуары);
отдел малой бытовой техники (техника для приготовления пищи, техника по уходу за домом, товары для красоты и здоровья, аксессуары).
В зону «черной» техники входят отделы:
отдел теле-видео техники (телевизоры, видеотехника, аксессуары);
отдел аудио техники (музыкальные центры, магнитолы, домашние кинотеатры, автотехника, аксессуары);
отдел Hi-Fi.
Зона товаров для отдыха включает товары: мультимедиа, игровые приставки, музыкальные инструменты.
Зона климатической техники находится недалеко от кассовой зоны и включает товары: кондиционеры и обогреватели, водонагреватели, вентиляторы, воздухоочистители и увлажнители, аксессуары.
Помимо того что в каждой зоне присутствуют аксессуары, в торговом зале присутствует отдельно зона аксессуаров, которая включает товары: аксессуары общего назначения, электроинструменты.
В торговом зале зоны, отделы и стеллажи отделены друг от друга главной улицей, второстепенной улицей и проходами, по которым перемещаются покупатели.
Главная улица расположена непосредственно от входа в магазин и ведет кратчайшим путем покупателей через все отделы до кассового блока. Главная улица самая широкая в магазине (200-240 см), выделена черным и желтым цветом напольного покрытия.
Второстепенная улица образует периметр магазина вдоль пристенных стеллажей и паллет. Второстепенная улица также пролегает через все отделы, но это более длинный путь, а ширина улица меньше.
Проход – пространство между стеллажами или паллетами.
При исследовании торговых зон магазина мы увидели, что зоны распределены верно. Во входной зоне есть пространство для того, чтоб покупатель мог осмотреться в новом для него помещении. Основная зона торгового зала (зона потока покупателей) тщательно спланирована, что напрямую зависит от количества покупок покупателей.
В зоне основного потока покупателей недостаточно указателей с наименованием реализуемых товаров, это способствует затрате времени покупателей на поиск нужного ему товара.
При оценке эффективности использования торговых площадей видно, что коэффициент установочной площади незначительно превышает норму.
3.2 Исследование способов выкладки товаров, использование полочного пространства в магазине «Техносила»
В магазине «Техносила» применяют четыре уровня размещения товара (Приложение Л):
- уровень «шляпы» (выше 1,7 м);
- уровень глаз (1,1-1,7 м);
- уровень рук (0,6-1,1 м);
- уровень ног (0,2-0,6 м).
На уровне «шляпы» размещаются:
- товары привлекающие внимание покупателей издалека (презентация LCD телевизоров на пристенном стеллаже);
- товарные позиции, в упаковке имеющие в большом количестве на остатках магазин.
На уровне глаз размещаются:
- дисплейные образцы товара на островных и пристенных стеллажах;
- дисплейный образец товара на промопалеттах.
На уровне рук размещаются:
- товарные позиции в упаковке;
- аксессуары на прикассовых стеллажах;
- товарные позиции в распродажных корзинах и прикассовых кубах.
На уровне ног размещаются:
- товары, которые лучше всего «читаются» сверху (варочные поверхности, плиты);
- объемные товары, которые легко найти в торговом зале (холодильная техника, стиральные и посудомоечные машины).
Дисплейные образец – это единица товара, размещаемая на торговом оборудовании непосредственно на уровне глаз и предназначенная для демонстрации, облегчения поиска необходимых товаров для покупателя (приложение Ж).
Товарный накопитель (стеллаж) – нижняя часть стеллажа, используемая для размещения товара в упаковке.
Презентация товара – это предоставление товара на торговом оборудовании для покупателей. Презентация товара выполняется из дисплейного образца и накопителя.
Основные принципы размещения товара в магазинах «Техносила»:
1. Весь имеющийся ассортимент товара в магазине (в зависимости от категории), должен быть предоставлен в торговом зале. Компания придерживаться принципа «минимум товара на складе – максимум в торговом зале».
2. Выкладка товара выполняется таким образом, чтобы полностью закрывает торговое оборудование и исключает «пустоты» и «дырки» в презентации.
3. Товар выдвигается на переднюю кромку полки стеллажа, витрины, крючка.
4. Товар в торговом зале на стеллажах выставляется по убыванию цены от главной улицы магазина (от дорогому к дешевому).
5. Две верхние полки островного стеллажа предназначаются только для размещения дисплейных образцов.
6. Накопитель в стеллаже располагается на нижних полках и товар, размещаемый в накопителе, располагается под выставленным образцом. Коробки, размещаемые в накопителе всегда должны быть:
- под дисплейным образцом той же модели, «лицом» к покупателю;
- не помятые, не грязные;
- не перемотанные скотчем.
7. Все ценники презентуются с левой стороны от демонстрационного образца.
