Курс лекций по "Экономике организаций"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:48, курс лекций

Краткое описание

1.Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
Макроэкономика исследует регулирование экономических процессов со стороны государства, изучает процессы формирования. Изучает процессы совокупного спроса и предложения, национального дохода, валового внутреннего продукта, анализирует влияние правовой бюджетной, денежно-кредитной политики Центрального банка на экономический рост, анализирует инфляцию, рост безработицы и т.п.
Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономики, таких как отрасли производства, предприятия, товарные и финансовые рынки, банки т.д. Она изучает, как устанавливается объём производства, цены не продукцию, как организуется предпринимательская деятельность, изучает вопросы финансового и хозяйственного планирования, расчёт издержек производства. Реализации продукции и прочие вопросы.

Оглавление

Тема 1.Методические основы изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)»
1) Сущность экономики предприятия. Предмет и содержание дисциплины. Её становление и развитие. Место в системе экономических наук.
2) Цель и задачи изучения дисциплины. Её связь с другими науками. Логическая структура дисциплины.
3) Методы и принципы исследования экономики организации предприятия.
4) Формы и методы хозяйствования в экономических системах.

Файлы: 1 файл

Эканоміка арганізацыі (поўная версія).docx

— 307.11 Кб (Скачать)

(МО) Мат. Отдача = 1 / МЁ = Ст-сть тов. продукции / Мат. Затраты

Выделяются также показатели:

- металлоёмкость

- электроёмкость

- энергоёмкость

Они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Вопрос 40. Конец.

 

 

 

Вопрос 41. Начало.

5.Направления повышения эффективности использования оборотных средств предприятия

Направления повышения эффективности использования оборотных средств:

- уменьшение запасов готовой  продукции и решение проблемы  её сбыта. Сокращение запасов  на предприятии особенно необходимо  в условиях высоких темпов  инфляции, т.к. запасы растут в цене, а долги обесцениваются

- экономия затрат и прежде  всего сырья

- избавление от излишнего оборудования  и использование полученных средств  на повышение эффективности использования  оборотных фондов

- переход к выпуску новой  продукции с учётом скорости  её оборота, высокой степени переработки, близости к конечному потребителю

- ориентация предприятия прежде  всего на платёжеспособный спрос,  его стимулирование, создание дистрибьюторских (посреднических) и собственных торговых  сетей для ускорения оборачиваемости  готовой продукции

Принято также различать резервы экономии оборотных средств.Если направления повышения эффективности показывают, с помощью каких мероприятий можно достичь результата, то резервы экономии – это возникающие (или возникшие, но ещё не реализованные) возможности улучшения использования оборотных средств, т.е. это источники, за счёт которых может быть достигнуто их экономия.

С точки зрения сферы возникновения, использования резервов они делятся  на 3 группы:

- народно-хозяйственные (резервы, которые помогают искать источники экономии в масштабах государства в целом). Сюда относятся:

- резервы, связанные с установлением  прогрессивных народно-хозяйственных  пропорций (отраслевая, региональная, техническая структура)

- добыча и производство экономичных  видов сырья и материалов 

- совершенствование структуры  топливно-энергетического комплекса

- межотраслевые и отраслевые.Сюда относятся:

- реализация новых форм организационно-экономических  отношений

- развитие специализации, кооперирования, комбинирования

- внедрение новых способов разработки  месторождений полезных ископаемых, прогрессивных технологических  процессов добычи и переработки  минерального сырья

- развитие предприятий различных  форм собственности

- внутрипроизводственные(заводские, цеховые). Сюда относятся:

- активизация инновационно-инвестиционной  деятельности предприятия

- совершенствование техники и  технологии, организации процесса  производства

- повышение качества продукции  предприятия.

Эффективность оборотных средств  обусловлена многочисленными внешними и внутренними факторами. Внешние  факторы оказывают влияние независимо от интереса предприятия.

