Лекции по «Экономике предприятий»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:58, лекция

Краткое описание

Задача курса – формирование прочных теоретических знаний и практических навыков в области экономики предприятия, привитие навыков рационального экономического мышления и поведения при решении конкретных экономических задач.
Теоретической и методологической основой экономики производства является экономическая теория. Частные закономерности экономического развития отдельных отраслей исследуются конкретной экономической наукой: экономика промышленности, экономика производства, экономика связи, экономика сельского хозяйства.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1 . ПРЕДПРИЯТИЕ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Файлы: 4 файла

Раздел 1_2.doc

— 727.50 Кб (Скачать)

Общая номинальная  стоимость выпущенных акций составляет уставный фонд АО.

Акция – это ценная бумага, подтверждающая права ее владельца на участие в управлении обществом, получение дивидендов и части имущества в случае его ликвидации.

Акции по характеру  распоряжения бывают:

1) именные (имеют более  высокий номинал);

2) на предъявителя;

Акции по характеру  приносимого дохода бывают:

1) простые (обыкновенные) – это акции, которые дают  право как на получение дивидендов, так и на участие в управлении;

2) привилегированные – это акции, которые дают право владельцам получать гарантированные дивиденды независимо от результатов деятельности общества, но не дают право на участие в его управлении. Доля привилегированных акций не должна превышать 25% уставного фонда.

Акция имеет номинальную, текущую, рыночную и ликвидационную стоимость.

Номинальная стоимость – определенная заранее стоимость, указанная на акции, по которой она реализуется по подписке или на первичном рынке ценных бумаг.

Текущая (балансовая) стоимость определяется исходя из финансовых результатов путем деления собственного капитала (уставный фонд и прибыль) на количество акций.

Рыночная (курсовая, биржевая) стоимость – стоимость, по которой акция продается и покупается на фондовых биржах и в банках, и определяется спросом и предложением. Она зависит от работы АО и представляет собой сумму денежного капитала, который, будучи положен в банк или отдан в ссуду, принесет доход, равный дивиденду.

Рыночная стоимость  акции ( ) может быть определена по формуле

,

где – процент дивидендов, %;

- банковский процент по депозитным  вкладам, %;

 – номинальная стоимость акции, ден.ед.

Кроме дивидендов акционеров привлекает возможность продажи  акции по рыночной цене и получения дохода, равного разности рыночной и номинальной цены.

АО кроме акций может  выпускать облигации, которые являются ценными бумагами, обеспечивающими ее владельцу возмещение номинальной стоимости в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента.

Акции отличаются от облигаций:

  • по сроку действия (акции бессрочные);
  • по размеру дохода (облигаций имеют низкий гарантированный доход, акции же обладают негарантированным дивидендом, зависящим от работы АО);
  • по праву голосования и управления (владельцы акций имеют такое право в отличие от владельцев облигаций);

Владелец акций является собственником, владелец облигаций  – кредитором.

АО может выпускать  облигации под залог своего имущества  или ценных бумаг на сумму не более 25% уставного фонда и только после оплаты всех акций.

Акционерные общества бывают:

  • открытого типа;
  • закрытого типа.

В акционерном  обществе открытого типа:

  • акции распространяются по открытой подписке, а также свободно продаваться на рынке ценных бумаг и могут отчуждаться без согласия других акционеров;
  • баланс, а также проспект эмиссии, публикуются в открытой печати и доступны для любого акционера.

В акционерном  обществе закрытого типа:

  • акции распределяются только среди его учредителей или заранее оговоренного круга лиц; открытая подписка на акции и продажа их лицам, не членам этого АО, не разрешается.

Преимущества  АО:

    • возможность объединения практически неограниченного количества финансовых ресурсов;
    • сохранение реального капитала в течение длительного срока ввиду безвозвратности акций;
    • привлечение денежных средств путём продажи акций, стоимость которых не надо возвращать, а это выгоднее кредита банка;
    • наиболее устойчивая форма объединения капитала, т.к. выбытие одного или нескольких вкладчиков не влечёт за собой закрытие предприятия;
    • ограниченность риска заранее обусловленной суммой делает АО привлекательной формой вложения капитала.

Акционерное общество создается  и действует на основе устава. Может быть преобразовано в ООО, ОДО, производственный кооператив или унитарное предприятие, если остается один участник.

Основные отличия  хозяйственных товариществ и  хозяйственных обществ заключаются в следующем:

  1. Хозяйственные товарищества являются объединением лиц, а хозяйственные общества – объединением капитала;
  2. Хозяйственные товарищества действуют на основе учредительного договора, хозяйственные общества: ООО, ОДО – на основе устава и учредительного договора; АО – на основе устава.

 

2.2. Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности и нести субсидиарную ответственность по ее обязательствам в равных долях, но не меньше величины полученного годового дохода.

Производственный кооператив создается и действует на основе устава, может быть преобразован в хозяйственное общество или унитарное предприятие. Число членов кооператива должно быть не менее трех.

 

2.3.  Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам, в том  числе и между работниками  предприятия.

