Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:48, курс лекций
1.Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
Макроэкономика исследует регулирование экономических процессов со стороны государства, изучает процессы формирования. Изучает процессы совокупного спроса и предложения, национального дохода, валового внутреннего продукта, анализирует влияние правовой бюджетной, денежно-кредитной политики Центрального банка на экономический рост, анализирует инфляцию, рост безработицы и т.п.
Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономики, таких как отрасли производства, предприятия, товарные и финансовые рынки, банки т.д. Она изучает, как устанавливается объём производства, цены не продукцию, как организуется предпринимательская деятельность, изучает вопросы финансового и хозяйственного планирования, расчёт издержек производства. Реализации продукции и прочие вопросы.
Тема 1.Методические основы изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)»
1) Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
2) Цель и задачи изучения дисциплины. Её связь с другими науками. Логическая структура дисциплины.
3) Методы и принципы исследования экономики организации предприятия.
4) Формы и методы хозяйствования в экономических системах.
(МО) Мат. Отдача = 1 / МЁ = Ст-сть тов. продукции / Мат. Затраты
Выделяются также показатели:
- металлоёмкость
- электроёмкость
- энергоёмкость
Они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Вопрос 40. Конец.
Вопрос 41. Начало.
5.Направления повышения эффективности использования оборотных средств предприятия
Направления повышения эффективности использования оборотных средств:
- уменьшение запасов готовой
продукции и решение проблемы
её сбыта. Сокращение запасов
на предприятии особенно
- экономия затрат и прежде всего сырья
- избавление от излишнего
- переход к выпуску новой продукции с учётом скорости её оборота, высокой степени переработки, близости к конечному потребителю
- ориентация предприятия прежде
всего на платёжеспособный
Принято также различать резервы экономии оборотных средств.Если направления повышения эффективности показывают, с помощью каких мероприятий можно достичь результата, то резервы экономии – это возникающие (или возникшие, но ещё не реализованные) возможности улучшения использования оборотных средств, т.е. это источники, за счёт которых может быть достигнуто их экономия.
С точки зрения сферы возникновения, использования резервов они делятся на 3 группы:
- народно-хозяйственные (резервы, которые помогают искать источники экономии в масштабах государства в целом). Сюда относятся:
- резервы, связанные с
- добыча и производство
- совершенствование структуры
топливно-энергетического
- межотраслевые и отраслевые.Сюда относятся:
- реализация новых форм
- развитие специализации,
- внедрение новых способов
- развитие предприятий
- внутрипроизводственные(
- активизация инновационно-
- совершенствование техники и технологии, организации процесса производства
- повышение качества продукции предприятия.
Эффективность оборотных средств
обусловлена многочисленными
Внешние факторы:
- кризис неплатежей
- высокий уровень налогов
- высокие ставки банковского кредита
Внутренние факторы – те факторы, на которые предприятие может и должно активно влиять.
- факторы, которые влияют, прежде всего, на повышение эффективности основных произв-ных фондов
- факторы, которые влияют, прежде всего, на повышение фондов обращения
Вопрос 41. Конец.
Тема:Понятие о персонале предприятия, трудовой деятельности, её эффективности
1) Труд, трудовая деятельность, ресурсы и их характеристика
2) Персонал предприятия. Его категории
3) Характеристика движения и стабильности персонала
4) Система показателей эффективности труда
Вопрос 42. Начало.
1.Труд, трудовая деятельность, ресурсы и их характеристика
Труд – достояние
Труд – целесообразная полезная деятельность группы людей или отдельного человека, направленная на создание конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.
Предмет труда – природные вещества, материалы, на которые человек воздействует с помощью средств труда в процессе труда.
В свою очередь, средства и предметы труда в совокупности образуют средства производства.
Продукт труда – результат трудового процесса.
Основные признаки труда:
- целесообразность
- полезность продукта труда для общества
- затратность продукта труда:
- энергозатраты человеческого организма
- затраты времени
- материалы и финансовые затраты
Функции труда:
- создание общественного
- влияние трудового потенциала
на общественное устройство
- выполнение роли меры
- самовыражение и
Принято выделять виды труда:
- живой (затраты умственной и физической энергии, направленные на создание материальных и духовных благ)
- прошлый(овеществлённый, воплощённый в средствах производства и предметах потребления).
Классификация труда:
1) по способу осуществления труда:
- умственный труд (где требуется интеллектуальное напряжение)
- оперативный
- управляющий
- операторский
- эвристический
- изобретательский
- физический труд (где используется преимущественно физическая сила мускул)
2) по конечному результату труда:
- труд, затраченный на производство товаров
- труд, связанный с выполнением общественно полезных услуг и созданием духовных ценностей
3)по степени творчества:
- стандартный (преподавание, лечебная работа)
- нестандартный (научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений)
4)в зависимости от условий деятельности труд выполняется:
- в комфортных условиях
- в необычных (неблагоприятных)
- в экспериментальных условиях
5)по форме организации деятельности:
- регламентированный (с определённым распорядком работы)
- нерегламентированный (со свободным распорядком работы)
- смешанный (пересменка, вахта)
6) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса:
- индивидуальный
- коллективный (совместный)
- однообразный (монотонный)
- разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.)
- динамический
- статический
Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работ.
Субъект труда – активно действующий, познающий, преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид либо социальная группа.
Для того чтобы стать субъектом труда необходимо:
- достижение высокого уровня
способностей и других
- удовлетворённость трудом
- адекватные отражения объекта труда
- развитие системы саморегуляции
- усвоение общественно
- развитие навыков самооценки,
чувства самоутверждения и
Возрастное, профессиональное и психическое развитие можно представить в виде след.стадий:
- допрофессиональное развитие:
- стадия предыгры (3–5 лет)
- стадия игры
- стадия овладения учебной
- развитие в период выбора профессии
- развитие в период
Профессионал – специалист в области трудовой деятельности, достигший требуемого мастерства для эффективного выполнения предшествующих задач.
Этапы:
- профессиональное обучение (от 15-19 до 16-23 лет)
- профессиональная адаптация (
- развитие профессионала (21–27 лет)