Внешние факторы:

- кризис неплатежей

- высокий уровень налогов

- высокие ставки банковского  кредита

Внутренние факторы – те факторы, на которые предприятие может и должно активно влиять.

- факторы, которые влияют, прежде всего, на повышение эффективности основных произв-ных фондов

- факторы, которые влияют, прежде всего, на повышение фондов обращения

Вопрос 41. Конец.

 

 

Тема:Понятие о персонале предприятия, трудовой деятельности, её эффективности

1) Труд, трудовая деятельность, ресурсы и их характеристика

2) Персонал предприятия. Его категории

3) Характеристика движения и стабильности персонала

4) Система показателей эффективности труда

 

 

Вопрос 42. Начало.

1.Труд, трудовая деятельность, ресурсы и их характеристика

Труд – достояние исключительно  человека.

Труд – целесообразная полезная деятельность группы людей или отдельного человека, направленная на создание конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.

Предмет труда – природные вещества, материалы, на которые человек воздействует с помощью средств труда в процессе труда.

В свою очередь, средства и предметы труда в совокупности образуют средства производства.

Продукт труда – результат трудового процесса.

Основные признаки труда:

- целесообразность

- полезность продукта труда  для общества

- затратность продукта труда:

- энергозатраты человеческого  организма

- затраты времени

- материалы и финансовые затраты

Функции труда:

- создание общественного богатства,  т.е. новых материальных и духовных  благ (потребительских стоимостей)

- влияние трудового потенциала  на общественное устройство государства

- выполнение роли меры потребления  (формирование платёжеспособного  спроса) человек, семьи и общества  в целом)

- самовыражение и самоутверждение  человека

Принято выделять виды труда:

- живой (затраты умственной и физической энергии, направленные на создание материальных и духовных благ)

- прошлый(овеществлённый, воплощённый в средствах производства и предметах потребления).

Классификация труда:

1) по способу осуществления труда:

- умственный труд (где требуется интеллектуальное напряжение)

- оперативный

- управляющий

- операторский

- эвристический

- изобретательский

- физический труд (где используется преимущественно физическая сила мускул)

2) по конечному результату труда:

- труд, затраченный на производство  товаров

- труд, связанный с выполнением  общественно полезных услуг и  созданием духовных ценностей

3)по степени творчества:

- стандартный (преподавание, лечебная работа)

- нестандартный (научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений)

4)в зависимости от условий деятельности труд выполняется:

- в комфортных условиях

- в необычных (неблагоприятных)условиях

- в экспериментальных условиях

5)по форме организации деятельности:

- регламентированный (с определённым  распорядком работы)

- нерегламентированный (со свободным  распорядком работы)

- смешанный (пересменка, вахта)

6) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса:

- индивидуальный

- коллективный (совместный)

- однообразный (монотонный)

- разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.)

- динамический

- статический

Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работ.

Субъект труда – активно действующий, познающий, преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид либо социальная группа.

Для того чтобы стать субъектом  труда необходимо:

- достижение высокого уровня  способностей и других профессиональных  качеств личности

- удовлетворённость трудом

- адекватные отражения объекта  труда

- развитие системы саморегуляции

- усвоение общественно выработанных  способов деятельности

- развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения

Возрастное, профессиональное и психическое  развитие можно представить в  виде след.стадий:

- допрофессиональное развитие:

- стадия предыгры (3–5 лет)

- стадия игры

- стадия овладения учебной деятельностью  (до 11–12 лет)

- развитие в период выбора  профессии

- развитие в период профессиональной  деятельности и дальнейшего становления  профессионала

Профессионал – специалист в области трудовой деятельности, достигший требуемого мастерства для эффективного выполнения предшествующих задач.

Этапы:

- профессиональное обучение (от 15-19 до 16-23 лет)

- профессиональная адаптация (17–27 лет)

- развитие профессионала (21–27 лет)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике организаций"