Лекции по «Экономике предприятий»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:58, лекция

Краткое описание

Задача курса – формирование прочных теоретических знаний и практических навыков в области экономики предприятия, привитие навыков рационального экономического мышления и поведения при решении конкретных экономических задач.
Теоретической и методологической основой экономики производства является экономическая теория. Частные закономерности экономического развития отдельных отраслей исследуются конкретной экономической наукой: экономика промышленности, экономика производства, экономика связи, экономика сельского хозяйства.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1 . ПРЕДПРИЯТИЕ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Файлы: 4 файла

Раздел 1_2.doc

— 727.50 Кб (Открыть, Скачать)

Раздел 3.doc

— 1.07 Мб (Открыть, Скачать)

Раздел 4_5.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Тема 4.1. Инновационная деятельность предприятия

 

1. Инновации: сущность, критерии, значение и виды

 

В производстве научно-технические  достижения распространяются в форме инноваций.

Инновации – это вновь созданный материал, продукт или технология, впервые внедряемые в производство, организация или создание рынка для нового, впервые произведенного продукта.

Характерными чертами инноваций, отличающих их от небольших, чисто количественных изменений в техническом базисе производства являются:

  1. Качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны);
  2. Значительный экономический, социальный или другой эффект в результате внедрения инновации (критерий эффективности).

Инновации имеют большое значение для экономики страны в целом, это проявляется в технических, экономических и социальных результатах инноваций:

  1. Существенно обновляется и расширяется ассортимент производимой продукции, повышается ее технический уровень и качество.
  2. Повышается эффективность производства, экономики, снижается стоимости продукции, повышается ее рентабельность.
  3. Характеризуются существенными социальными последствиями, т. к. способствуют созданию новых потребительных стоимостей, удовлетворяющих растущие потребности человека, облегчению труда и сокращению рабочего времени.

С точки зрения цикличного развития техники можно выделить четыре вида инноваций:

Крупнейшие  инновации распространяются в форме крупнейших  изобретений,  которые являются основой переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей.

Крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках крупнейших инноваций. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше.

Средние инновации служат для создания новых моделей и модификаций нового поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения техники.

Мелкие инновации улучшают отрицательные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений.

 

2. Содержание инновационной деятельности предприятия

 

Для обеспечения успеха в конкурентной борьбе предприятие должно постоянно заниматься совершенствованием выпускаемой продукции и обновлением ее номенклатуры, т. е. осуществлять инновационную деятельность.

Инновации на предприятии можно  разделить на:

Модификации, которые осуществляются путем внесения конструктивных изменений в выпускаемую предприятием продукцию и включают новые модели, марки, цвета.

Небольшие нововведения - изделия, которые ранее не выпускались данным предприятием, но производились и реализовывались на рынке другими предприятиями.

Большие нововведения – это новые изделия, которые ранее не производились и не реализовывались на рынке.

Процесс планирования инновационной  деятельности включает следующие этапы:

  1. Генерация идей осуществляется систематическим поиском возможности создания новых изделий. Источниками идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, конкуренты и покупатели. Генерация идей может осуществляться методом мозгового штурма, анализом продукции на рынке, опросом покупателей.
  2. Оценка и отбор идей осуществляется на основе оценки товара по трем группам характеристик (общие, маркетинговые и производственные). Для этого в каждой группе по десятибалльной системе оценивается несколько показателей и выводится средневзвешенная характеристика, которая и служит основанием включения продукта в перечень вновь выпускаемых.
  3. Проверка концепции идеи проводится на основе оценки ее потребителями, для этого им предоставляют описание (изображение) продукта с целью определения отношения потребителя к данному товару.
  4. Сравнительный экономический анализ проводится на основе выявления возможного спроса на новый продукт, на оценке уровня издержек, предполагаемых объемов капиталовложений и размера прибыли.
  5. Разработка продукции и пробный маркетинг. С целью наблюдения за реальным поведением покупателей проводится пробная реализация опытного  образца в одном или нескольких районах или областях. На этом этапе разрабатывается окончательное конструкция нового продукта, торговая марка, определяется положение товара на рынке.
  6. Коммерческая реализация продукта. Осуществляется выведение товара на рынок и его полномасштабное производство.

 

 

 

 

 

Тема 4.2. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия

 

1. Сущность инвестиций, их классификация

 

Инвестиции – это вложение капитала в различные виды экономической деятельности с целью его сохранения и увеличения.

Инвестиции  обеспечивают динамическое развитие предприятия  и позволяют решать следующие задачи:

  • расширение предпринимательской деятельности;
  • приобретение новых предприятий;
  • диверсификация деятельности за счет освоения новых видов продукции;
  • повышение конкурентоспособности предприятия.

Инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

  1. По объектам вложения:
    • реальные (капиталообразующие) инвестиции – вложения в основной и оборотный капитал;
    • финансовые инвестиции – это вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги («портфельные» инвестиции), как с целью получения дохода, так и возможности принимать участие в управлении предприятием, а также финансовые вложения в инвестиционные проекты других предприятий;
    • нематериальные инвестиции – это вложения в исследования и развитие, в лицензии, патенты, ноу-хау, промышленные образцы, фирменные наименования, программный продукт.