В форме унитарных  могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Различают унитарные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения определяют самостоятельно предмет и цели деятельности, имеют право на получение части прибыли от использования имущества, решать вопросы о реорганизации и ликвидации предприятия. Не имеют право продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить его в качестве вклада в уставный фонд других предприятий без согласия собственника.

Казенное  предприятие осуществляет деятельность в соответствии с целями, заданиями собственника и назначением имущества, порядок распределения прибыли определяется собственником имущества. Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать продукцию.

 

3. Совместные предприятия

 

Совместное предприятие (СП) – это форма хозяйственно-правового сотрудничества отечественного и иностранного партнёров, при котором создается производственно-техническая база, находящаяся в их общей собственности, с целью производства продукции, оказания услуг или выполнения работ.

Совместное предприятие  создается и действует в соответствии со следующими принципами:

  • объединение капитала, принадлежащего гражданам или предприятиям различных государств;
  • совместное управление предприятием посредством разделения управленческих функций;
  • совместное несение рисков и участие в прибылях;
  • сбалансированность и взаимовыгодность интересов партнеров, которое означает, что при формировании уставного фонда, распределение прибыли должны приниматься взаимовыгодные решения;
  • оперативно-хозяйственная самостоятельность (минимальное вмешательство государственных органов и стабильностью правовой основы);
  • самоокупаемость (покрытие издержек за счет собственных доходов, как в валюте, так и белорусских рублях).

Совместные предприятия  регистрирует Министерство внешних  экономических связей,  они действуют на основе устава.

Коммерческие  организации с иностранными инвестициями (за исключением организаций в форме ОАО), доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляла более 30% до 1 января 2005 г., освобождены от уплаты налога на прибыль, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), в течение трех лет с момента объявления ими прибыли.

Право на получение  льготы может быть реализовано организацией при сформированном каждым участником (акционером) в течение года со дня регистрации уставном фонде в размере не менее 50% от предусмотренного учредительными документами.

4. Малые  предприятия

 

Малые предприятия  являются неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны. Это объясняется  тем, что развитие малого бизнеса:

  1. Является одним из условий демополизации;
  2. Способствует поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых стабильность экономической системы обеспечивается при условии, что 20-30% населения страны имеют собственное дело);
  3. Обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию производства.

В Республике Беларусь к малым предприятиям относятся  предприятия с численностью:

  • до 100 человек -  в производстве и строительстве;
  • до 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;
  • до 50 человек - в строительстве и оптовой торговле;
  • до 3 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании;
  • до 25 человек - в других отраслях непроизводственной сферы.

Преимущества малых  предприятий:

    • независимость и свобода действий;
    • манёвренность и способность к быстрой экономической и организационной переналадке;
    • быстрая адаптация к местным условиям и особенностям;
    • возможность совмещения профессий;
    • незначительные расходы по обслуживанию;
    • создание рабочих мест, в том числе в местах, отдалённых от крупных промышленных центров;
    • сохранение предпринимательского духа;
    • повышение заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

Недостатки малых предприятий:

  • высокая степень риска;
  • ограниченные финансовые возможности;
  • сложности в получении кредита;
  • сложности в материально-техническом обеспечении;
  • трудности в привлечении высококвалифицированных специалистов;
  • высокая степень занятости руководителя.

 

5. Формы объединения предприятий: ХК, ФПГ, ассоциации

 

После возникновения  и становления у малого предприятия  может быть несколько путей развития:

  • оставаться малым предприятием, если нет возможностей роста;
  • влиться в крупную фирму;
  • существовать за счет взаимодействия с крупной фирмой;
  • превратиться в крупную фирму.

К крупным (корпоративным) предприятиям относятся:

- холдинговые компании (ХК);

- финансово-промышленные  группы (ФПГ);

- картели, тресты, синдикаты,  концерны, консорциумы, конгломераты, ассоциации, союзы.

Холдинговая компания (ХК) - это компания, которая владеет контрольными пакетами акций предприятий, входящих в холдинг, что дает ей возможность контролировать их деятельность, участвовать в ней, получая часть прибыли, а также проводить единую политику в различных областях деятельности с целью увеличения производства и сбыта.

Холдинговые компании создаются  для целей поддержки убыточных  предприятий, перелива капитала в прибыльные отрасли, централизации управления в рамках отдельной территории, содействия кооперации и т.д.

На практике встречаются  финансовые и промышленные холдинговые  компании.

Финансовый  холдинг – это компания, которая согласно уставу не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий и может осуществлять только инвестиционную деятельность.

Промышленный  холдинг – это компания, которая кроме владения контрольными пакетами акций имеет право активно заниматься бизнесом.

Холдинговые компании и  их дочерние предприятия организуются в форме акционерных обществ открытого типа.

Холдинговые компании имеют следующие преимущества:

  • объединение капиталов, консолидация усилий в борьбе с конкурентами;
  • увеличение размеров производства и сбыта продукции;
  • высокая эффективность в международном движении капитала;
  • возможность уменьшить негативное воздействие государства на предприятие.

Раздел 3.doc

— 1.07 Мб (Открыть, Скачать)

Раздел 4_5.doc

— 405.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по «Экономике предприятий»