8. Пустые коробки отмечаются наклейками – кружками красного цвета, диаметром 3 см, для более быстрого ориентирования продавцов. Наклейка размещается в верхнем левом углу лицевой стороны коробки. Пустые коробки в накопителе размещаются за полными коробками с товаром.
Аксессуары размещаются в магазине на стеллажах в строго обозначенных зонах (прикассовая зона, зона аксессуаров). Основные принципы размещения аксессуаров:
1. Товар, относящийся к группе аксессуары на стеллажах презентуется вертикальными блоками. Вертикальный способ выкладки аксессуаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов, на всех полках стеллажей сверху вниз. Этот способ особо удобен тем, что обеспечивает хороший показ товаров, свободный доступ к нему покупателей любого роста.
2. Товар, относящийся к группе аксессуары равномерно распределяется на стеллаже.
3. Товар размещаемый на крючках не зависимо от количества всегда выдвигается на край крючка.
В магазинах «Техносила» применяется кроссмерчандайзинг (Приложение И).
Cross-merchandising – перекрестное (дополняющее) выкладывание – это расположение товаров в магазине таким образом, чтобы дополняющие друг друга товары находились рядом (например: элементы питания и DVD диски по фитнессу расположены в непосредственной близости с весами) и покупатель одного товара мог обратить внимание на другой.
Аксессуары размещаются в непосредственной близости от основного товара. Аксессуары должны соответствовать основному товару. Аксессуар, размещаемый рядом с основным товаром должен быть полностью совместим с ним, т.е. в случае совместной покупки товара и аксессуара, обеспечивалась бы их совместная работа.
Расстояние между размещаемым товаром на крючках должно быть 2-3 см по вертикали и горизонтали. Данное расстояние должно соблюдаться для удобства снятия товара с крючка покупателям.
Для привлечения внимания покупателей на входе в магазин (до линии касс) выставляется паллета с акционными позициями товара. Высота паллеты с товаром должна быть не ниже 120 и не выше 160 см. На собранном промопаллете с товаром всегда выставляется распакованный дисплейный образец «демо образец».
Презентация товара, представленная в виде «горке» - должна быть с «эффектом отбора» и удобна для приобретения товара покупателями без помощи обслуживающего персонала.
На паллете сезонного товара выставляется товар, пользующийся высоким спросом в определенное время года:
летом – электроприборы работающие на охлаждение (вентиляторы, кондиционеры и т.д.);
зимой – обогревательные электроприборы (обогреватели, тепловентиляторы и т.д.).
На собранной промо–паллете с товаром всегда выставляется распакованный дисплейный образец.
Презентация сезонного товара – должна быть с эффектом отбора и удобна для приобретения товара покупателями без помощи обслуживающего персонала (Приложение З).
3.3 Рекламно-информационная поддержка магазина
Актуальность рекламно - информационной поддержки в магазине связана с тем, что покупатель часто не хочет прилагать усилия к тому, чтобы разбираться с ассортиментом и ценами в магазине, он хочет, чтобы ему все объяснили и указали, на что обращать внимание. Это было все учтено и в магазине «Техносила», для продажи залежавшегося товара они сделали яркие, большие ценники с лозунгом «суперцена» для привлечения внимания покупателей, что и способствовало продажи этого товара.
Рекламные материалы в местах продажи (POS - материалы) используемые в магазине:
1. Вобблеры - прикрепленные к полке или стеллажу с логотипами
производителя или торговой марки.
2. Баннер - перетяжка с наименованием предприятия (приложение Е).
3. Дисплей - для продажи товара определенной торговой марки.
4. Листовки и диспансеры (лотки для листовок) - для распространении информации о товаре и товарах - новинках.
5. Плакаты (постеры) - формата А3 или А2 - делает акцент на определенной товарной марке или виде товара.
6. Специальные ценники - для указание на товар находящийся в распродаже.
7. Тарелка для монет - используется на кассах, делает акцент на логотипе товара.
8. Пакеты с логотипом предприятия.
Рекламные материалы в торговом зале - эффективное средство. Настолько эффективное, что часто их называют «Немыми продавцами». Располагать их можно где угодно: на торговом оборудовании, стенах и колоннах, дверях и перегородках, на полу и потолке, в кассовой зоне, на тележках и товарных корзи-нах, пакетах и пр. С их помощью прекрасно маскируются легкие дефекты интерьера. Однако для того, чтобы POS-материалы работали надо знать меру, либо они будут нервировать покупателя. Поэтому первый принцип при размещении средств в магазине «Техносиле» - это принцип оптимальности, согласно которому внутримагазинную рекламу следует, размещают не более чем для 15-20% товаров.
Средства и носители рекламы:
1) телевидение-телеролик;
Информация о работе Мерчандайзинг как способ продвижения товаров