Основой инвестиционной деятельности промышленного предприятия  являются реальные инвестиции, которые в зависимости от их цели и требуемой нормы доходности (степень риска) можно сгруппировать следующим образом:

  • вынужденные капитальные вложения с целью повышения надежности техники, безопасности на производстве (требования к норме доходности отсутствуют);
  • обновление основных фондов для поддержания технического уровня производства (требуемая норма доходности – не более 20%);
  • сохранение позиций на рынке, сохранение созданной репутации (требуемая норма доходности – в пределах 15%);
  • экономия затрат с целью повышения прибыли (требуемая норма доходности – в пределах 15%);
  • увеличение доходов в результате создания новых видов продукции (рисковое капиталовложение, требуемая норма доходности – 25%).
  1. По периоду инвестирования:
    • долгосрочные инвестиции (больше 1 года);
    • краткосрочные инвестиции.
  1. По характеру участия предприятия в инвестиционном проекте:
    • прямые инвестиции, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестиций без посредников;
    • непрямые инвестиции, при которых в выборе объекта инвестиций принимает участие посредник (например, инвестиционные фонды).
  1. В зависимости от субъекта инвестиций:
  • инвестиции граждан;
  • государственные инвестиции;
  • инвестиции субъектов хозяйствования;
  • иностранные инвестиции.
  1. По источникам финансирования:
    • собственные инвестиции (прибыль и амортизационные отчисления);
    • заемные инвестиции (государственные и коммерческие кредиты, лизинг).

 

2. Учет фактора  времени при оценке эффективности  инвестиций

 

Важным вопросом при  принятии инвестиционных решений является учёт фактора времени, в основе которого лежит концепция стоимости денег во времени: сумма денег, полученная в будущем, в настоящее время имеет меньшую стоимость, а сегодняшние деньги, вложенные в оборот, окупают и преумножают себя.

Существует несколько  причин, лежащих в основе данной концепции:

1. Инфляция;

2. Необходимость учёта упущенной возможности получения дохода от альтернативного использования денежных средств.

При оценке эффективности  инвестиционных проектов приходится сравнивать доходы и затраты, полученные в разные периоды времени, поэтому необходимо определить их настоящую стоимость с использованием метода дисконтирования.

Дисконтирование – это приведение будущих доходов и затрат к настоящему моменту времени, т.е. определение настоящей стоимость будущих доходов и затрат путем умножения их на коэффициент дисконтирования:

 

 

где PV – настоящая стоимость будущих доходов и затрат, ден. ед.;

FV – будущая стоимость доходов и затрат, ден. ед.;

α – коэффициент дисконтирования, который определяется по формуле

 

 

где – норма дисконта, которая по своей природе соответствует норме прибыли, устанавливаемой инвестором в качестве критерия рентабельности инвестиций. Она должна быть не ниже ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь;

t – порядковый номер года, доходы и затраты которого приводятся к расчетному году;

 – расчетный год, к которому приводятся доходы и затраты, как правило, год вложения инвестиций, ( .

 

3.Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов

 

Наиболее распространенными показателями оценки эффективности инвестиций являются:

  1. ЧДД (NPV) – чистый дисконтированный доход;
  2. (РР) – срок окупаемости инвестиций;
  3. ВНД(IRR) – внутренняя норма доходности;
  4. (PI) – рентабельность инвестиций;
  5. Точка безубыточности.

 

1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV) характеризует конечный результат инвестиционной деятельности, который рассчитывается как разность между приведенной суммой доходов и приведенной суммой инвестиций за расчетный период по формуле

,

где n – расчетный период, лет;

 - результат (чистая прибыль + амортизационные отчисления), полученный в году t, ден. ед.;

 - затраты (инвестиции) в году t, ден.ед.;

 - коэффициент дисконтирования, рассчитанный для года t.

Инвестиционный проект считается эффективным, если чистый дисконтированный доход больше нуля. Это свидетельствует о том, что рентабельность инвестиций превышает требуемую норму дисконта, принятой в качестве критерия эффективности инвестиций.  Проект является безубыточным, если ЧДД равен нулю.

При отрицательном значении ЧДД рентабельность проекта будет ниже ставки дисконта, и, следовательно, вкладывать инвестиции в данный проект нецелесообразно.

В случае рассмотрения нескольких альтернативных проектов более эффективным является тот, который имеет большее значение ЧДД.

2. Внутренняя норма доходности (ВНД) – это ставка дисконта, при которой приведенные затраты за определённый период будут равны приведенным результатам за этот же период времени, т.е. чистый дисконтированный доход равен нулю. Внутренняя норма доходности определяется из формулы

 

 

где – внутренняя норма доходности, которая определяется подбором, доли единиц.

Сравнивая внутреннюю норму  доходности с требуемой нормой доходности, можно определить, эффективен инвестиционный проект или нет. Так, например, если инвестор берет кредит в банке под процент, равный внутренней норме доходности, и вкладывает его в проект на n лет, то по окончании этого периода он выплатит величину кредита и проценты по нему, но не получит дополнительного дохода. Если инвестор вкладывает в проект собственные средства, то через n лет он получит такой же доход, какой он бы получил, просто положив их в банк по ставке, равной внутренней норме доходности.

Критерием эффективности  инвестиционных проектов является превышение внутренней нормы доходности требуемой нормы доходности инвестиций (нормы дисконта). Чем выше показатель ВНД по сравнению со стоимостью капитала, тем привлекательнее проект.

3. Срок окупаемости или период окупаемости инвестиций (ТОК, РР) – это количество лет, в течение которых инвестиции возвратятся инвестору в виде чистого дохода. Иначе, это период времени, который необходим для возмещения инвестиций за счет дохода.

Введение.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по «Экономике предприятий»