Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:20, контрольная работа
1. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе
товародвижения. Организация и технология оптовой продажи товаров.
2. Организация труда работников в магазине.
Ситуация 15
Гражданин Соловьев обратился в комиссионный магазин с просьбой о
продаже детского велосипеда. 10 апреля был подписан договор комиссии.
Зайдя в магазин через 6 дней, гражданин Соловьев поинтересовался у продавца,
продали ли его велосипед, на что продавец ответил, что товар еще не поступил
в продажу. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какими должны быть
действия комитента?
Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.
Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.
Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.
Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).
Основной (торгово-оперативный) персонал -- это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т. д.
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем большее число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина.
Одно из основных направлений совершенствования организации труда в магазине - улучшение организации и обслуживания рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда. Этому способствует; правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем и удобное его размещение; бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами и т. д.; размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций; создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.
Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.
Обслуживание рабочих мест связано с выполнением подготовительно -заключительных, транспортных и хозяйственно -бытовых функций.
Подготовительно-заключительные функции включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров и его пополнение на оборудовании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров; подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в установленном порядке; уборку рабочего места.
Транспортные функции предусматривают внутри магазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.
Выполнение хозяйственно-бытовых функций должно обеспечивать рабочие места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной одеждой.
Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций, связанных единым целевым назначением. Метод труда -- способ осуществления процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.
К важным факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.
Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно -заключительных, основных и вспомогательных операций.
На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.
Задача.
В задании 4 к контрольной работе необходимо выполнить следующие операции:
1) рассчитать торговые помещения магазина;
2) рассчитать неторговые помещения магазина;
3) рассчитать общую площадь магазина;
4) определить структуру площади магазина;
5) нарисовать схему планировки магазина в масштабе.
При проектировании магазина
основным исходным показателем для
расчета его отдельных
Площади торговых залов магазинов и примерная структура этих площадей по товарным группам представлены в табл. 4.1. и 4.2.
Площади остальных
торговых и неторговых
Решение:
Согласно варианту – гастроном.
В торговую площадь продовольственного магазина входят площадь торгового зала, зал кафетерия, зал приема и выдачи заказов. В торговую площадь непродовольственного магазина входят площадь торгового зала, зал кафетерия и помещения (площадь) для дополнительного обслуживания покупателей.
Таблица 4.1. Площади торговых залов различных типов продовольственных магазинов и примерная структура этой площади по товарным группам
Товарные группы |
Гастроном Размер торгового зала- 1000 м2 |
Диетические товары Размеры торгового зала- 650 м2 |
1 вариант |
2 вариант | |
Мясо и мясопродукты |
120 |
85 |
Рыба и морепродукты |
130 |
85 |
Гастрономия |
150 |
50 |
Молоко и молокопродукты |
100 |
70 |
Фрукты, овощи |
50 |
40 |
Вина, пиво, напитки |
140 |
95 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
90 |
60 |
Бакалея |
120 |
90 |
Кондитерские изделия |
100 |
75 |
Итого |
1 000 |
650 |
1.2. Устанавливается
площадь помещения отдела
Т а б л и ц а 4.2. Данные для расчета площади помещений отделов заказов в зависимости от площади торгового зала проектируемого продовольственного магазина
Площадь торгового зала магазина, м 2 |
Площадь помещения приема и выдачи заказов, м 2 |
Площадь по-мещения комплек-товочной, м 2 |
Площадь помещения фасовочной, м 2 |
Площадь помещения экспедиции, м 2 |
650 |
18 |
12 |
10 |
- |
1 000 |
36 |
18 |
12 |
5 |
Площадь помещения отдела заказов: 36 м2
1.3. Устанавливается площадь зала кафетерия аналогичным образом по табл. 4.3. с учетом примечания.
Т а б л и ц а 4.3. Данные для расчета площади кафетерия в зависимости от размеров площади торгового зала магазина
Площадь торгового зала магазина, м 2 |
Площадь зала кафетерия, м 2 |
Площадь подсобного помещения, м 2 |
Свыше 650 до 1 500 |
24 |
8 |
Свыше 1 500 до 3 500 |
36 |
10 |
Площадь кафетерия: 24 м2
Кафетерии предусматриваются в следующих магазинах:
– универсальных
– булочных, кондитерских и молочных магазинах с площадью торгового зала 250 м 2 и более;
– магазинах детских товаров с площадью торгового зала 1 000 м 2 и более;
Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"